Янтарный крест Глава 10

Алекс фон Джаго
Дневник Германа-Фридриха

     Не ожидал я, что русский царь так быстро меня раскусит. Хоть обиды не заимел - и то хорошо. Так что не очень то мне и оправдываться требовалось. Ведь в Риге генерал-губернатор менее догадливым оказавшись, весьма тем самодержца обидел, так что не трудно объяснить было, что наличие мозгов - грех не большой. Хотя и отсутствие таковых у отдельных чиновников еще не повод для войны. Ведь по словам деда, в годы его юности герцог Ягоб на восток также посольство отослать пытался, так Псковский воевода его и завернул, за шпионов сочтя. Якоб в обиде Петрову батюшке тогда подробную карту Московии отправил, которую в Германии приобрел. Чтоб понял тот, что не там шпионов искать надобно.

     И как через десятилетия вроде б как спохватились, рассказал, прислав уже сами переговорщиков, с предложением - " Вы мол, кораблики стройте, с Индии перец на ни них возите, а выручку по полам делить будем!" Так что убедить царя, что и на Руси дураков, к власти приближенных, даже поболе, чем в других державах наберется. Рассказал  и о том, что дед почти сорок лет тому под Воронежем лесопильню поставил, хорошего мастера её заведовать не пожалев. Так тот, у местных бояр бревна дубовые покупая, по всем правилам для судостроения материал подготовить смог - 20 лет древесину вымачивая, а потом 20 лет суша. Не всякое ядро борт корабля, как положено строенного, пробить сможет.
  Как же глаза у заболевшего "морской болезнью" (в хорошем смысле) монарха загорелись. Ведь то, что скороспело сляпано было набранными со всей Европы "мастерами", текло со всех щелей, и этот "одноразовый флот" хоть и денег немалых стоил, и дубрав для него перевели немерено, а реальной мощи России не прибавил.

        Ясно, что тут же вопрос прозвучал - не продадим ли взад лесоматериал? Вроде и не нужен он для Балтики, но здесь нам и из Америки навезенных досок хватает, а вот из тех, что в Воронежской глуши припрятаны, сами бы и построить были готовы, и экипажи выучить. Дабы не стыдно было, потом за работу свою отвечать и никто свои огрехи на нас свалить не мог. Теперь же на Руси спецы разноязыкие больше друг с дружкой лаются, чем дело общее делают. Только нужно не менее двух лет, чтоб хоть десяток фрегатов сотворить правильно, да потом не менее трех лет, чтоб экипажи на них сплавались настолько, сколько потребно для гарантированной Виктории. Вот и выходит, что не война, а мир, Московии требуется, чтоб турка одолеть. И то, возможно это только если правильных союзников страна себе выберет. На море уже ясно - сами мы себя предложили, а вот на суше и того сложней задача стоит. Ведь сильному союзники не нужны, а у слабого и учиться не чему.

      Хотя  дед любит говаривать, что даже правильно замотивированный черт пляшет с удовольствием. А лучший стимул во все времена был из желтого металла. Так что если в представленные мною помещения Петр контингент выделит (как раз из-под Азова стрельцы освобождаются), то у Карла их натаскать ветеранов изыщем. Последний тем самым увечных своих трудоустраивает, а русский царь вообще взрывоопасную ситуацию (о которой не догадывается даже) разруливает, стрелецкий бунт предотвращая. Ведь в его отсутствие воинов-победителей вместо того, чтобы к женам отпустить, на литовскую границу погонят, как обычно жалованье при этом задержав. И как обычно найдется при этом сволочь, которая вместо того, чтобы лямку тянуть, вспомнит (и другим расскажет) как хорошо при Софье служилось - на войну, да по гарнизонам окраинным де, не гоняли, а на Москве любого боярина на пики вздеть могли. Сейчас же, для тех, кто помоложе, да попонятливей для карьерного роста шанс предоставляется - вернутся то ведь капралами (с жалованьем соответствующим), хотя и требуемое задание выполнено будет - расквартированы окажутся аккурат на литовской границе. А вот остающимся, кто по женам своим заскучился, нужно для воссоединения семей возможность предоставить. Только не их к бабам гнать, а тех в Азов - к мужьям. Юг ведь православными заселять решено, дабы твердой ногой там стоять. А жалованье отбывших на учение как раз как подъемные и можно использовать. Даже по расценкам гвардейских полков - 12 рублей годовых (за риск порубежной жизни накидывать не вредно). На жарком солнышке саман сохнет быстро - за лето и обживутся, только надо будет весь горбыль, что на воронежских верфях образовался (а это как-никак 40% от бревна-кругляка), вниз по Дону сплавить - и там завалы мусора разгребут, и безлесный край стройматериалом обеспечен будет. Жизнь опять же на новом месте дешевле гораздо - море рыбой богато, у степняков мясо купить задешево можно, а хлебушек пока и по реке присылать нетрудно, а со временем и плодородные земли вокрест распахивать начать.

