Стрельцов на все времена

Антоша Робкий
Посвящается Спекулянтке Ру.




Много футболистов хороших, много прекрасных. Есть футболисты великие. И есть футболист, единственный, величайший из великих, легенда из легенд. ЭДУАРД СТРЕЛЬЦОВ.

Иллюстрацией к этой заметке служит фотография из журнала «Спортивные игры» за 1970 год. В сухом комментарии говорится.

«Восьмой номер Эдуард Стрельцов, преследуемый по пятам защитником «Пахтакора» Ахролом Иноятовым, номер пять уловил благоприятный момент для паса, и пяткой послал мяч себе за спину. Пас был настолько неожиданным для Иноятова, что тот пропустил мяч между ног прямо к бегущему к воротам Юрию Савченко. Вратарь Николай Любарцев был бессилен спасти ворота».

Фото Владимира Ульянова, журнал «Спортивные игры».


Стрельцов из тех, кто делал футбол красивым.

Просто приведу отрывки из интервью Эдуарда Стрельцова журналу «Юность».

«…тобой руководит не боязнь проиграть, а желание выиграть. И не просто выиграть. Красиво. Я люблю футбол за то, что он красивый, и за то, что он трудный, мужественный, может, даже, опасный…

Я понимаю красоту так. Нас одиннадцать человек. Мы разговариваем на языке паса. Пас нас связывает. Можно красиво обвести, красиво ударить, красиво прыгнуть. Можно даже красиво бегать. Можно и нужно. Но самое главное – пас. Он должен быть красивым, то есть, мягким, точным, своевременным. Он должен быть умным, то есть, неожиданным, застающим врасплох, хитрым, что ли….

Моя бы воля, я не голы считал, а пасы».

Он говорил по поводу мяча, который забил киевскому «Динамо», обыграв трёх защитников и обманув вратаря: « - Удовольствия от него я получил меньше, чем от многих других голов….»

Я больше люблю английский футбол, говорил Стрельцов. Бразильским восхищаюсь.

Конечно, всем известна трагическая история этого футболиста от бога. Три московские шлюхи подцепили футболистов сборной, навязались в гости на дачу. Наутро – банальнейшая московская история: «Караул, изнасиловали! Женись, или посажу!». Срок.

И в провинции такие случаи раз в два-три года, да бывают, а в Москве их случается каждый день по десятку. Раздули дело по указанию свыше, подтасовали чего надо.

Утверждают, что сам волюнтаристский лидер Никита, не любивший футбол и художников-авангардистов, повелел, громыхая ботинком фабрики «Скороход» по столу. Похоже, оно так и есть.

Лучший футболист мира вернулся в футбол и делал футбол красивым.

Вот какие слова Стрельцова хотелось бы ещё привести. «Но самый приятный гол из этих четырех для меня тот, что я забил с великолепного паса Толи Бышовца». И вот почему.

Великолепный игрок, («мильон» дают за Бышовца, пел Высоцкий) ещё и великолепный тренер, в качестве тренера завоевавший олимпийское золото, и сейчас даст фору заморским тренерам! Которые едут в страну не для того, чтобы добиваться результатов, а только для того, чтобы сшибить лёгкую денежку. И сами того нисколько не скрывают.

Бышовец, Блохин, Заваров, Черенков – достойные продолжатели дела Стрельцова. Как говорится в крылатой фразе, да, были люди в наше время! Они ИГРАЛИ в футбол, а не отбывали за деньги время на поле.

Были. Да все вышли.

А причина самая простая. Блохин, обладатель звания лучший игрок Европы, получал, как и все игроки сборной, триста рублей в месяц да разовые премиальные. Триста рублей – стимул для футбольного роста. Наших, серебряных призёров Европы, расхватали с руками. Получив после трёхсот деревянных приличную (по тем временам) зарплату в Европах, они своей игрой всю Европу поразили. Стимул!

Если бы я получал пять миллионов зарубежных рублей, и никакого результата не показал, а наоборот, проиграл полунищим игрокам страны, объявленной банкротом, от стыда бы застрелился…

Стрельцов, как и Пеле, в восемнадцать лет уже был суперфутболистом. Блохин в двадцать два года стал обладателем "Золотого мяча". А нынешних в двадцать пять лет всё называют подающими надежды.

Если лошадь перекормить, она не пашет. Она спит в оглоблях.

Как говорят чиновники от спорта, нужно принимать меры. А меры просты.
Первое, что надо сделать, это гнать из футбольного первенства всех афроафриканцев.
Второе. Положить игрокам оклад жалованья шестьдесят тысяч рублей в месяц (примерный эквивалент трёхсот советских деревянных).
Третье. Бышовца - в тренеры! Но можно и Газзаева. И Колыванова.  И немедленно вернуть в сборную Семака!

Тогда, как в далёком шестидесятом, чемпионство придёт.