Баблол

Новиков Борис Владимирович
Какая боль! Какая боль… Греция – Россия: 1-0.

Вы скажете (подумаете): а что тут такого? Ведь: спорт. И всегда в нем был (есть и будет) первый, и всегда будет последний. Всегда будет чемпион, всегда будет аутсайдер, всегда будет неудачник. И всегда: те, кто посредине. Ну, в данном случае из 16-ти: со второго по 15-е. И на уровне общих рассуждений: все верно.

Да вот только истины абстрактной нет, она всегда конкретна. С одной стороны, чем я лучше того же шведского, либо ирландского болельщика, который еще вчера погрузился в похожую «нирвану»?

А сколько же их, «нирван», еще будет до 01.07.2012 г.?

Ясно, что твоя боль – это твоя боль. Другую, – иную, чужую, – ты способен воспринимать лишь сугубо эмпативно. Да и то: если не скотина, не зверь, не животное. Если хотя бы номинально: человек. Помните еще: «чтобы сочувствовать – достаточно быть человеком; чтобы сорадоваться – нужно быть ангелом»?

…И твоя боль, – невыносимая, – и без берегов еще вчера, 16.06.2012 г. сегодня уже – тупее, уже с расплывшимися очертаниями. Вчера супруга поила тебя валерьянкой, ты ел обезболивающие таблетки, затем об тебя сочувственно терлись 2 кота-сфинкса с грустными очами. Затем пришел спасительный сон…

Правда, сегодня тебе предстоит еще, взяв в руки утреннюю газету, сев за пк, глядя выпуск новостей по тв, слушая по радио и т.д., еще не раз пережить эту боль. И еще раз. И еще…

Но – уже как фантомную. Надежды у тебя нет. Она отсечена. А, через некоторое время – и будет похоронена. Как-то и надлежит в случае с покойником. Припоминаю эпизод из какого-то фильма "про войну", в котором однорукий солдат-фронтовик, еще не сбросивший, еще не сносивший выгоревшую от соли, от пота и солнца гимнастерку с тремя наградами, – медалями, – все рвался в Берлин, с надеждой найти и похоронить свою руку: «…вот схороню по-людски… и она перестанет болеть». А в полу-безумных глазах – несказанная и без берегов – тоска. Тоска и боль утраты. По несбывшимся надеждам тоска.

Но ведь он – Победитель. У него было великое основание для гордости, для успокоения. Для равновесия духа и души, для их полного согласия. «Мы, – и я, – спасли мир. Мы, – и я, – победители. И это – навсегда. И для меня, и для детей моих, и для внуков, и для правнуков…».

Наверное, и даже наверняка, мы переживем вчерашнюю и сегодняшнюю боль. Ибо мы – дети (внуки, правнуки и т.д.) поколения-победителя. За нами: поле Куликово, поле Бородинское, поле Прохоровское, поле Целинное… Они нас хранят. Наши поля. Вот только у нынешних 20-летних – нет своего поля. В лучшем случае – поляна. И, не дай Бог – не случится у них похожих полей…

Конечно, ничего в моей, в отличие от шведской, либо же ирландской боли такого уж эксклюзивного нет, или к слову, – польской. Они, – посполитые, – вчера тоже пережили вечерок еще тот. Можно сказать – национальный шок. Одна из стран-хозяек чемпионата: от Чехии, на своем поле, с перевесом в один мяч… Словом, все как всегда, или почти. Однако об этом чуть ниже.

Не хочу, – да и не надо, ведь позади уже два отборочных (со шведами и французами) матча, быть Кассандрой, но сегодня, 17.06.2012 г. труднее всех – украинской сборной. Украинским болельщикам. Украине. Почему?

Да все потому же: и хозяйка чемпионата, и гонору ничуть не меньше, нежели у шведов, ирландцев, поляков будет, но. Но они «это» переживут 19.06.2012 г., а знают сегодня. А добре же известно, что человек (люди) не боится смерти. Он (они) боится ее ожидания.

А англичане «сделают» украинскую сборную. И родоначальники. И классом не чета – повыше будут, и много чего еще. Словом, ждать осталось очень недолго, так чего же: «Какая боль! Какая боль… Греция – Россия: 1-0»?

Вроде же Россия и не Ямайка, а Греция – так и вовсе не Аргентина.

Тут – не спорт. Тут другое. Ну, то есть, и спорт тоже. Куда же без него? Однако, не в голову первую. Отнюдь не фактор раз. Об этом попробую чуть-чуть конкретнее, порассуждаю. Разумеется, попробую быть предельно лаконичным. Лапидарным.

Есть ли у меня на это право? Есть. В отличие от очень большого количества «начитанных» «знатоков» и «экспертов» футбола, смею.

