Загадки одной картины

Просто Валерия
Верни, художник,
                ушедший миг,
Что был возможен
                для них двоих.
Союз их тайный
                иссяк до дна.
Её страданья –
                его вина.
Толпа не знает,
                Господь молчит.
Укором – пламя
                одной свечи.
Душа на небе,
                к чему молва?
Он слишком медлил –
                она ждала.
Пиши их  вместе,
                в руке – рука,
Всё честь по чести
                и на века.

               Эта картина Яна ван Эйка из Лондонской национальной галереи и раньше не была обделена вниманием. Теперь её популярность резко возросла из-за сходства изображённого на ней мужчины с В.В.Путиным. Благодаря такому совпадению, многие впервые внимательно рассмотрели картину, написанную в 1434 году. А, рассмотрев, были не на шутку озадачены, столько загадочного в ней оказалось.

               Начнём с названия: «Портрет четы Арнольфини». До 1997 года считалось, что это итальянский купец Джованни ди Арриджо Арнольфини и его жена Джованна. Потом  выяснилось, что их брак был заключён через 13 лет после написания картины, а Яна ван Эйка к тому времени уже не было в живых. Возможно, перед нами другой Арнольфини – Джованни ди Николао, но и это не факт - у обоих  Арнольфини не было детей, а женщина на картине явно ждёт ребёнка. Правда, промелькнуло в одной статье, что это нам только кажется, просто была  мода на такую одежду. Но она и руку держит на животе, и фигурка святой Маргариты, покровительницы рожениц, присутствует в комнате. Тогда кто на картине, и откуда вообще это название? А оказывается, оно дано на основании описи, через 100 лет после создания картины. Потом появились новые версии. Не сам ли это Ян ван Эйк с женой? Но что-то мало сходства с другими их портретами. Нельзя всерьёз отнестись и к доводу, что изображённый на картине человек не похож на итальянца: не все же итальянцы выглядят одинаково. К тому же, есть портрет Арнольфини в красном тюрбане кисти Яна ван Эйка – одно лицо с тем, что на картине.

               Обратимся теперь к сюжету. Искусствоведы утверждают, что это церемония заключения брака или, может быть, помолвка. И пусть не смущает Вас роскошная зелёная одежда невесты: белое подвенечное платье войдёт в моду только через 400 лет. Жених подаёт невесте руку, но почему-то не правую, а левую. И священника нет. Значит, это «брак левой руки», морганический, от немецкого слова «морген» – утро. После первой брачной ночи невесте вручали брачный контракт («Гутен морген, дорогая, подпиши отказ от титулов мужа и возможного наследства»). В зеркале отражаются два свидетеля, причём, один из них – автор картины, а над зеркалом надпись: «Ян Ван Эйк был здесь».
             Казалось бы, молодожёнам предстоит счастливая супружеская жизнь, ребёнок родится в браке, хотя и не станет наследником отцовского состояния. А окружающие предметы полны скрытого смысла: висящее на стене зеркало символизирует  всевидящее Божье око, метёлка – чистоту и уют, красная драпировка – страсть, апельсины – достаток, собачка невесты – верность. Почему я полагаю, что это её, а не его зверёк? Потому что в 15 веке этих неприхотливых собачек породы гриффон держали люди незнатного сословия, и только в конце 19 века они были объявлены национальной бельгийской породой и стали любимцами королевской семьи.

            Однако не будем спешить с выводами относительно семейной идиллии. В люстре горит всего одна свеча – над головой мужчины, а вторая свеча, над головой женщины – погасла! Вряд ли это связано с обычаем нести одну свечу при венчании, тогда бы она и была одна, без той, погасшей. Настораживает и украшение рамы зеркала: 10 медальонов с изображением страданий Христа. Со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины – с мертвецами. Значит, женщина должна умереть? Скорее всего, это произойдёт при родах, причём и ребёнок не выживет, потому он и не упоминается в документах.
             Но как художник мог предвидеть это? Выходит, что картина написана посмертно, по заказу, как память о том незабываемом дне. Рискну сделать ещё одно предположение: а был ли тот день? Может быть, Арнольфини попросил друга изобразить то, что могло и должно было произойти? Тогда на картине вполне мог оказаться  именно Джованни ди Арриджо, как и предполагалось вначале. Но рядом с ним не та, на которой он женился спустя 13 лет, а другая, с которой он так и не успел или не решился связать свою судьбу. А может, Арнольфини вообще не имел отношения к этой истории и просто позировал для картины, а сюжет придумал художник? Как видим, версий много, но никто не может точно сказать, кто изображён на знаменитом полотне и что это: бытовая сцена, воспоминание об утраченном счастье или несбывшаяся мечта?