Потому что случайностей... не бывает

Мила Логвинова
   • «Создавая героев, ловлю себя на том,
   что мне бы хотелось встретить в жизни этих людей,
   чтобы они были моими друзьями, но их не существует»
        Анна Гавальда


     Последнее из прочитанных мною произведений Анны Гавальды, популярной французской писательницы, - роман  "Утешительная партия игры в петанк".
О чем он?

      Мечты и иллюзии юности, сбывшиеся или разбившиеся на мелкие осколки. Осознание на уровне зрелого человека, мужчины в позрасте "под пятьдесят"? Точка невозвращения - в прошлое, к «аварийке»?  «Что осталось от него, прежнего?» Меняется мир – изменяемся мы? Становимся ли лучше или не узнаем в себе себя?
Канва романа – будни успешного 47-летнего архитектра, перемежаемые его воспоминаниями о прошлом, о тех, кого он любил, и кто любил его.

   Психологическая завязка, интрига всего произведения: попытаться вернуть то, что  потеряно за двадцать лет успешной карьеры, за годы жизни с красавицей Лоранс, то, без чего невозможно продолжать жить так, словно ничего и никого, дорогого тебе, не было в утерянном прошлом. Но прошлое вдруг тянет назад, очищая душу, подводя Шарля и Алексиса к новому пониманию всего происшедшего с ними когда-то. Анук - женщина, которая всегда соединяла их, даже после своей смерти. Анук - зов из прошлого. Анук - начало их жизни и познания материнской и детской любви, Анук - первые представления о жизни.

   Подтекст романа: дорога, которую ты выбираешь, - она твоя? Или твоя  - та, что не пройдена, на которую ты побоялся ступить? Не вернуться на ту, далекую, развилку. Но ты еще можешь выбрать новую дорогу и отважиться пойти по ней. Можешь, если похоронить свое прошлое, как невозвратно ушедшее, обрести надежду в сегодняшнем дне и, сменив ориентиры, с молодой дерзостью начать новый этап жизни - ступить на неизвестную, выбранную сердцем, дорогу, дорогу к себе.

      Отношения «маленьких» людей, которые живут, быть может, по соседству с вами. Медсестра, архитектор в возрасте под «пятьдесят», давние друзья, встретившиеся через двадцать лет, тридцатилетняя женщина и ее непривычная, но самая настоящая семья, живущие в уединении  старинного поместья. Матильда, приемная дочь героя романа. «Нянь» Нуну, трансвестит, родители Шарля и его младшая сестра Клер. Что их объединяет?
Не столько родственные отношения, сколько притяжения душ. Сила притяжения – вот степень соединенности чужих людей, от которой зависят в дальнейшем их отношения, наполненность жизни, доступность обычных радостей.

      На страницах романа, как на перекрестках, встречаются Одиночества, но в каждом из них - желание любви и участия в судьбе друг друга. (Как контраст полюбившимся героям - старшие сестры Шарля Баланды, жёны - Лоранc Верн и Корина Ле Мен ).

     Конец романа - торжество любви и добра в их самых разных проявлениях, стирающее границы  одиночества, - это знаменательно.  Читателю хочется найти в книге что-то близкое ему. В современном мире особо дороги взаимопонимание, забота,  добрые отношения между мужчиной и женщиной, между друзьями, между родителями и детьми. Хочется, хотя бы в книге, найти образ таких взаимоотношений, пусть сложных, часто с ощущением тонкого льда, но  не обремененных, точнее, не искаженных, злом, корыстью, предательством. Тонкие, нетронутые годами чувства – любовь и нежность, светлая грусть – об умерших, но оставшихся в памяти (Анук, Нуну, Эллен). Ради этого стоит жить!

     Автор романа, по-женски, с материнским тактом касаетсяся по-прежнему вечной темы взаимоотношений детей и родителей (как в детстве, так и во взрослом возрасте), любви, которую ребенок черпает в семье про "запас", на будущее. Интересны варианты семейных отношений двух поколений: Ле Мен, Баланда, Кейт.

     Полнота "непричесанной" жизни, ошибки, прошлое,как предвестник настоящего, несделанный вовремя выбор, нежная любовь и вечная дружба - все это в романе Анны Гавальды "Утешительная партия игры в петанк", как и в других ее произведениях. Интеллигентность чувств и мыслей, корректность поступков, мягкое, именно женское повествование.
Трогает, бередит душу и обнадеживает: в мире есть место счастью, и только каждый из нас – архитектор или кувалда. Выбор – только за каждым из нас.

