Лабиринты Кенигсберга. Глава 1-15

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 1-15. Материалы, представленные Костей Беркутом.

В. Сайкин «Тайны подземного Кенигсберга», К., 2009 г.
(Краткие тезисы). Продолжение.

Скверик на улице Тельмана. Вооружившись ломом и лопатой и прихватив сумку с какими-то инструментами, мы через сквер направились к железной дороге. Спустившись с крутой насыпи чуть в стороне от моста, мы стали высматривать место, где мог находиться потайной вход. Железная дорога, соединяющая Кенигсберг и Кранц, нынешний Зеленоградск, проходила как бы в ложбине, поэтому, проезжая через центральную часть города, ее практически невозможно было увидеть. Этот мост и эта дорога были построены немцами еще до войны, а сам мост возвышался метров на 10 над железнодорожным полотном. Сразу под мостом находились бетонные плиты и насыпь, поросшая мелким кустарником.
Вогнав лом на полметра в землю, я ощутил, что он уперся в какую-то преграду. Снова вогнав лом в землю, я услышал какой-то металлический скрежет.
Это была старая немецкая дверь, проржавевшая от времени настолько, что сливалась с цветом земли. С обеих сторон от нее находился бетонный каркас, уходящий глубоко в землю. Рукоятка, как и дверь, настолько проржавела, что все наши попытки открыть ее оказались безрезультатными. Дверь открыли с помощью лома.
Плотно затворив за собой дверь, чтобы наш вход не был заметен, мы мелкими шажками двинулись вперед. Включив фонари, принесенные заранее, мы, чуть пригнувшись, чтобы не удариться о потолок, направились в глубь. Весь подземный ход полностью был построен из одинакового серого бетона. Нигде не просматривалось ни швов, ни дверей. Пройдя вперед с десяток метров, я увидел ступени, резко обрывающиеся в пустоту. Ход уходил куда-то вниз.
Спустившись на несколько ступеней вниз и не увидев никаких препятствий, мы двинулись дальше. Было впечатление, что лестница ведет вглубь земли. Спускаясь, мы заметили, что ступени закончились и перед нами открылся такой же бетонный коридор, похожий на начало пути. Дальше идти было легче, так как луч фонаря метров на 20 освещал дорогу. Неожиданно, слева от основного пути, открылся точно такой же бетонный коридор.
Двигаясь по основному коридору, мы обратили внимание, что у нас под ногами оказалось большое количество пыли и мелкой цементной крошки, которая мерзко скрипела. Луч света выхватил впереди какое-то препятствие, и, только подойдя ближе, мы увидели искореженные бетонные глыбы, полностью загораживающие проход.
Мы решили обследовать боковой коридор. Он слегка отличался от основного хода. Он был построен из такого же бетона, но по бокам были небольшие ниши. Этот коридор оказался немного короче и, пройдя несколько десятков метров, мы уперлись в ровную бетонную стену.
Скорее всего, они подорвали ход, который вел в кирху, чтобы никто не мог сюда добраться.
В дневнике фон Штайнца было написано, что он оставил вход в свою подземную канцелярию. А запись была сделана им в Побетене, когда он отсюда выбрался.
Проходя по коридору, каждый из нас искал хоть какую-нибудь зацепку. Так и не найдя ничего путного, мы, вооружившись молотками, стали простукивать все стены. Везде бетон был монолитный, и только ниши немного выделялись на его фоне. В одной из ниш звук был более звонкий. Удар по касательной был не сильный, и лом, скользнув по бетону, угодил в угол. Моментально по всему углу расползлась большая трещина. Мы вставили лом в щель и, ухватившись вдвоем, рванули за рычаг. Кусок стены со скрежетом отошел в сторону. Внутри дверь была полностью металлическая, с огромными петлями. Сам лаз оказался не очень большим, но достаточным, чтобы пройти человеку.
Решив, что проход открыт, мы друг за другом двинулись вперед. Подземный ход, по которому мы шли, вскоре завершился просторным бункером, полностью построенным из бетона. Ничего особенно интересного он не представлял, если не считать винтовой лестницы, уходящей вглубь.
Спуск вниз шел очень медленно. Мы осторожно ступали, придерживаясь за бетонную стену. Проклятой лестнице не было конца. Медленно двигаясь вниз, мы потеряли счет времени и совершенно не представляли, сколько прошли и сколько еще предстоит пройти. Луч, освещавший дорогу, давал обзор только до ближайшего разворота лестницы. Через несколько минут свет фонаря озарил пространство со сводчатым потолком, и мы оказались в галерее, уходящей куда-то в сторону. Стены усиливали любой звук. Каждый шаг по бетонному полу с грохотом разносился в разные стороны. Первое, что бросилось в глаза на ровной бетонной стене, - это черные электрические кабели, идущие под потолком. Мы медленно шли вдоль галереи, в надежде отыскать подземную канцелярию Герхарда фон Штайнца. Дойдя до конца помещения, мы уткнулись в стену, на которой находилась такая же металлическая дверь, как та, что мы видели раньше. Только она была покрашена серой краской, под цвет бетона, и на ней не было ржавчины. Абсолютно идентичная дверь была и на боковой стене. Электрические кабели терялись где-то в глубинах бетона. Двери были закрыты.
Обойдя все помещения, мы наткнулись на люк, плотно закрывающий колодец, из которого шел ужасный, невыносимый запах. Возможно, это вход в подземелья Кенигсберга. Открыв люк, мы стали рассматривать содержимое колодца. Свет фонаря не доставал до дна, но было видно, что он построен из бетонных колец, поставленных одно на другое. В бетон были вмонтированы металлические скобы, создавая лестницу, идущую вниз. Внизу была вода. В самом низу скобы очень скользкие. Там все в плесени: и стены, и лестница. Вода очень мутная.
Решили попытать счастья у железной двери. Через некоторое время дверь открылась. Мы, не теряя времени, направились в сторону галереи.

