Ставрополье. Август 1942 г. Часть 1

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Участник обороны города Ворошиловска (Ставрополя) 3 августа 1942 года - Гринько Анатолий Федорович.

ФОТО В.И. Пузикова - автора. 1 декабря 2011 года. Город Благодарный Ставропольского края.

***

В связи с тем, что фашистские войска в конце июля 1942 года стремительно продвигались на территорию Северного Кавказа, партийные, советские и хозяйственные органы Орджоникидзевского (Ставропольского) края не смогли организовать надлежащую оборону народно-хозяйственного комплекса, городов и сел региона.

После взятия Ростова 27 июля передовые части немецких войск уже 2 августа подошли к границам Орджоникидзевского края. 3 августа они заняли краевой административный центр – г. Ворошиловск, 5 августа – важный железнодорожный узел и промышленный центр г. Невинномысск.
 
С 4 по 6 августа было занято все Ставрополье западнее реки Калаус. Не удержали войсковые подразделения и город Пятигорск, в который 9 августа вошли вражеские танки.

***

Один из руководителей высокого уровня, председатель Оржоникидзевского крайисполкома Василий Автономович Шадрин 17 сентября 1942 года из города Кизляра докладывал заместителю председателя Совнаркома СССР А.И. Микояну о мероприятиях по эвакуации народного хозяйства и населения края.

Их докладной записки:
«…На всем протяжении края немцы почти вовсе не встретили сопротивления со стороны частей Красной Армии. Воинские части бывшего Южного фронта отходили за реку Терек, на местах вносили элементы деморализации в население.

Местные гарнизоны, например, городов Ворошиловска и Пятигорска, были немногочисленны, а главное, не имели достаточного количества оружия, даже винтовок, а поэтому оказать серьезного сопротивления немецким войскам не смогли.

В течение 3 августа немцы подвергли г. Ворошиловск ожесточенной бомбежке с воздуха, сделав до 12 налетов группами по 9-18 самолетов. Во второй половине дня около города, неожиданно для гарнизона, - не организовавшего мало-мальски разведку, - появилось несколько десятков танков и мотопехоты противника. После непродолжительных боев немцы к 9 часам с разных сторон ворвались в город и заняли его».

***

13 июня 2012 года я был в гостях у почетного гражданина города Благодарного, инвалида Великой Отечественной войны, орденоносца, бывшего редактора районной газеты с 1955 по 1985 годы Гринько Анатолия Федоровича, очевидца и участника обороны краевого центра.

3 августа 1942 года, во второй половине дня, курсанты Житомирского военного училища, - которое к тому времени было эвакуировано из Украины в город Ворошиловск и располагалось в казармах суворовского училища, - получили приказ оставить город и самостоятельно направиться в указанное место в предгорьях Кавказа.

А.Ф. Гринько вспоминал:
«…В Житомирском военном училище я учился вместе с земляком Неграфонтовым Виктором Никифоровичем. 3 августа в Ворошиловске мы видели, входившие в город, фашистские танки с крестами. Запомнилось это на всю жизнь!»

Да и как не запомнить, 3 августа у Анатолия Гринько день рождения и исполнилось ему, в тот трагический для Ставрополья день, 18 лет…

Эвакуировались курсанты и сотрудники училища неорганизованно, пешком, так как автомашин, гужевого транспорта не было. Все дороги на юг и восток были забиты людьми, тракторами и автомашинами с грузами, подводами с людьми и скарбом и т.д. Курсанты затерялись в этом потоке, многие отстали.

А.Ф. Гринько рассказывал:
«…Я и Виктор Неграфонтов в одном из сел выпросили у крестьянина лошадь с телегой, пообещав тому, что вернем после войны. Наш путь лежал в направлении Северо-Кавказской железной дороги. Ночью остановились на ночлег, лошадь пустили пастись, но утром мы ее не нашли. Бросив телегу, дальше пошли пешком.

От станции «Курсавка» до города Минеральных Вод, затем – Беслана добирались на крыше товарного вагона.

Перешли через Терек, нашли своих, далее по Военно-грузинской дороге, почти неделю, пешком шли через Кавказский перевал до города Сталинира (ныне Цхинвал). Ночью мерзли, кушали только селедку, одну на троих, без хлеба.

В Сталинире обучение продолжилось. Курсантов собралось около 2 тысяч. Но вскоре, в октябре 1942 года, только 30 человек направили в Баку (Сальянские казармы) для завершения обучения. В этой группе оказался и я. Для остальных курсантов учеба закончилась, их мобилизовали на усиление группировки войск под Сталинградом».

***

С этим воспоминанием перекликается оперативное донесение генерал-лейтенанта Сергеева командующему войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенанту В. Н. Курдюмову об оккупации г. Ворошиловска немецкими войсками.

Документ был составлен и подписан в станице Темнолесской, что находится южнее города Ворошиловска (Ставрополя), 3 августа 1942 года в 22 часа 30 минут.

Из донесения:
«…Прошу немедленно доложить генералу Захарову, что 3 августа в 19 часов противник занял г. Ворошиловск. Город оборонялся 15-м запасным полком - всего 500 человек и 26-м мотоциклетным полком - 200 человек.

Фронт обороны до 10 км. Противник повел наступление 50 танками с автоматчиками от с. Михайловское на северную окраину г. Ворошиловска и от ст. Пелагиада на северо-западную окраину города. В дальнейшем обошел фланги обороны, и вышел на южную окраину города (на аэродром).

Остатки вооруженных 15-го и 26-го полков в количестве 300 человек к 22 часам отошли к с. Темнолесское, где приводятся сейчас в порядок. Люди вооружены только винтовками, больше никакого вооружения нет.

 Сейчас от г. Ворошиловска на Невинномысскую и от г. Ворошиловска на Темнолесское-Курсавка двигается много повозок, спецмашин частей Южного фронта и большой поток беженцев из районов г. Ворошиловска.

Всех невооруженных 15-го и 26-го полков и Житомирское училище, которое совершенно не имеет оружия, и люди не обучены, отвожу в направление на Курсавка – Минеральные Воды.

Убедительно прошу выдвинуть на рубеже Султанское-Невинномысское организованные войсковые части, дабы не дать возможность противнику выйти на железную дорогу и прикрыть отход тыловых частей Южного фронта.

Связи с генералом Захаровым не имел в течение всего времени нахождения в г. Ворошиловске. Сейчас также не имею. Нахожусь в Темнолесской. В случае отхода направление: Калюженский – Курсавка.
Генерал-лейтенант Сергеев».

***

Таким образом, быстрое продвижение немецких войск по территории края создавало исключительные трудности в проведении намеченных мероприятий по эвакуации народного хозяйства.
Главная особенность эвакуации в Орджоникидзевском крае состояла в том, что ее пришлось проводить не под защитой Красной Армии, а на территории, оставленной уже в конце июля 1942 года советскими войсками, отошедшими к предгорьям Кавказа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
http://www.proza.ru/2012/06/20/405


17 июня 2012 г.                г. Благодарный