Но где-то в сердце теплятся угли...

Вадим Рубинчик
Глеб не спеша пил крепко заваренный кофе и просматривал содержимое электронной почты, стирал ненужное и сортировал по папкам то что ещё может пригодится. Неожиданно для себя наткнулся на  черновик письма, написанный пару лет назад. Он уже не помнил точно, что именно писал тогда и решил перечесть…



Привет, Борис!
Не успел сказать при встрече то, что хотел -- вот и пишу теперь. Так сказать, продолжаю начатый разговор… Я рад, что ты всё понимаешь и знаешь свой диагноз. Это вселяет надежду. Не уверенность, но всё таки надежду…
Возможно, я сейчас буду говорить то, что тебе давно известно. Но это мой единственный шанс.

Итак. Водка – это то чем человек, как правило, пытается заменить любовь…(Не помню кто сказал, не суть) Естественно замена не равноценна, и следовательно  не возможно, но человек пытается. Ведь водка даёт иллюзию того что всё хорошо. Потом иллюзия рушится и остаётся только боль разочарования  да сожаление об утерянном здоровье…

Я наблюдаю,  как разговаривают с тобой окружающие. Очень осторожно, тщательно подбирая слова, словно идут по минному полю. Ведь ты легко взрываешься—либо грубишь, либо обижаешься. И если учесть, что они все действительно зависят от тебя и любят, не смотря ни на что,-- то очень стараются не разозлить или не дай бог не обидеть. Добавь сюда твоё постоянное тестирование и разглядывание их слов и поступков, словно под микроскопом. Изучение человека –вещь, сама по себе, не плохая. Проблема в том, что ты ищешь негатив, не замечая хорошего. А кто ищет, как известно, находит. В итоге думаешь, что хорошо знаешь человека. И это действительно так. Но это знание недостатков и слабостей используешь для манипулирования. Вместо того чтобы помочь людям избавится от внутренних конфликтов тычешь принародно, как нашкодивших щенят носом в дерьмо. То, что ты считаешь прямотой и искренностью выглядит словно отсутствие элементарного воспитания и такта. Плюс капризы, упрёки и требования доказательства преданности ("Я хочу чтобы ты приехал или приехала сейчас") или любви ("поцелуй меня"). В результате --никто не смеет приблизиться к тебе, даже если хочет сказать что любит.

Я уже не говорю, что трудновато любить человека с таким поведением как у тебя. Оно перечёркивает все добрые намерения, хотя их у тебя действительно много. Но если смешать килограмм варенья и килограмм дерьма – получится два килограмма дерьма. Зачем?  Кстати,  ты ничем ни лучше окружающих тебя людей. Пусть умнее, опытнее, но не лучше. А они в свою очередь более терпеливы и следовательно более добры. И нет никаких оснований для грубости даже если ты прав… Тем более если ты прав. Это как если бы сильный издевался над слабым.
 
Ты пытаешься решить за всех все проблемы. Даже если удастся уладить их самым лучшим образом это будет твоей победой. Но не для тех людей, которых любишь и за которых хочешь воевать. Несмотря на то, что все мы желаем успеха и быстрого результата, на самом деле ценим только то, чего достигли самостоятельно пусть и дорогой ценой. Счастье дают не миллионы доставшиеся в наследство, а чувство что, то чего ты добился – твой личный труд и подвиг. Жена, выбранная и воспитанная отцом не будет любима сыном. Жизнь даже самая успешная прожитая по чужому самому лучшему сценарию – чужая и следовательно не счастливая.

Когда отец советует сыну – отец самоутверждается, а сын чувствует что он до сих пор ребёнок. Именно поэтому дети, даже самые маленькие не хотят слушаться родителей. Своим сопротивлением они заявляют – "Я личность!". Они не говорят—"Я прав, а отец нет." Они просто напоминают – "Я такой же человек как и ты…"
Чем больше я думаю о тебе, тем больше мне кажется, что проблема не только в водке. Не столько в ней, сколько в том, что ты не знаешь чем наполнить свою жизнь. Ты мужественно ищешь точку приложения собственных сил –читаешь серьёзную литературу, учишься, тренируешься… Любишь бога… Но люди которые тебя окружают… Ты конечно скажешь что очень любишь их и делаешь всё возможное ради их счастья. Тогда спроси– осторожно, чтобы они не чувствовали себя как обычно при разговоре с тобой, словно на экзамене—что делает их счастливыми? Как они любят проводить время? Что просто радует их? И если там будет хотя бы на десятом месте – общение с тобой – выбрось это письмо и забудь о нём. Я буду рад, если ошибаюсь…

Когда человек заболевает ему сочувствуют. Когда он заболевает алкоголизмом его жалеют. Это больно… потому что жалость унижает. Потому что жалеют только слабого. У тебя до сих пор есть выбор и я не жалею тебя. Да, я выбираю выражения помягче и поточнее. Но только потому, что хочу достучаться до твоего истинного Я, разбудить его… А дальше ты уже сам справишься.

