Красотка ч. 3

Александр Иванович Алтунин
                Нахождение в мудрых руках
Вивиен по воле судьбы попала в прямом и переносном смысле в руки Эдварда. Это оказались не только умелые и чуткие руки, но и мудрые. Поскольку мудрые – это уже другая сторона медали. Главное – это не лишенные мудрости. То, что тело Вивиен ощущало себя приятно и комфортно в руках Эдварда – это аксиома, не требующая доказательства. В случае, если речь идет не о мужчине, примитивном и эгоистичном, а об интеллигентном мужчине, действительно уважающим себя. Ибо, истинное уважение  к себе невозможно без искреннего уважения к окружающим. Но то, что и душа Вивиен оказалась в не менее комфортной обстановке – это повод для отдельного серьезного разговора. Мудрые мужские руки – это не только  весьма полноценный отдых души и тела женщины, это жизнь особого качественного уровня и характера. За особое, мудрое отношение отдельного человека к другому в душе второго должна быть не просто сиюминутная благодарность, а более глубокое и более масштабное чувство признательности. Да и как иначе, если в случае с Вивиен она резко преобразилась не только внешне, став весьма симпатичной и обаятельной светской дамой, заслуживающей искреннего уважения и симпатии, но, что гораздо более важно и ценно – внутренне. Вновь обретя себя, снова став чудесным цветком, очаровывающим окружающих и особенно утонченных эстетов своими изящными формами и буквально опьяняющим ароматом.

Благодаря Эдварду Вивиен стала напоминать многогранный бриллиант, приковывающий к себе взгляды истинных ценителей красоты сочными и разнообразными переливами под лучами света. А это дорогого стоит.

Другой вопрос, что подавляющее большинство женщин, попав в ситуацию даже более интересную и перспективную, чем Вивиен, предпочитают пренебрежительно относиться к шикарным возможностям, вдруг открывшимся для них. А ведь даже применительно к анализу удвоение его граней приводит к увеличению его стоимости в четыре раза. Можно себе представить порядок цен на те, что имеют 32 или 64 грани…
Перед глазами автора этих строк прошел ряд женщин, которыми мужчины занимались всю их взрослую жизнь. Но это уже идеальный вариант. А реально получается, что даже два-три года нахождения женщин в мудрых мужских руках оставляют мощный и неизгладимый след в их умах и душах (часто и внешность преобразуется тоже), который ясно и отчетливо читается даже десятилетия спустя. Толчок в развитии многих скрытых способностей и достоинств приводит к тому, что даже многие годы спустя эти женщины по уровню гармонии превосходят не только своих ровесников и коллег, но и многих гораздо более старших, как минимум, на одну голову, а чаще – не две, условно выражаясь аллегорических языком.

                Изящная и утонченная критика мужчины
Изящная и утонченная критика мужчины – это совершенно особое достоинство аристократического плана. Элемент изящности при этом заключается, в первую очередь, в тактичном и деликатном подходе к чувству достоинства и честолюбию мужчины. Нежная доброжелательность не только способна очаровать, но и обезоружить, нейтрализовать предварительный негативный настрой. Конечно, в полной мере этот момент проявляет свою непреходящую важность и ценность применительно к мужчинам с тонкой душевной организацией. Но достаточно часто он играет немалую роль и в общении со всеми остальными категориями мужчин. Отсутствие жестокости и резкости, прямолинейности и категоричности, своенравности и импульсивности, упрямства и откровенной стервозности еще никому в этой жизни не принесло вреда. Бывают, конечно, исключения из правила. Но они поэтому и называются исключением, а не правилом. Для большинства психологически и духовно здоровых мужчин косвенная и опосредованная, мягкая и ненавязчивая критика оказывается не только более эффективной, но и полезной в плане дальнейшей гармонизации отношений. Пренебрежение заботой о самолюбии мужчины способно породить очень большие и сложные проблемы в отношениях с ним. И если мужчина не уйдет от такой женщины, то, скорее всего, заведет себе любовница, которая будет достаточно адекватно относиться к его чувству собственного достоинства.

              Конфликт – крайнее средство решения проблемы
Классическая женственность Вивиен в частности проявлялась в том, что большинство сложных и проблемных ситуаций она решила дипломатическим путем с помощью психологической гибкости и изящности построения своих умозаключений. Однако когда вопрос коснулся напрямую ее чувства собственного достоинства, и была вероятность проявления явного неуважения к ее человеческой сущности, она пошла на некоторое обострение ситуации. И здесь эмоциональный накал был призван донести до Эдварда степень неприятности и неприемлемости ситуации для Вивиен. Она была услышана, ей были принесены извинения за доставленный душевный дискомфорт и высказаны заверения в том, что Эдвард постарается в будущем избегать возникновения столь нежелательных негативных ситуаций с моделирование (пусть даже невольным) небрежного отношения к Вивиен. Следует отметить, что Вивиен при наличии обиды, сама, тем не менее, обошлась без небрежных и пренебрежительных слов  и выражений, интонаций и жестов. И это не могло не вызвать к ней искреннего и достаточно конкретного уважения. Вот такие бывают в жизни, на первый взгляд, парадоксы: человек идет на конфликт с партнером по общению, а в результате его имидж не только не ухудшается, а становится ярче и прочнее. Это к вопросу о том, что «важно не только то, что человек делает, то и то, как он это делает».