Переступив порог лаборатории, которая больше напоминала подземную канцелярию, мы попали в бетонное помещение, наполненное схемами, картами и какими-то планами. Все было покрыто внушительным слоем пыли. Огромный черный шкаф, стоящий в углу комнаты, выделялся на фоне бетонной стены. Стеллажи были доверху завалены бумагами. На полках лежали карты и планы каких-то укреплений. В черном шкафу – планы. Схемы и разные папки.
Восхождение наверх было тяжелым и нудным. Казалось, что этой винтовой лестнице нет конца. Выйдя из подземелья, мы прикрыли ржавую железную дверь и немного присыпали ее землей. Грязные и пропахшие подземельем, мы поехали домой.

Весь следующий день я пытался разобраться в инженерных планах, которые прихватил из подземелья. Здесь не хватало основных названий. Этот план был похож на карту центральной части Кенигсберга, район Альтштадт. А может, это и есть схема подземного туннеля, о котором писал инженер?
На полу вперемешку с картами и планами лежали папки и отдельные листки, исписанные мелким неразборчивым почерком.
Когда я сопоставил карты, найденные в подземной канцелярии с дневником инженера, то понял, что туннель несомненно существует.
В начале 30-х г.г. по всей Германии были образованы поисковые группы, куда входили инженеры, историки и другие ученые. Такой поисковый отряд был и в Кенигсберге, в его составе был инженер Генрих фон Штайнц. В их руки попали уникальные документы из старинной библиотеки университета со сведениями, что на всем протяжении развития Кенигсберга в разные века было построено множество подземных хранилищ и тайных ходов. В каждую эпоху эти строения добавлялись и усовершенствовались. Легко проследить, как строился и перестраивался Кенигсберг, как менялись его дома, вырастали новые кирхи, форты и заградительные валы. Точно так же, начиная с раннего Средневековья, перестраивались и подземелья, только доступ туда был ограничен, да и строилось все в строжайшей секретности. Кенигсберг находился на пересечении морских и торговых путей, что способствовало росту его благосостояния, но эти блага надо было еще и сохранить. Во все времена немцы строили подземные убежища. В некоторых летописях указывалось, что целые мини-города, в которых можно было спрятаться от врага или переждать осаду, находились под землей.
Под землей может существовать целый город. Инженер фон Штайнц занимался изучением грунта, и, согласно его исследованиям, здесь очень рыхлая почва плюс близость воды, все это разрушало большинство подземных строений.
В 30-е г.г. немцы искали тайные подземелья, к которым вели разные ходы, но часто они были завалены. Частично их разрушила природа, частично – люди, чтобы перекрыть доступ. Строительство новых домов тоже могло быть причиной обвалов.
Схема каких-то подземных сооружений Кенигсберга. Немцы хоть и нашли подземные ходы и хранилища, но полностью восстановить их не смогли. Старая кирпичная кладка постоянно обваливалась, а выносить землю было некуда. Это ж не Средневековье – везде дома стояли. Тогда и решили построить новый туннель, который соединил бы все старые подземелья между собой. А прорыли они его намного ниже, чтоб не повредить средневековые постройки. У инженера в одном из донесений командованию было написано, что они планируют строить туннель на глубине, в скалистых породах. Очень на метро похоже. В те годы не только в Германии, но и в Советском Союзе метро строили. Только в Кенигсберге это была подземка военного значения. Проектировал весь туннель фон Штайнц, он также руководил и строительством. Поэтому в его канцелярии мы и нашли так много документов, связанных с подземельем. Большинство секретных объектов строили по его проектам. Строили туннель рабочие, привезенные с других мест. Они даже не представляли, что строят и где. А заканчивали работы пленные, но от них просто избавились. Многие, кто знал про подземелья, пропали бесследно или умерли очень странной смертью. Вокруг фон Штайнца постоянно витали тайна и смерть. Как много тайн было вокруг этого подземелья.

