Ахиллес и черепаха, Выход через сувенирную лавку

Лариса Баграмова
Ахиллес и черепаха, режиссер Такеши Китано, 2008, Япония
Выход через сувенирную лавку, режиссер Бэнкси, 2010, США, Великобритания

        Если рассуждать согласно математическим понятиям, Ахиллес никогда не догонит черепаху. Однако он ее догоняет, раз за разом, вопреки всем существующим правилам. Значит, общепринятые теории о законах природы неверны, они основаны на ложных посылках и ошибочных рассуждениях. Если бы мир был устроен именно так, как мы о нем думаем, его просто не могло бы существовать.
        Но осознать это способен только одержимый...

        Первый фильм – художественный, второй – документальный, они очень разные, но объединяет их общая идея: идея одержимости людей искусством, идея самовыражения. Кроме того, в обоих фильмах сами режиссеры сыграли главные роли, то есть, по сути, самих себя.

        Творчество – это создание того, чего раньше никогда не было. Искусство – это умение в процессе творчества смотреть на мир под особым углом зрения.  Если этот угол зрения совпадает с потребностями общества, искусство становится популярным. И если классическое искусство, – прерогатива избранных, то поп-арт отличается от него массовостью и коммерческим подходом. Именно о поп-арте, об особенностях его создания и секрете популярности идет речь в обоих фильмах.
      
        Что происходит тогда, когда творчество не только становится смыслом жизни, но и воспринимается шутя? Не в этом ли состоит секрет его популярности? И чтобы искусство вышло за рамки себя самого, не надо ли перестать относиться к нему слишком серьезно?