Ты говоришь, что взял на себя "ответственность за тех кого приручил".  Пусть будет так. Но почему ответственность только за экономическую сторону жизни? Разве приходить домой трезвым и подавая тем самым пример – не менее важная часть воспитания за которую ответственен только ты. Разве спиваясь, ты не заставляешь страдать своих близких и друзей? В алкоголизме нет зрителей. Участвуют все! Почему не взять на себя ответственность за эту боль? Да, это гораздо труднее. Но ты же взял "ответственность за тех кого приручил", не так ли?

И ещё. Вспомни, ты сам рассказал, когда не пил несколько месяцев твои близкие начали заниматься на велотренажёре, начали стремиться к чему-то лучшему. Ты увлёк их за тобой.
Давай перенесёмся в не очень далёкое будущее. Скажем так лет на десять. Закрой глаза и представь себя. Как ты выглядишь? Чем занимаешься? Чем живёшь? Что ты чувствуешь? Кто тебя окружает? Кто твои друзья? Где ты живёшь? Что доставляет тебе радость? Спроси себя и ответь честно, как положено сильному человеку. Скажи тебе не страшно?

И последнее. Я написал это письмо, рискуя быть непонятым и что ещё хуже быть понятым не правильно. Поэтому предвидя возможные возражения или претензии –говорю – я не учу тебя жизни и не говорю что делать. Ты знаешь сам, что нужно тебе, чтобы быть счастливым. Проблема в том, что произошедший сдвиг сознания не даёт тебе увидеть себя и свою жизнь в истинном свете. Ты смотришь в зеркало искажённое этим сдвигом. Я понимаю -- шанс, что это письмо тебе как-то поможет тебе осознать где ты находишься и каковы перспективы, не велик. С другой стороны – шанс, что ты психанёшь или обидишься огромен. Но как ты сам понимаешь, меня это никогда не останавливало.

Выбор у тебя не большой. И он находится между жизнью и смертью. Твой организм достаточно прочен, чтобы пить ещё долгие годы. Но истинная альтернатива более жестока – жизнь, осмысленная и полная радости или деградация. Медленное, но уверенное разрушение прежде всего как личности – такова перспектива. Разве об этом мечтал всю жизнь? У тебя ведь были мечты! Вспомни о них…

Ты возразишь, что я говорю  очевидные вещи. Возможно. Но написанные, они становятся материальными и если возьмёшь на себя труд просто перечитывать это письмо при пробуждении и перед сном… то послужат тебе опорой как костыли выздоравливающему. А там глядишь и снова пойдёшь и побежишь…
"Не проси у бога лёгкой ноши -- проси крепкую спину". Я надеюсь— спина твоя крепка…
     Жму руку.
     Глеб.
P.S. До встречи в декабре. Мы будем сидеть и говорить, а может быть молчать. И пусть даже будет скучно. Но пить будем только чай.

P.P.S. Это письмо написано почти неделю назад.  Я всё сомневался в нужности его и не отправлял. Честно говоря, я и сейчас сомневаюсь. Но надежда, как известно, умирает последней. Рад, что ты дочитал до конца


Глеб дочитал письмо и отхлебнул остывший кофе. Теперь он отчётливо вспомнил, что заставило написать это письмо… Глеб тогда вернулся со встречи однокурсников полный радостных впечатлений. Он уехал из бывшего Союза больше двадцати лет назад и было приятно, что  его не забыли, и даже рады видеть. Однако на душе была какая-то горчинка. После недолгих размышлений он довольно быстро обнаружил причину-- Борис. Друг юности – спивается… "Даже если бы я жил там, не знаю, как бы смог помочь ему – думал Глеб. Ну вот я только что был там и всё же не нашёл нужных слов. Да и помогут ли слова?...  И всё же написал и высказал то, что было на душе". После этого было ещё несколько телефонных разговоров, ещё одна встреча… Но кроме объяснений и оправданий со стороны Бориса Глеб не услышал. Письмо не помогло.  "Я сделал всё что мог…" – подумал Глеб. Но мысль эта не принесла облегчения, и он снова перечёл его. "Как я вообще мог надеяться, что слова помогут там, где опускают руки врачи, психологии и самые близкие дорогие люди…" – негромко сказал Глеб. Он вовсе не жалел о том что написал письмо, просто вдруг остро осознал всю бесполезность его и стёр навсегда. На экране тут же появился следующий черновик.

Но где-то в сердце теплятся угли...

Ночной звонок...мой пьяный друг не спит
Тяжёлый год...а может даже жизнь
Он одинок порой...но не винит
Беседою ночною дорожит...

Каменный пол...я босиком—плевать
Уж скоро час как говорим за жизнь
Хоть оба знаем...что нельзя помочь
Будем по кухне как волчки кружить

Ему конечно нужен не совет
Не жалость, не сочувствие моё
И не смотря на полупьяный бред
Он понимает –легче быть вдвоём...   

Мы ни к чему конечно не пришли
Я до утра возможно не усну
Но где-то в сердце теплятся угли
Часть его боли всё же унесу...

Глеб хорошо помнил, как и когда он написал   этот стих, а так же то, что  решил не отправлять…

Рука потянулась к телефону, он уже взял трубку, но потом медленно положил её на место…

 А где-то далеко, за широким столом сидел Борис и думал—"Ну позвоню я Глебу… И что дальше… Я знаю что он мне скажет, он знает что я скажу… Ни к чему это…"