Особенно достают косноязычные, туповатые комментаторы, натянувшие по случаю вышиванку не только на тело, но, на дух, и на душу. Комментаторы, даже и не подозревающие, что были Вадим Синявский, Котэ Махарадзе, Николай Озеров…

Почему есть у меня такое право? Да должность была в футболе у меня особая. Вратарь. «Стоял» за клас. За школу. За завод. За полк. За факультет...

А оно ведь как: когда победа – то выиграла команда. Когда поражение – то проиграл вратарь. Очень, скажу я вам, философская должность футбольная. Ответственная очень. В смысле, ты – последний рубеж обороны. Ты – последняя надежда. Последний шанс. А посему – ответственен за все, что происходило на поле предыдущие 90 мин. Плюс добавленное время. Либо плюс еще тридцать минут. Либо одиннадцатиметровые. Ну, пенальти. Если матч кубковый, либо же финальный. А «пенали» для вратаря, это все равно, что осужденный на казнь перед расстрельной командой, в надежде «вдруг промахнутся»…

Надежда и вероятность, что сбудется – почти одинаковые…

Ну, это так, к слову. Отнюдь не оправдание, исключительно информация.

Касаемо же всего остального, той «оправы», в которую я ниже попытаюсь зачеканить футбол вообще и кое-какие собственные соображения (впечатления) от ЧЕ-2012, так тут у меня оснований для каких-либо оправданий и извинений еще меньше. А кому же и чеканить, как не нотариально заверенному философу? С уже более чем 40-летним стажем? Когда и извилин и морщин – навалом. И лысина – в пол-головы. А философия, она ж, если еще кто-то смутно помнит (из тех, получавших добротное советское образование) – так это связь всего со всем и превращение всего во все. Это тоже я отнюдь не извиняюсь, но информирую.

Итак, футбол. ЧЕ-2012. Что это? Спорт? Игра? Творчество? Труд? Работа? Бизнес?

Ну, этот чемпионат (и этот тоже) – отнюдь не спорт. И уж тем более – не игра.

Игра… Когда человек живет играючи, легко, весело, без надрыва – он человек. Он любитель. Он любит то, что делает. То есть он – творит. Иными словами, делает (играет) это с любовью. Нет у меня здесь и теперь желания наималейшего доказывать (именно доказывать, а не заверять, заклинать и т.д.), почему любитель всегда предпочтительнее …профессионала. Или, лучше так: почему любитель всегда… предпочтительнее профессионала. Скажу лишь, что у меня оснований для подобного вывода больше, чем у кого бы то ни-было. Скажу так. В 1994 году, 14.03 я защищал докторскую диссертацию, и со счетом 14:0 защитил. А называлась она очень просто, но со вкусом «Творчість як предмет філософського дослідження» («Творчество как предмет философского исследования»). И там вывод о несомненном предпочтении любителя перед профессионалом и превосходстве любителя перед профессионалом был вынесен в качестве одного из тезисов, подлежащих защите. И защищен. И за 18 лет, прошедших с того времени, я лишь утвердился (укрепился) в таком выводе.

Касаемо же возможных возражений, скажу: с такими спорить – здоровья надо больше, чем ума. А откуда в моем возрасте лишнее (его-то, – лишнего, – и в более юные годы не бывает) здоровье?

Так вот, погребальные удары, – первые, – колокола по спорту как игре и по игре как спорту – прозвучали еще в те далекие 70-80-е гг. ХХст., когда ловцы духа и душ человеческих стали ненавязчиво и умело осуществлять подмену сущности – видимостью. Подмену ценностей общечеловеческих – квазиценностями. А, попросту сказать, ценой, расценками и ценниками. Когда в конце 80-х мы (они) на продажу понесли все: прошлое, будущее, культуру, экономику, науку, духовность, землю, детей, стариков, друг друга. Словом: все наше. И – наше все.

Все на продажу.

Помните еще (умел писать в свое время как поэт; это последние 30 лет пишет как посредственный литературный торгаш): «...Киоск звукозаписи около пляжа. Жизнь кончилась. И началась распродажа» [Евгений Евтушенко].

Буржуазность, та самая, которая «выжирает изнутри» [А. Босенко], которая выжигает изнутри – это тотальная продажность. А эти (и те) козлы с прибранных своевременно к рукам СМИ и моментально превращенных в СМДИ (средства массовой дезинформации) денно и нощно призывают ...к борьбе с коррупцией. Т.е. (если бы понимали, если бы «рубили»): к борьбе с буржуазностью, с капитализмом. Хотя искренне вполне полагают, что укрепляют строй тех, власть тех, кому продались. Господи, ну и защитнички же у тебя, предыстория!

Впрочем, они ж Гегеля отродясь в руках не держали, о «законе иронии истории» и не подозревают даже. А оно ж: ignorantia non argumentum est. Невежество не аргумент.

