Новый наряд Сикстинской Мадонны

Койфман Валерий
Рафаэль "Сикстинская мадонна" (картина в новой раме)

Выставка в дрезденской Галерее старых мастеров  «Сикстинская Мадонна: культовой картине Рафаэля – 500 лет»   (26 мая - 26 августа 2012)

«Одной картины я желал быть вечно зритель..."
                А. Пушкин «Мадонна». 1830 г.

С юных лет в наше сознание непроизвольно проникают волшебные частицы искусства, созданного вроде бы такими же «землянами» как и мы, но одаренными истинной гениальностью Мастерами. Достаточно однажды прикоснуться  к их шедеврам, чтобы след в душе остался на всю жизнь. Именно поэтому мир издавна помнит и хранит имена и творения великих художников и скульпторов, поэтов и композиторов, которые дают право человеку гордиться тем, что он Человек.
Зримым подтверждением этого факта является открывшаяся 26 мая 2012 г. в Дрездене уникальная выставка «Сикстинская Мадонна: культовой картине Рафаэля – 500 лет», посвященная юбилею шедевра, который называют символом красоты и добра. Сегодня картина прекрасна, как в то далекое время, когда Рафаэль Санти написал ее.
Ежегодно около двух миллионов посетителей приходят в Дрезденскую галерею специально для того, чтобы полюбоваться Девой Марией с младенцем Иисусом на руках, босиком ступающей по облакам. С тревогой в душе, она держит путь на Землю - чтобы отдать своего сына «в жизнь».

Успех новой выставки с самого начала превзошел все ожидания. Перед входом в Цвингер выстраиваются длинные очереди желающих увидеть свыше 250 экспонатов, подробно рассказывающих «биографию» произведения (ранние наброски Рафаэля, переписка чиновников XVI века, документы на приобретение картины из саксонских архивов и далее до наших дней).
На время выставки картина покинула свое привычное место на 2-м этаже и переехала в Гобеленовый зал, украшенный коврами, сотканными по эскизам Рафаэля. К юбилею музей решил «подарить» имениннице  новую раму. Поскольку оригинальная рама шедевра не сохранилось, то после долгой дискуссии решено было изготовить новую раму по старинной технологии - в виде балдахина. К юбилею слегка обновили краски картины, а также заменили ее остекление. Теперь «Сикстинская мадонна» смотрится ярче и выразительнее, чем прежде.

Ядро экспозиции – картины, рисунки, гравюры из Дрездена, Парижа, Лондона, Флоренции, Ватикана, Вены, созданные итальянскими мастерами в тот же период, когда Рафаэль создавал в Риме для алтаря монастырской церкви в Пьяченце на севере Италии «Сикстинскую Мадонну (256;196 см, холст, масло), заказанную папой Юлием II. Считается, что моделью Мадонны послужила Форнарина (ит. «Булочница»), возлюбленная и натурщица художника. Ее настоящее имя Маргерита Лути, и была она дочерью булочника.
Интересно, что в монастыре Святого Сикста картина располагалась перед большим распятием, и по замыслу автора выражения лиц и позы фигур на ней отражают чувства при виде страданий умирающего Иисуса. 
Более 200 лет эта работа Рафаэля оставалась практически неизвестной. Кроме краткого упоминания о ней у Дж. Вазари, только монах Ф. Пассеро в 1593 году описывал настолько чудесную картину Рафаэля на передней стене хоров, что «она никогда не может быть оценена достаточно».
На юбилейной выставке посетители увидят также другие работы Рафаэля («Донна Велата», «Мадонна Альдабрандини», а также эскиз к росписи «Изгнание Гелиодора из храма»).

Далее экспозиция рассказывает историю картины уже дрезденского периода. Если своим возникновением «Сикстинская Мадонна» обязана заказчику папе  Юлию II и, конечно, Рафаэлю, то своей славой она обязана Дрездену.  В XVIII веке Рафаэлем заинтересовался саксонский курфюрст Август III. Его агенты пытались заполучить работы художника по всей Европе.
В блистательной коллекции курфюрста не было ни одного Рафаэля, а в Пьяченце было единственное полотно мастера, которое в принципе можно было попытаться купить.
Два года дипломатических ухищрений и огромная сумма в 25 тысяч скудо (самые дорогие картины в коллекции курфюрста оценивались тогда от 1000 до 8000 скудо) понадобились ему, чтобы выкупить пока не очень известную  картину Рафаэля – столь велика была слава художника. Считается, что, затеяв торг, само полотно курфюрст даже не видел. В Дрезден «Сикстинская Мадонна» прибыла 1 марта 1754 года, и Август III т, по преданию, своими руками отодвинул трон, чтобы дать «дорогу великому Рафаэлю».
Несмотря на такой пышный прием, картина еще почти 60 лет пребывала в тени, а самым знаменитым произведением дрезденской коллекции живописи оставалась "Святая ночь" Корреджо.
Лишь в начале XIX века, благодаря  Винкельману и Гете, "Сикстинская Мадонна" начала свое шествие в массы - уже в качестве великого и даже величайшего произведения мирового художественного гения. Копии картины появились сначала во дворцах знати, потом в особняках буржуазии, а позднее, уже в виде гравюр разной степени качества, и в простонародных домах.
Поэт В. Жуковский писал в 1821 году, когда впервые увидел полотно Рафаэля в Дрездене: «Час, который я провел перед этой Мадонной, принадлежит к счастливым часам жизни…».

В нашей коллективной памяти сохранилась легендарная прощальная выставка 1955 года в ГМИИ им. Пушкина «Шедевры Дрезденской картинной галереи», когда «Сикстинская Мадонна» – жертва войны и временный трофей была еще «на нашей стороне». Русскоязычные  туристы до сих пор едут в Дрезден, чтобы встретиться со своей «Сикстинской Мадонной». В Дрездене относятся к этому с уважением: специально к выставке был напечатан русскоязычный каталог и запущена русскоязычная версия сайта галереи (www.skd.museum/ru).
Финал выставки, по большому счету, выдержан в ироническом духе: здесь показывают «карьеру» уютно расположившихся в нижней части картины двух задумчивых ангелочков, превратившихся в «шедевры» современного китча. Уже в 1800 году ангелы использовались как самостоятельный мотив. Крылатые дети глядят со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в умильных поросят на рекламе колбасного фабриканта в1890-х годах, а вот винная этикетка, зонтик, конфетная коробка, и даже...  туалетная бумага. Приходится осознавать, что заимствование и приспособление «Сикстинской Мадонны» в современной масскультуре - это своего рода плата за превращение когда-то малоизвестной алтарной картины монастырской церкви в бессмертный шедевр общечеловеческого значения.
В Дрездене «Сикстинская Мадонна» сейчас повсюду: на плакатных тумбах, витринах магазинов и отелей, на городском транспорте. Действительно, «500 лет - самой красивой женщине мира» (как утверждает слоган на фасаде Цвингера) - дело нешуточное.