                Красноречивое молчание
Красноречивое молчание нередко возникает в тех случаях, когда общение между двумя людьми (теоретически оно может быть и между тремя людьми, но очень редко – 1:1000 парных случаев) идет на энергетическом уровне. Уже давно известно, что каждая наша мысль или эмоция обязательно имеет энергетическую составляющую. И вот когда двое испытывают безграничную нежности друг к другу, то возникает энергетический резонанс, приносящий каждому из них дополнительную радость, новый, еще более яркий и выразительный душевный комфорт. Понимание друг друга с полуслова, с полувзгляда имеет совершенно удивительную ценность. В некоторых случаях возникает даже ощущение того, что люди уже встречались когда-то в предыдущих воплощениях. И уже тогда безумно любили друг друга. Созвучие умов и душ наиболее часто возникает между людьми с тонкой и, хотя бы отчасти, изящной душевной организацией. Искренность и естественность мыслей и чувств нередко помогают без специальных усилий установить максимальное душевное взаимопонимание. И, как следствие этого, достаточно основательное доверие друг к другу. Лицо человека, его глаза способны выразить такую мощную и многогранную гамму мыслей и чувств, что в определенные моменты времени слова становятся ненужными. Конечно, желательно обоим понимать то, что такое явление надо беречь и охранять от сурового и холодного ветра прозы жизни.

Человек, с которым у нас возник такой особый уровень сокровенного общения, должен значить для нас гораздо больше, чем большинство обычных людей. Другой вопрос, что сокровенное общение в любом случае должно быть тонкой для окружающих. Ибо, оно, как правило весьма искаженно воспринимается основной массой людей, лишенных такого рода общения. И поэтому совершенно не понимающих истинного содержания и сути такового. Идеальным вариантом является ситуация, когда об общении этих двух людей вообще никто не знает. Если же этот момент невозможно полностью исключить, то лучше выдать свою трактовку этих отношений, заключающуюся в максимальной формализации и регламентации. Чаще всего, этого будет вполне достаточно для того, чтобы многочисленные и разнообразные «советчики» и «доброжелатели» не испортили удивительное и уникальное явление нашей жизни, и в том числе человеческих отношений.

Красноречивое молчание невозможно без особой тактичности и деликатности, великодушия и снисходительности, желания и умения сострадать и сопереживать, альтруизма и душевной щедрости. Оптимальной является ситуация, когда оба человека имеют привычку и навык душевной работы. И поэтому она не вызывает дополнительного напряжения ума и души для каждого из них. Безусловно, что интуиция и проницательность помогают создать реальный, а не показной праздник двух душ, а уже потом, быть может, умов и тел.

                Мелочи общения, формирующие счастье
Конечно, никто не будет утверждать о том, что без больших положительных поступков со стороны каждого партнера по общению возможно возникновение счастья. Но вот его поддержание и укрепление часто натыкается на подводные рифы и камни мелочей, которыми многие длительно общающиеся почему-то пренебрегают. В качестве мелочей может выступать мельчайшая интонация голоса, второстепенный нюанс стилистики речи, удачно подобранный эпитет или выражение в адрес партнера. Это и тончайшее выражение мимики или глаз, это и геометрические и пластические нюансы жеста. Это и частота и характер психологических поглаживаний. Это и поддержка и ободрение не только в больших и очень важных делах, но и вроде бы мелочах, но четко и жестко формирующих ощущение наличия или отсутствия чуткости и внимательности, заботливости и созвучия. Психологическая и интеллектуальная, духовная и эстетическая предупредительность не только в главных, но и второстепенных вопросах основательно укрепляют хрупкое ощущение счастья. На самом деле мелочи общения – это далеко не мелочи в обоюдном стремлении к прочному и устойчивом счастью. Другой вопрос, что если все выше перечисленное имеет место лишь в одностороннем порядке, то как бы сильно не старался один, взаимного счастья он построить не сумеет. Все хорошее в отношениях двух людей может быть прочным и долгим только при условии взаимной заботы о поддержании и сохранении, развитии и гармонизации этого хорошего.