Однако, возвращаемся к нашим баранам. Ну, т.е. к тем, кто, – нельзя же аплодировать одной рукой, – искренне вполне считает себя: спортсменами и болельщиками.

Уже нет спорта как игры. Есть заробитчанство, есть бизнес, есть что-угодно иное. Уже давно нет боления. Как восторга, как упоения именно игрой. Как со-переживания именно игре. Именно состязанию.

Есть канализированная и давно эксплуатируемая в хвост и гриву энергия молодых людей. Как правило, канализируемая в русло защиты политических и экономических интересов тех, кто и превращает спорт в бизнес, кто умудряется заставить «даже высокий огонь науки чадить «антоновым огнем»» [Ф.Энгельс].

…Восторг спортом, как свидетельством потенциально безграничных физических, духовных, душевных, волевых, эмоциональных и т.д. возможностей человека, людей, человечества. Каждого, многих и всех. Ведь спорт, не как средство зарабатывания денег, не как способ выкачивания чистогана – он сродни искусству. Он, – спорт как радость, спорт как игра, спорт любительский, – кроме прочих, выполняет и функцию компенсаторную. Индивид приобщается, становится сопричастным роду. Относится к роду как к со-бытию. Формирует свою уникальность, впитывая универсальность рода. И формирует универсальность рода, излучая свою уникальность. Словом, обретает, укрепляет, развивает свою родовую сущность. В этом – суть «боления». Со-бытия.

Ты, застывший в благоговейном, восторженном оцепенении перед картиной в Третьяковке, перед скульптурой в Эрмитаже и т.д.; и ты, отравленный, – в хорошем смысле слова (коробит – "отравленный", читай "очарованный"), – футболом 1975 года. Киевским «Динамо» этого года, матчем «Динамо» – «Бавария» в этом же году за Суперкубок (куда мне, студенту КГУ почти что чудом, удалось «достать» билет); ты видевший игру О. Макарова и Ю. Войнова, В. Банникова и А. Бышовца, В. Лобановского и О. Блохина (последних двоих имею в виду исключительно как форвардов, как футболистов, но отнюдь – не как тренеров). Как-раз на ихнее самонадеянное «тренерство» приходится мой хронический «когнитивный диссонанс»: распадался, разлагался футбол, намеренно разваливали страну. Ибо: нету хуже, ежели пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать – пирожник. Воистину…

Больно Польше. Конечно. И гонор, и единственное, что им еще в Посполитой принадлежит (бренд ЧЕ) – все остальное они у себя вот уж лет 20 как – арендуют. Включая и футболистов сборной. Да Бог с ними, с поляками. С ихними потугами «быть адвокатом» (?!!) Украины, с ихним «гостеприимством» к гостям из России, с ихними михниками, валенсами, качинскими…

Пусть сами плавают в своем г… кролем.

Я об Украине. И, маленько – о России. В 2007 году Украина получила (пополамное с Польшей) право на этот долбанный чемпионат. Почему долбанный? Попробую объяснить.

Убито (в результате демографического геноцида, т.е. намеренно обусловленной депопуляции), с 1990 по 2012гг. свыше семи миллионов украинцев, убита экономика, культура, наука. Добивается образование. Шушера из СМДИ на своем вонючем хуторянско-провинциальном уровне «журналистики» втюхивала да и еще продолжает «маленьким» украинцам, что А. Шевченко, братья Клички – это наше все. Рубившие "забугорное" бабло фактические эмигранты – «наши», да еще и все…

Позорное поражение на всех, – без изъятия наималейшего, – зимних и летних Олимпиадах последнего двадцатилетия умели и умеют, – умудряются, – в тех же СМДИ как-то тихо и ненавязчиво лишний раз не упоминать. И предстоящую позорину с умным выражением морды лица на тормозах спустят.

…Ну, так вот, начиная с 2007 года, должно было у меня расти, нарастать, переполнять: чувство гордости, радости, чувство ожидания праздника, – все флаги в гости к нам, – а росли – недоумение и досада, а укреплялся один-единственный вывод: «пир во время чумы». Все это напоминало ситуацию, когда полностью обанкротившийся, в пух и прах проигравшийся, все пропивший человек делает вид, что состоятелен, что сможет, что рад. Блефуны были, – да и есть, – в кресле президента, в креслах Рады, в креслах кабмина, в креслицах и на стульчиках пожиже и помельче. А уж в давно продажных медиа, так о том и говорить скучно. Об уровне квалификации и человеческих качествах этих журнашлюшек я уже упоминал выше. Почему же оно, это нараставшее, – по мере приближавшегося чемпионата, – чувство досады, беспомощности, и почти что обреченности? Да потому, что очевидно – рассеченный на 15 частей бывший единый организм; то, что было 1/6 суши; то, что было СССР – необходимо кропить водой. Сначала мертвой. Затем живой. Не в смысле «возвратиться». Во-первых, это невозможно. Да и не нужно вовсе в такой, как был: реальный. А необходимо: созидание – действительного («действительность – это совпадение сущности и существования» [Г.В.Ф. Гегель]). Тогда будут и спорт, и игра, и победы, и радость, и «веселие души» [Г. Сковорода] и, к слову – не только спорт. Отнюдь не один только спорт. Тогда будет футбол. А не – баблол.