Утром сразу отыскали вход в подземное хранилище. Сегодня идти было проще, зная расположение коридоров. Задержались у арки с секретной дверцей, перекрывающей дорогу в подземный лаз. Обследовали внутреннюю часть двери.
Быстро преодолев винтовую лестницу, мы направились в канцелярию фон Штайнца. При ярком свете лампы подробно рассмотрели лабораторию. Обстановка в ней была очень строгая: стеллажи, шкафы, столы и везде уйма бумаг. Все было официально, никакой роскоши. Мы отодвинули шкаф, и нашему взору открылся таинственный сейф, вмонтированный в бетонную стену.
Запись в дневнике фон Штайнца: «перед тобой… откроется путь к наследию Пруссии, который подвластен только тебе и семи королям вечной Германии…». Сына инженера звали Генрих. А это имя было очень популярно среди особ королевской крови в Германии. И семерых из них, за все время истории страны, как раз и звали Генрих. Это и было ключевое слово кода сейфа. В сейфе были какие-то старые письмена, наградной железный крест с фашистской символикой и кожаная папка.
Мы решили еще раз обследовать подземелье на предмет скрытых тайников. Проходя в очередной раз вдоль бетонных коридоров, мы простукивали их молотком, но ничего не нашли. Нам надоело целый день сидеть в подземелье.

В кожаной папке из сейфа есть упоминание о подземном городе. Попасть в него можно из подземелья, которое соединяется с главным туннелем. А тянется он от военных заводов, которые были в северной части Кенигсберга, и до самого замка. Заводы еще в середине войны взорвали. Все, что могли, вывезли. У них там и секретная военная лаборатория была. Какое-то новое оружие разрабатывали. Как наши начали наступать на Пруссию, так всю лабораторию погрузили на корабль и отправили в неизвестном направлении. Рельсы, которые вели к заводу, немцы разобрали, вход засыпали. Со стороны туннеля подорвали проход к заводам, а потом еще и шлюзы открыли. В пачке бумаг, найденных в сейфе, обнаружился точный план подземелья. С картами разберемся, а вот как туда попасть? Там же везде вода.
Я изучал планы подземного туннеля. Предстоят подводные погружения. Секретные планы подземелья. Нырять мы хотим в подземелье под Калининградом. У нас есть план подземелий Калининграда, но все они затоплены водой. Есть план расположения шлюзов и подземных ходов, через которые подается вода.
У немцев шлюзы обозначались определенным значком. И все подземелье сообщалось с одной стороны с Верхним и Нижним прудами, а с другой, через искусственный канал, с Преголей. Поэтому, не перекрыв все эти шлюзы, воду из подземелий не откачаешь. У немцев все было автоматизировано. Возле башни Дона находится центральный пункт управления шлюзами. Все подходит именно сюда. Если мы доберемся на пункт управления, то сможем перекрыть все шлюзы одновременно.

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/23/1058