Диалектика безумия

Екатерина Кантая
 Перед нами – безумная теория. Вопрос в том,
достаточно ли она, безумна, чтобы быть правильной.
                Нильс БОР

Безумие явление повсеместное. Этим словом я обозначаю утрату homo своей разумной составляющей, способности мыслить адекватно социальной ситуации, использовать прошлый опыт для приспособления к новым условиям. Именно как способность субъекта к адаптации современная наука определяет интеллект, а не как совокупность и разнообразие знаний. Разумеется есть медицинская терминология, но там, если капнуть глубже, с критериями установления безумия полная неразбериха. В периоды мировоззренческой перестройки, например на стадии юношества, человек начинает демонстрировать в своем поведении черты широкого спектра психопатов от истеройдов с их театральностью и суицидальным пафосом до глубоких шизофреников с их  технократической картиной собственного я и мира людей, основанной на системе полупроводниковых связей, сложных формулах бытия.
Мало того, сие признается как возрастная норма и являет собой побочные эффекты к новому уровню зрелости.
Поэтому главным критерием настоящего безумия является неспособность человека к нормальным отношениям с окружающими и проблемы в освоении и реализации деятельности. Ну и кто из нас не безумец?)
Диалектика, описанная Ф. Энгельсом (вызывающим у меня большие симпатии, чем его доминирующий соратник), есть совокупность трех ключевых законов. Диалектический подход к теме безумия так же может быть описан с помощью них.

1. Закон единства и борьбы противоречий. Безумие – есть форма выпадания из нормы, асоциальности вызванной психическим дефектом. В то же время творчество имея в основе своей оригинальность мировосприятия ( то что отличается от распространенного) зачастую черпает вдохновение в том же отклонении. И наконец, продукты творчества во всех сферах – есть основной источник прогресса, определяющего движение общества вперед. Таки образом изгои общества безумцы являются его же лидерами). Электротехник Никола Тесла, художник Ван Гог, поэт и философ Лао-цзы и еще многие..

2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Интересно, что качественная характеристика человека как безумца меняется  на прямо противоположную – признание его образцом гениального разума по мере увеличения численности людей, способных разделить его изначально определенные в качестве безумных идеи. Например идеи Лобачевского или Энштейна  поначалу казавшиеся бредовыми, теперь составляют обычный раздел во многих вузовских учебниках.  Известно, что истина часто появлялась в ученых умах как некое предчувствие, без сопровождения своего доказательства, которое настигало его позже, в то время когда создатель идеи уже отправился в мир иной. Обрастая своими сторонниками идея перестает быть безумной, а ее автор соответственно безумцем. Помните историю про голого короля? Пока все согласны – считается нормой даже то, что противоречит очевидному. Причем это касается не только научных идей, но и способов поведения, манере говорить, одеваться.

3. Закон отрицание отрицания. Он означает, что переход из одного качественного состояния в другое происходит после преодоления первоначального уничтожения старого качества, что в итоге приведет к возврату к исходному качеству только на более высоком уровне.  Иначе говоря, развитие по спирали. Это можно наблюдать при  рассмотрении истории возникновения безумия у отдельного человека. Например:
мир жесток -> я не буду жертвой-> я буду более жесток чем мир -> мир отторгает меня ( я –жертва)-> я буду еще более жесток, чем был ->……

Подводя итог рассуждению, хочу сказать, что диалектика концепции безумия может привести к полному пересмотру критериев разума у человека. Поэтому не стоит относиться серьезно к этому явлению и помнить что каждый  сумасшедший  - потенциально мудрец, а тот кто блистательно рационален – скорее всего, уже на грани безумства).