Что такое баблол? Это такой единственный национальный вид спорта, который культивируется во всех странах, а) несколько засидевшихся в предыстории; б) временно, – в результате наката контрреволюции, – втянутых в круг предыстории в силу общеизвестных причин и обстоятельств.

Известно, что у пролетариев нет отечества, а уж нынешние баблоисты и патриотизм – вещи абсолютно некорреспондируемые. Несовместимые.

Закончу свои заметки материалом автора, который тоже, судя по всему, имеет не только теоретическое право рассуждать о футболе (чувствуется – понимает) и который уже утром 17-го июня, когда я еще лишь продрал глаза и сел писать эти заметки, уже написал не пером, но болью сердца своего, небольшую вещицу. Если у меня, кто-то чего-то не поймет, то, уверен, у Дмитрия Лекуха – поймет гарантированно. А ему от меня: «респект и уважуха». Ибо, кто рано встает, тому Бог дает. А оно ж не нами сказано: дорога ложка к обеду. Итак, заметка «О позорном проиграше и высшей справедливости»:

«…Вот вы как хотите, парни, но именно эта сборная – именно так и должна была проиграть.

Позорно.

В ситуации, когда в победе противника нельзя обвинить ни политику (где она, та Греция?), ни, тем более, деньги (про экономику этой, уж и не поймешь, то ли «действующей», то ли «бывшей» страны Евросоюза я, с вашего разрешения, вообще просто промолчу), ни – и это самое страшное – самого противника.

Просто проиграли.

Сами себе, фактически.

Всё.

И это при том, что наш, отечественный футбол – правда – «поднимается». Наш чемпионат по уровню уже где-то близко к топ-5, ничем не хуже Голландии и где-то близко к Франции – это чистая правда. Греции с её «Олимпиакосами» и «Панатинаикосами», находящимися, боюсь, уже даже не на грани, а за гранью банкротства, – тут и близко нет.

И, тем не менее, именно им, грекам, мы и проиграли.

Тут ведь всё просто.

Как говорил в свое время великий Константин Иванович Бесков, «побеждают те, кому это нужнее» (с).

Вот греки и победили.

А сборной, представляющей нас с вами, это было не нужно. Потому что это поколение футболистов, которое представляет на своем собственном «излёте» сборную нашей с вами страны, в общем-то, уже давно решило те задачи, которые перед ним изначально стояли: «попасть в европейскую элиту».

Вы будете смеяться, но они – действительно там.

И так и не заигравшие в Англии Аршавин с Жирковым и Павлюченко, и, скорее всего, отбывающие в те же «европы» Дзагоев с Денисовым, и уже никуда не уезжающий Широков с Березуцкими – всех их объединяет одно.

Люди они, безусловно, разные. Но жизнь у них совершенно одинаково удалась.

Просто именно у этого поколения (и не только футболистов, но и просто обычных граждан России) главным и чуть ли не единственным критерием «правильно прожитой жизни» оказалось банальное бабло.

Нет, поймите меня правильно. Я тут отнюдь не с «морализаторских» позиций выступаю: уметь зарабатывать оное бабло, причём благодаря не «дяде», а собственному уму и таланту, как в футболе, -- это вовсе не плохо.

Напротив. Хорошо.

Просто в этой, иногда смешной и нелепой человеческой жизни, существуют некоторые вещи, которые именно по этому критерию не измеряются просто по определению: очень простые вещи, элементарные – любовь, одиночество, смерть.

Сопричастность к тому, что происходит в твоей стране в то время, когда ты, казалось бы, просто тупо пинаешь мяч.

И я искренне надеюсь, что эти ребята, что-то там непонятное и невнятное делавшие только что в футболках национальной сборной моей страны, поймут это хотя бы тогда, когда их нелепая и во многом незаслуженная «слава» закончится, они повесят бутсы на гвоздь и усядутся, как все остальные граждане их страны, «просто поболеть за футбол перед телевизором».

Правда, надеюсь.

Просто потому, что они, быть может, вспомнят этот вечер и им тупо станет стыдно за то, что они с нами со всеми сделали» [Дмитрий Лекух «О позорном проиграше и высшей справедливости»].