                Трепетно-бережное наставничество
Барни, менеджер отеля в фильме «Красотка» выступил в роли мужчины-наставника. Надо сказать, что его внимательное и заботливое отношение к красотке возникло совсем не случайно. Душевная утонченность в сочетании с изящностью восприятия и понимания жизни не могли остаться равнодушными к обаянию молодой женщины. И его старания не пропали даром: когда он увидел красотку в эффектном светском вечернем платье, то был очарован еще больше. Его эстетическая сущность, в первую очередь, получила массу положительных эмоций. Да и собственно, когда мужчина сознательно и целенаправленно дополняет в женщине природой данные ей элементы гармонии, поднимая сущность женщины еще, как минимум, на одну ступень в иерархии гармонии, то что может быть прекраснее, чем раскрывающийся бутон загадочного тропического цветка женской души? Ощущение сорежиссера  совместно с нашим Всемогущим Господом – это ли не повод для самого сильного восторга, радости, счастья и удовлетворения собой и своей жизнью. Вспомним трепетность и искренний восторг Барни, когда он целует руку красотке. Это не просто жест вежливости, нет, - это красноречивый пример подлинного отношения мужчины к настоящей женщине, можно сказать, к женщине с большой буквы. Наличие задатков классической женственности в полной мере перекрывает недостатки в образовании и воспитании Вивиен. Она интуитивно находит наиболее оптимальные интонации голоса, слова и выражения, стилистику речи, жесты и движения.

Помогая Вивиен, Барни буквально своей кожей чувствует не только хрупкость ее душевной организации, но и изящность. И он проявляет максимально возможное терпение и хладнокровие, тактичность и деликатность, внимательность и заботливость, великодушие и снисходительность. Его бережность и трепетность напоминают осторожность ювелира при обращении с драгоценными украшениями. Вкладывая новые знания и умения в Вивиен, Барни видит, как буквально на его глазах она преображается из скромной Золушки в прекрасную принцессу. И от искреннего восхищения у него едва не перехватывает дыхание, но радость, большая и искренняя, накрывает его с головой, невольно подчиняя себе все его существо интеллектуала, тонкого знатока и ценителя  не только женщин, но и всего действительно прекрасного и гармоничного, классического мужчины, который не декларирует свои внутренние принципы и убеждения, а просто живет по ним, сохраняя им постоянную преданность и верность. И это заставляет зрителя проникаться к нему и уважением и симпатией. Вот уже действительно к месту вспомнить народную мудрость о том, что «не место красит человека, а человек место».

Пример Барни достоин одобрения и подражания не только молодыми людьми, но и вполне зрелыми мужчинами. Щепетильное отношение к человеческому, личностному и женскому достоинству должна стать нормой мужского поведения. Тогда и истинных, а не показных принцесс станет значительно больше. Что называется «что посеешь, то и пожнешь». А пренебрежительное отношение к женщинам порождает  или очень  закомплексованных или махровых стерв, которые как кусок урана облучают все вокруг себя, непрерывно и агрессивно подтачивая те небольшие островки гармонии, что еще существуют в нашем обществе. Не зря же говорят, что «если человеку сказать 99 раз свинья, то на сотый он захрюкает». К сожалению, для большинства людей «бытие определяет сознание». И только двум-трем из тысячи удается, вопреки реальной и грубой действительности, создать внутри себя островок гармонии, который приходится развивать с неимоверными усилиями. Потому как помощников найти практически невозможно, а вредителей и искать не надо – подавляющее большинство из окружения почти любого человека.

 Даже если вам попалась не столь эффектная и обаятельная, как Джулия Робертс, но с красивой душой, отнеситесь к ней как к подарку Высших Сил. И все душевное тепло, заботу и нежность, что вы прольете в душу партнерши по общению, со временем сторицей возвратится к вам. Не обязательно завтра или через месяц, но обязательно к  вам неожиданным подарком или помощью в трудной ситуации. Скупость, как и прочие человеческие недостатки, не свойственна Высшим Силам.

Вообще же, очень хотелось бы, чтобы вернулась прежняя дореволюционная традиция, когда мудрый мужчина формировал находящуюся рядом женщину не в соответствии со своими специфическими капризами и прихотями, а в резонанс законам гармонии Вселенной. Конечно, это накладывает колоссальную ответственность на мужчину, предъявляя гораздо более высокие требования к его интеллекту, душевным и духовным качествам. Но, так ведь «овчинка стоит выделки». Радость творческого процесса – это совершенно особенная радость. Которая, если и уступает, то лишь духовной радости. Не говоря уже о том, что работа с человеческой сущностью – это безумно интересно и удивительно увлекательно. Ни один детектив не сравнится по сложности сюжетной линии. Не говоря уже о достаточно интенсивной шлифовке собственных мозгов и других свойств личности. Ибо, чем старше ученик, тем выше требования к учителю, наставнику. Поверьте автору этих строк: не только два десятка женщин, но даже всего одна, выращенная вами по законам Гармонии, придает не  только дополнительный смысл вашей жизни, но даст вполне реальное и объективное основание для постоянной и стабильной любви к себе, да и уважению тоже. И чем совершеннее будет результат, тем выше ваша самооценка. Тем с большей лояльностью к вам будут относиться Высшие Силы.