       Когда я все эти аргументы царю выложил, но он со своей горячностью сразу же обратно плыть пожелал. Успокаивать пришлось - время то еще терпело, но вот указ на Дон с целью упреждения головотяпства тамошних "генерал-губернаторов", да московских приказных ярыжек посоветовал тут же и написать, гарантируя, что мои фельдъегеря за неделю до русского порубежья пакет доставят, несмотря даже на то, что нынче посреди моря находимся - золото открывает любые двери и ускорение придаёт всему.
             Кстати и Карл ведь меня в Висбю ожидал прежде всего, чтобы денег у однокашника в займы попросить. Как не дать - христианам помогать друг-другу завещано. Кстати вот и ему прекрасный случай христианскую помощь оказать превосходный шанс представиться может. Непременно намекну о том. Правда, с басурманами пока обождать придется - не готова пока русская армия с дальним вековым врагом воевать, но есть ведь враг у нее и поближе, кстати и у шведской армии он в неприятелях ходит - Речь Посполитая. Да огромна! Да сильна и хорошо организована! И даже объединенный потенциал Швеции и России и половины ляшского не натянет, тем паче что Речь себе в союзники непременно кого-либо найти сможет, и скорее всего это Дания будет. Вечный шведский друг-враг. Но бить их все же можно! Если не трусить. А этого " достоинства" и русские и скандинавы лишены.

        И хоть между Петром и Карлом "искра не проскочила" (а может это даже и к лучшему?), но разумный расклад ситуации убедил обоих, что они, прежде всего, владетели держав за которые ответственность несут, а не собственной гордыни или чревоугодия утешители. Так что получился в этот раз не "Союз страсти", а прагматическое соединение интересов - что много серьёзней и долговременней. Решено было также как минимум хоть в 5 лет раз встречаться, но и помимо того
действия свои согласовывать. Сколько удастся - войны избегать, а если уж сие несчастье произошло - то единым фронтом выступать, друг другу всяческое содействие оказывая.
          "Тайная вечеря" наша проистекала на борту фрегата, коей Карл посетить соблаговолил, разумеется, никого о целях своего визита уведомлять не собиравшийся - да и приучил он уже свою дворню, что своей головой живет. Петру  также, хоть и интересно было еще на один городок Европы своим глазом глянуть, но все, что удалось, так только разглядеть крепостную стену из светлого камня сложенную - только она из каютного окна видна была. Тут уж за конспирацию я отвечал, и более игры "тут инкогнито - тут не инкогнито" не дозволялись - ставки были серьезные и до срока о принятых на "Висбюсской конференции" решениях ни кому знать не полагалось. Даже протокол не вели и договоров не подписывали - ведь собравшиеся были людьми, для которых Слово Чести, в отличие от прочей Европы не было пустым звуком.

         Устроило обоих правителей и моё посредничество, ведь в Европе я только как наследник магната числился, а только по Посполитой длиннющий ряд из Рудзинских, Чарторыжских, Потоцких и прочих Сапег таковыми в очереди стоял. Значит действительно третьи силы в своих интересах уже образовавшийся Союз использовать не смогут. А со мной же все ясно - просто хочу земли и людей своих от военного разора уберечь, раз у законного герцога на такое ни денег, ни мозгов не имеется. Конечно, мог бы в каком-нибудь курфюстстве полк-другой наемников прикупить, деньги на то те же ушли бы, что нынче на переучивание стрельцов уйдут, только я в открытую и сказал сразу, что это проблемы не решит. Отработают зольдатен свой контракт честно и обратно к своим фрау умотают, дукаты да даллеры пропивать. А вот если пара тысяч "учеников" в стенах еще Орденских замков до капралов дорастет, то, вернувшись в Россию, они уже 40 тысяч воинов натаскать сумеют. Столько инструкторов по заграницам не насобирать!
         И вот под такой "крышей" уже можно любую грозу переждать, причем не очень то на неё и потратившись - тут важно, что своевременно. Петр было заикнулся, что мол денег дай, а где квартировать - он и сам разберется. Так каково же его лицо вытянутым оказалось список со счета "вдовы Ленина" - владелицы Либавского герберга (где он погудел слегка) узрев. Сначала вспыхнув, а потом, напротив - в восторг придя. Своим умом дойдя, что раз даже его расходы в курляндской земле до гроша сочтены, так уж солдатские тем паче в порядке будут и к чужим рукам потом и кровью заработанные солдатские денежки не прилипнут. Мздоимничать тут НЕ ВЫГОДНО! (кстати, и работу моей тайной канцелярии попутно царь оценил).
          А с Карлом еще проще получилось, ведь выделив пару сот ветеранов, он на очень дальних подступах от Риги два полка получал, которые и в его интересах службу нести будут.
           А ВНЕШНЕ ВСЕ ВЫГЛЯДЕТЬ БУДЕТ КАК ПРИЧУДА ЗАЖРАВШЕГОСЯ МАГНАТА!