Жан Этьен Лиотар

Улексия Миссосупова
Жан Этьен Лиотар - швейцарский художник, 22 декабря 1702 — 12 июня 1789.
В Дрезденской галерее есть произведение, вызывающее неизменный восторг зрителей. Это "Шоколадница" - небольшая картина, написанная пастелью на пергаменте, где изображена служанка, несущая поднос с чашкой шоколада и стаканом воды. В этой простой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой, словно скользящей по паркету, походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. Разглядывая эту картину, восхищаешься и тем, как виртуозно и точно переданы здесь тонкость фарфоровой чашки, прозрачность воды в стакане, фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. Несмотря на естественность изображенной сцены, она тщательно продумана и построена. Художник располагает фигуру не в центре картины, а ближе к левому краю, как бы давая ей возможность двигаться. Направление ее движения подчеркивается линиями пола, жестом вытянутых вперед рук, несущих поднос, взглядом, обращенным к тому, что находится вдали, уже за пределами картины.
Шоколадница Лиотара
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/21/2760
Шоколадница Анна Бальдауф,
Лиотаром увековеченная,
ты принцессою, как в сказке стала,
не утратив своей человечности!*

Как прекрасно в картине движение,
шорох шелка и складочки фартука
передали "предприкосновения"
ощущение с нежностью праздника!

И мейсенский фарфор с шоколадом -
будто кубок любви, что несешь Ему,
как прекрасно лицо, как стройна ты,
ты не с принцем повенчана, с вечностью!

Утонченность пастели и строгость -
мастерство передать дуновение
чувства и воды свежесть, холОдность,
полотно, сотканное мгновением!
"Шоколадница" - одно из самых прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, которым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть родину и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювелиром. О детстве художника сохранилось немного сведений. Известно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тетради были заполнены рисунками, изображавшими различные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.
Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б.Массе. Однако и пребывание у Массе, затянувшееся на три года, не принесло ему большой пользы. Лиотар стал работать самостоятельно, изучал разные техники - масляную живопись, пастель, миниатюру на кости, эмаль. В Париже Лиотар попробовал свои силы в историческом жанре. Результат превзошел все ожидания. Его картина "Давид в храме" была удостоена приза парижской Академии.
В 1736 году он получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII.
Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар прожил там пять лет.
Мыльные пузыри Лиотара
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4905
Мыльные пузырики -
зеркальца и лучики,
восхищенье лириков -
мир вокруг получится!

Чар интерференции
чудо воплощения,
нотки для каденции,
светопревращение!

Мир обнял, окутал их
пленочно-планетное,
мимолетность, флера дым,
нежное-приветное.

Воздуха "ракушечки",
света - умиление,
Детская игрушечка,
взрослым - утешение!

Children Blowing Bubbles, Жан Этьен Лиотар.
Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной (находятся в Лувре). Блестящее качество этих рисунков с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.
Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из одной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, наезжал ненадолго в свою родную Женеву и снова отправлялся в путь.
Лиотара оценило следующее столетие, увидев в нем своего предтечу. Благодаря умению говорить правду Лиотар оставил нам достоверные документы о своем времени, передал точный "...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей".
По материалам сайта - http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/liotar_zh.php