Культуры и нация

Валерий Иванов-Виленский
http://www.lt90.org/news.php?readmore=71

Продолжим нашу беседу о том, как формируется нравственное сознание на основе религиозного сознания и в то время, когда религиозное сознание в современном мире, не всегда детерминирует поведение людей.
Прежде, хотел бы обратить внимание на то, что и культуры, сформированные на тех или иных нравственно философских  религиозных доктринах, имеют свои типажи. Культуры Дальнего Востока, в основе которых такие религиозные учения как буддизм, конфуцианство, синтоизм, даосизм и т.д., имеют один общий признак – интраверность. Обрядность этих учений замыкает человека в себе и через это замыкание в себе осуществляется поднятие духа данного человека - через нирвану, происходит постижения божественных истин, постижение гармонии, постижение законов природы.
Второй тип культур, о которых уже говорилось, это плоскостные, социальные культуры, сформированные на таких фундаментальных религиозных доктринах, как иудаизм и ислам. Иудаизм - всесторонне табуирует социальное поведение людей. Ислам – ограничивает также людей в своих социальных отношениях, вплоть до регламентирования одежды…
Следующий тип культур – это открытые культуры, которые зиждутся на христианских религиозных доктринах.
Эти четыре типа определяют в целом все мировые культуры.
В прошлый раз было сказано, что современный мир открыт и идёт проникновение культур из одних государств в другие. Однако, возникает вопрос, как это проникновение происходит? Ответ будет таким. Культуры не смешиваются. Культуры не синтезируются.  Они наслаиваются, словно коржи в слоёном торте. Посмотрите как в современных многокультурных странах, где присутствуют представители многих культур, скажем, США, или Советский Союз, Россия, на территории которых издревле проживали представители разных религий, разных культу; или Европа, где живут представители Дальнего и Ближнего востока, Африки и т.д. – во всех них заметна одна очень важная тенденция. Представители различных культур не смешиваются с местной культурой, а живут в таких многокультурных странах отдельными анклавами или агломерациями, начиная с национальных республик и заканчивая «чайна-таунами», «индийскими районами» или, например, резервациями и т.п. Там, в них, они живут привычной для себя жизнью, в привычной для себя своей национальной культурной среде.
Но всё же, как происходит в современном государстве регулирование нравственных межкультурных отношений? Ответ простой, через государственное законодательство на основе Конституции. Законы и Конституция устанавливают отношения людей.
Некоторые говорят на основе демократических «общечеловеческих ценностей», хотя признать такую интерпретацию невозможно, поскольку не существует «общечеловеческих ценностей», не существует «общечеловеческой культуры», нет «общечеловеческих законов», нет таких вот «общечеловеков». Всегда есть конкретный человек носитель конкретной культуры. Государственные законы формируются сегодня на основе демократических принципов, в основе которых человек с его аспирациями, с его чаяниями, с его идеями, с его желаниями, с его пониманием счастья…
Все отношения между представителями различных культур регулирует закон, Конституция современного демократического государства. Но любой закон, прежде всего, регулирует лишь этические отношения, т.е. нравственные отношения в области этического мировосприятия: что можно, а что нельзя. А вот что хорошо - добро, а что плохо – зло, т.е. нравственные суждения в обрасти морали, тоже косвенно определяются законами данного государства, на основе, подчеркну, той культуры, которая лежит в основе данного государства. Например, недавние случаи во Франции, когда был принят закон, запрещающий ношение женщинам хиджаба (покрывающего целиком голову платка у мусульманок). Или отмена в некоторых христианских странах вывешивание круцификса (распятия) в помещениях учебных заведений - явное нивелирование христианского религиозного, нравственного сознания в христианских государствах.
В итоге можно констатировать, что регулирование отношений между представителями различных стран, культур в современном государстве происходит через законы: уголовные, административные и т.д., где чётко прописано, что можно, а что нельзя, и почему. За основу того, что хорошо для человека, а что плохо, приняты фундаментальные международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.) и Европейская конвенция прав человека (1950 г.). Они отвечаю по существу  на вопросы: что для человека хорошо, а что плохо. Однако, ни один из этих и других международных юридических актов не регламентирует такие нравственные вопросы, как эстетические – что красиво, а что не красиво. Не регулируют международные правовые акты и эсхатологические вопросы относительно человека: быть, или не быть ему. Поэтому констатируем, что любые правовые акты, в том числе законы, регламентируют только нравственные аспекты бытия человека  с точки зрения этики, в некотором роде – морали. Эстетические и эсхатологические нравственные вопросы находятся в сфере только личностного понимании их конкретным человеком и регулируются только им на почве его религиозного сознания и той национальной культуры, в которой он себя позиционирует.
Что такое национальность? Что такое национальное сознание? Оно, понятие национальное сознание,  возникло совсем недавно, на фоне Великой французской революции в конце 18 века. Именно тогда возникли эти, как говорили революционеры, «общечеловеческие лозунги»: Liberte, Egalite, Fraternite – свобода, равенство, братство. Национальное сознание связано с зарождением капитализма, когда во время Французской революции  были отметены все сословные отношения, все стали гражданами республики, равные перед законом, не зависимо от имущественного ценза или  своего происхождения. Это был огромный прорыв в истории социального развития человечества, в том числе и на европейском континенте.
Если заглянуть в энциклопедии 30-х 50-х годов 20-го века, то мы увидим, что понятие нация прежде всего определяется каждым человеком в отношении себя самого, как национала, посредством следующих определений: язык, история и этнокультура. Кроме этого сюда же входили: территория и экономика. Однако с последними двумя определениями трудно согласиться, поскольку мы знаем существуют нации без территории. Долгое время такой нацией были евреи, - до воссоздания государства Израиль. Они имели всегда свой язык, историю, этнокультуру и религию, жестко табуирующую всё их поведение в отношении своего социума, не дающую им настоящей свободы действий (шутка ли сказать – 612 табу; заметим при этом, евреи были пожалуй первыми, кто востребовал абсолютную свободу для представителей всех других наций). Такой же нацией без территории являются сегодня цыгане. Кстати, деньги, эта «кровь экономики», не несут сами в себе национального признака. Золото вне национально! Равно как и современная экономика, по сути дела вне национальна по своему содержанию, ибо измеряется в деньгах. Но экономика национальна по своему измерению, поскольку государственные деньги эквивалентны золотому запасу и всему капиталу, сосредоточенному в данном конкретном государстве и его производительным мощностям и производственным силам, способным удовлетворять всесторонние потребности государства и его граждан.
Поэтому давайте ограничимся тремя определениями понятия нация: язык, этнокультура и история. Всё остальное – вне национально, ибо основа национального сознания, это культура, культура человека, служащая ему для самоидентификация себя как национала. Сегодня правда и язык, который знает человек, не вполне характерен для констатации им своей национальной принадлежности, поскольку многие знают по нескольку языков. В этом плане этнокультура и история более чётко помогают позиционировать человека как представителя конкретной нации. Какие народные песни, пляски, узоры ближе вашим ощущениям и эмоциям, какой король или другой исторический герой той или иной эпохи вам импонирует больше, - всё это определяет ваше национальное сознание.
Понятие нация входит в широкий политический оборот лишь со второй половине 19 века. Только с этого времени в Европе люди начинают себя чётко идентифицировать как те или  иные националы, в конкретном национальном государстве, где есть свой государь и свои законы, своя культурная жизнь.