Нора под зелёным камнем

Наши Друзья
Лира Ликбеза
 
Ночь, словно чёрная пантера, выгнула спину, потянулась, сверкнула глазами-звёздами, дрогнула бархатом прохладной мягкой шкуры, зевнула, широко разинув пасть. Розовым языком лизнула край тёмного неба, он чуть стал светлее,  и потихоньку стала пятиться к пещере в  дальней горе.
Перед тем, как скрыться там, она взмахнула хвостом, кончиком его скользнула по  кромке неба, подцепила несколько не очень ярких звёзд и вползла вглубь  пещеры.
А  солнышко лучами уцепилось за край скалы, подтянулось, заглянуло одним глазом в ущелье, потом уже оба глаза появились из-за гребня горы. И вот, широко улыбаясь, осветило оно и ущелье, и небольшую долину, которая была окружена горами со всех сторон. И было всё это похоже на каменную чашку. Солнышко ополоснуло глазки в горном студёном ручье, полюбовалось своим отражением в зеркальце небольшого синего озера. И принялось за работу: согревать своим теплом всё живое. Над цветами зажужжали пчёлы, шмели, мухи. Они точно знали, что без их кропотливой работы не появятся плоды на многих растениях; перестанут  опылять их – и прекратится жизнь на земле. Поэтому трудились, не обращая внимания на других. Черепахи ползли искать сочную траву, ящерицы скользили среди травы и камней, где можно найти кузнечиков и сверчков; колючий дикобраз перебежал тропинку. Он тоже искал себе пищу, хоть и боялся встретить мальчишек.
Запели птицы, радуясь тёплым лучам солнца и тому, что жизнь продолжается. Птенчики разинули свои клювики – только успевай засовывать туда мошек.
Проснулись и обитатели норы под большим Зелёным камнем, мама-кобра с тремя малышами. Змея вывела деток погреться на солнышке и продолжила свои уроки по искусству выживания.
Малыши уже теряли свою детскую окраску и приобретали оливково-зелёную.
Но самая маленькая змейка ещё была в сверкающем наряде, переплетенном жёлто-белыми лентами.
Змея  изо дня в день учила деток, как надо  выслеживать и ловить мышей, ящериц, лягушек, как прятаться в густых колючих кустах, и как отпугивать мальчишек, которые подкарауливали змей на тропе или среди камней и били палками.
А сегодня мама-кобра показала детям гнездо птицы, где пищали три сереньких  в крапинку птенца.
Потом Змея поднялась на треть своей длины и развернула капюшон, на котором, словно два тёмных глаза в белых ободочках, светился рисунок на верхней стороне шеи, и зашипела.
Малыши повторили урок. Они старались подняться над землёй повыше  и шипеть сильнее. Им казалось, что они всё делают, как мама.
Мама-кобра с нежностью посмотрела на них, язычком коснулась мордочки каждого, будто поцеловала их. Поползла к норе под  огромным камнем. Люди называли этот камень Кокташ – Зелёный Камень. Когда на него падали лучи солнца, он изнутри светился зелёным светом, но когда набегали тучи, камень становился синим. А ночью он был чёрным. Проходя по тропе, люди поднимали головы, любовались камнем, даже своё небольшое селение неподалёку, внизу  у реки, они назвали Кокташ. Добраться до камня они не могли, не было к нему тропинки, но маленькие камни, подобные этому, можно было найти у ручья. И мальчишки искали удивительные камни там, а увидев змей рядом в кустах, гнались за ними, чтобы ударить палкой.
Дети следом за мамой-коброй заползли в нору, свернулись клубочком на сухих листьях, снаружи уже стало жарко, а здесь  было довольно прохладно.
Кобра продолжила урок:
- Ползайте, дети, осторожно, услышите шум – прячьтесь в густые колючие кусты. Старайтесь не попадаться мальчишкам на глаза.
Маленькая змейка неожиданно  спросила маму:
- А почему мы должны есть птенчиков, мышек, лягушек? Мне их жалко. Я вчера играла с лягушонком, он прыгал, а я пыталась догнать его. Нам было весело. Мне не хотелось его есть.
Мудрая змея ответила:
- Так устроена природа, мы должны есть, чтобы жить. Мышки и птички тоже ведь едят червячков, кузнечиков, мошек. Ты можешь не трогать лягушат, если ты этого не хочешь.
Тут и сынок задал вопрос:
- А почему мы должны бояться мальчишек, они ведь не едят змей?
Мама-кобра раздула свой капюшон, видимо, вспомнила, как обидели её когда-то мальчишки:
- Я и сама не могу понять этого. Есть люди, которые заботятся о птицах, о зверях, я видела, как они подкармливают их. И к змеям уважительно относятся. А другие люди  убивают.  Злые мальчишки  бьют нас палками и камнями.
Я встречала  детёнышей людей на лугу, где их оставляли люди одних – никого не тронула. А моих они забивали палками, хотя те были крошечными, не угрожали никому.
Так что ползайте, дети, осторожнее. Старайтесь выходить рано утром или ночью. В это время вы можете ничего не бояться.
А маленькая змейка вдруг сказала:
- А, может, они так убивают свой страх?
Очки мамы-кобры стали видны даже в темноте.
- Страх невозможно убить вне себя. Убивая беззащитных, они ещё больше будут бояться, ещё глубже загонят страх внутрь себя, постоянно будут думать, вдруг их тоже кто-то убьёт просто так.
Будут добрыми к другим – не придётся ждать, что кто-то отомстит тебе и отнимет твою жизнь. Если бы им больше рассказывали о нас... Я думаю, что знания могли бы им помочь победить страх.
Она свернулась в кольцо, в середине которого уместились три маленьких колечка. До позднего вечера они пролежали в норе. А когда ночь-пантера покинула свою пещеру в горе, змеи выползли на охоту.
Малышам надо многому научиться, чтобы уметь побеждать страх.

Фото Михаила Козлова