    Утешительная партия - игра в свое удовольствие, без определения победителя. Так же и в романе нет победителей и проигравших, ибо никто не стремится "вырвать" победу любой ценой. Развод Шарля с Лоранс - по-тихому, за "рамками" романа, без удовлетворения любопытства читателя.
    Чувства  Кейт и Шарля - переданы в прекрасно написанных диалогах о жизни, в их чисто бытовых действиях, без страстей и надрыва, вне описания любовных сцен (в бытующем понимании). Не мужчина и женщина, а дети первыми, интуитивно, замечают перемены в отношениях.
     Такие разные характеры и судьбы, с которыми знакомит нас автор, но всем, с кем мы прощаемся  на последних страницах романа, чуждо равнодушие. Видимо, потому автор собрала их в одном месте – у свежих могил тех, кто был им дорог.
      


***
     Интрига романа, меняясь в динамике, выдержана до конца, увлекая читателя.
Мастерство автора – несомненно, в диалогах, в легкой вязи слов – образов, в неспешном, доверительном повествовании. Сколько мыслей – жемчужин нанизываешь на «нить», читая страницу за страницей. Сколько картин – пейзажей, мелодий и стихов. Сколько тревожащих душу фраз остаются в памяти…


Позвольте привести несколько цитат:

• «Так вот, что значит быть четырнадцатилетней сегодня? Ясно осознавать, что все продается и покупается в этом дольнем мире, и в то же время оставаться настолько наивной и нежной, и верить, что можно, взяв за руки двух взрослых одновременно, шагая посередине, между ними, и не вприпрыжку, как раньше, но крепко сжимая их руки, сковывая их собою, несмотря ни на что удержать их вместе».

• «Лучшие праздники … наутро забываются. Лучшие праздники, они здесь и сейчас. А утром от них не остается и следа».

• «Но сегодня... Когда наша жизнь так изменилась... так, что в стодесятиметровой квартире стало тяжело находиться, взрывоопасно».

• "Семейное застолье. Субботний ужин у благовоспитанных людей, где каждый играет отведенную ему роль".


• «Стены в комнате подрастающего ребенка – лучшее наглядное пособие по занимательной этнологии. Квадратные метры, на которых жизнь кипит, бурлит и обновляется, безостановочно пожирая патафикс».

• О больных с диагнозом СПИД:

«– И самое страшное, что теперь, в довершение ко всему, им грозит еще и позор. Как же! Постыдная болезнь! Передается через постель или иглу. А значит, ты обречен на одиночество. На одиночество и смерть. Таких либо вообще не навещают родные, либо приходится бог знает что придумывать для этих дебильных родителей, которым только и дело до того, с кем спят их дети. Да, мадам, это легочная инфекция, нет, мадам, это неизлечимо. О да, мсье, к сожалению, вы абсолютно правы, похоже, другие органы тоже поражены. Очень верно подмечено, да да... Сколько раз мне хотелось заорать, схватить их за шиворот и трясти до тех пор, пока из них все их гребаные предрассудки не высыплютея, как труха, и сгинут у изножья... Чего?.. Кровати, на которой лежит то, что осталось от их ребенка... Как назвать то это, даже не знаю. Помирашка, который лежит с открытыми глазами, потому что даже закрыть их уже не в силах. Она опустила голову.
– Зачем вообще рожать детей, если они не могут рассказать тебе о своей любви, когда вырастут?»

• О мужской дружбе и мужских слезах:
«Алексис Ле Мен играл. Шарль прикрыл лицо рукой.
Капли... пота застили глаза.
Совсем забыл, что Алексис может так плакать.
Музыкант играл с закрытыми глазами и тихонько раскачивался взад вперед, словно от дуновения звуков – порождаемые им, они уносились к облакам.
Вызов. Баллада. Соло мужчины, который бросил играть с тех пор, как перестал греть на огне чайные ложки, и теперь воспользовался смертью старого пса, чтобы оплакать всех, кого потерял в жизни...
Да.
Вот это концерт...»

• Песня, которую поет Нил Хеннон:
Будь ты путь, я бы прошел тебя до конца...
       Будь ты ночь, я бы спал целыми днями...
       Будь ты день, я бы плакал ночами...
       – Ибо ты путь, истина и свет.


Детство и юность - корни, которые питают нас всю жизнь.

• «Мне нужно все, что я растерял по дороге».



П.С.
Читателям - прочесть непременно произведения Анны Гавальды, молодой французской писательницы, ставшей знаменитостью начала 21 века.
Анне Гавальде – творческих успехов и женского счастья во всем его многоцветии.
Жизнь продолжается!


____________________    

Анна Гавальда. Произведения:

Новеллы
• Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал (1999)
Романы
• Я её любил. Я его любила (2003, экранизирован в 2009)
• Просто вместе (2004, экранизирован в 2007)
• Утешительная партия игры в петанк (2008)
• Глоток свободы (2010)
Романы для юношества
• 35 кило надежды (2002)


фото: Интернет