Преступление до преступления

Созерцалов Созерцалов
«Дым, туман, струна звенит в тумане. Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния; она мрачная статья-с, да это хорошо-с.»      

Ф.М.Достоевский       


Собственно говоря, свое преступление Раскольников совершил еще до убийства Алены Ивановны. Его преступление заключалось в том, что убоялся дерзости своего ума. Да, пожалуй, его статья нелепа, но она написана от гордого природного ума, а это – главное. Он мог бы стать философом и мыслителем, но, струсив, остался социальным отбросом, тварью дрожащей.      

Продолжая подобные размышления, мы приходим к другому герою – булгаковскому Иешуа. Именно Иешуа, прогуливаясь с Понтием Пилатом по лунной дорожке, высказал сакральную мысль: «Трусость, несомненно, один из самых страшный пороков». На что Пилат совершенно верно возразил: «Это самый страшный порок!».   
 
Раскольников прогорел на том, на чем прогорают все дерзкие юные сердца – на жажде комфорта. Тут мы приходим к еще одному известному персонажу – гоголевскому раздолбаю Хлобуеву. Сей персонаж высказывается в том смысле, что дай ему двести тысяч – и он поправит все свои дела, осуществит все свои проекты. И Чичиков из той же категории.      

Интересный парадокс – мы осуждаем этих книжный персонажей, но совершаем их же деяния в реальной жизни. Одной рукой грозим Павлу Ивановичу кулаком, другой подписываем купчую на мертвые души.      

Но вернемся к Родиону Романовичу. Что ему помешало и дальше писать свои статьи? Почему он не принял предложение Разумихина зарабатывать переводами? Именно трусость помешала. Он испугался своего оригинального пути, своего несовершенства и пошел по тропинке, которая вытоптана до него такими же жертвами ложного устройства общества.   

А вот тут мы приходим к главной социальной скверне, на которую повелся Раскольников - зло во благо. Убить десятерых, чтобы спасти пятнадцать; обмануть, чтобы не ранить; украсть, потому что пропадет или достанется не тому; построить атомную бомбу ради мира; разрушить малое ради сохранения большего и тд.               
 
Не жалкая старушонка убила Раскольникова, а собственная трусость.