Наставничество – это сложная наука, а в определенном смысле и искусство. Наставник не может вложить в душу ученика то, что в нем самом отсутствует. Конечно, наставник не застрахован от ошибок. Но тем актуальнее ситуация: вовремя и адекватно корректировать последствия и осложнения собственных ошибок – это тоже непростое занятие. Требующее от наставника высокого уровня самокритичности, мужества, решительности, хладнокровия и внутренней стабильности и уравновешенности, самодисциплины и самоорганизованности.

               Cкромность и кротость как элементы одухотворенности
Современный мир стал слишком стремительным и напряженным, чтобы духовные ценности играли прежнюю доминирующую роль в жизни. Но от этого они не перестали быть вечными и универсальными, залогом истинной гармонии любого человека, особенно европейского. Конечно, кроме закона рациональности, (когда при планировании большинства своих поступков современный европейский человек предполагает получение конкретной выгоды и желательно через наиболее короткий период времени) есть еще более древний и более универсальный закон целесообразности. Когда во главу угла ставится не личный эгоизм, а вечные и универсальные законы жизни. Когда человек ясно и четко понимает то, что все, что он делает для других людей, рано или поздно вернется к нему. Особенно, если его поступки были бескорыстными и искренними. Если корысть закладывалась в мотив поступка, то и награда за нее была в виде достаточно символической величины, лишенной какой-либо духовного содержания. В числе духовных ценностей, угодных Высшим Силам находятся скромность и кротость. Скромность, как правило, обусловлена пониманием того, что все достоинства и добродетели, способности и таланты заложены в человеке Высшими Силами. И поэтому его личной заслуги в этом нет. Более того, они даны конкретному человеку не как подарок, а как аванс, который необходимо отрабатывать всю оставшуюся жизнь. И лишь такая линия поведения угодна Высшим Силам. Не зря же говорится в Библии о том, что «гордым Господь противится».

Да, человеку дана свобода выбора в своих решениях и поступках. Но вот то, что за этим будет следовать – это не находится в компетенции не только отдельного человека, народа или даже всего человечества.  Это прерогатива лишь Высших Сил. И игнорирование этого момента подобно плеванию против ветра. Ветру никакого ущерба, а одежда плюющего запачкана пропорционально смачности плевка. Понимание решающей роли Высших Сил порождает в человеке кротость, когда он абсолютно полностью отдает себя и свою жизнь в руки Высших Сил. И это не только мудро и максимально целесообразно. Ибо все, что делает человек против воли Высших Сил, обречено заведомо на неудачу или будет иметь столь неприятные последствия для человека (народа, страны и т.д.), что первоначальная выгода, полученная им в результате бездуховных поступков, будет выглядеть предельно символической величиной по сравнению с последующим моральным и материальным ущербом. Скромность и кротость Вивиен, наряду с прочими ее достоинствами и добродетелями, проявляющимися в ее повседневной жизни как естественное, органичное и закономерное явление, помогли Высшим Силам прийти к решению о том, что она достойна большого и прекрасного подарка – замечательного мужа. Мораль сей басни такова…

              Создание своей ниши в душе другого человека
Создание своей ниши в душе другого человека является наиболее честным и достойным путем его завоевания. Очень часть для завоевания расположения человека противоположного поля люди идут на всякого рода психологические и интеллектуальные изощрения, различные по форме и сути интриги и авантюры. Но лицемерный подход в отношениях рано или поздно будет раскрыт и обличен. И тогда вроде бы замечательные отношения могут рухнуть в один момент. А все, что нужно сделать в такого рода ситуации – это создать в душе другого человека свой, эксклюзивный уголок. Который, при должном и качественном исполнении будет сам по себе вне конкуренции. Ибо, будет доставлять объекту нашего внимания совершенно особое удовольствие и радость. И вот в реализации такого рода задачи и понадобится неплохой интеллект, да и психологическая гибкость в сочетании с изящностью. Конечно, изначально предполагается, что сам объект нашего внимания является достаточно интересной личностью, достойным самых интенсивных и продолжительных усилий с нашей стороны.
Человеку глупому и примитивному такое будет явно не по плечу. А что нужно, чтобы быть таковым? Читать не только умные психологически изящные книги, анализировать поступки и заблуждения, опираться на их средства и способы получения радости и успеха. Смотреть интересные фильмы, благотворно влияющие на ваш ум и душу. Слушать не только ритмичную, но гармоничную музыку, которая будет настраивать вашу внутреннюю сущность на красивую и возвышенную интонацию. Хорошо бы регулярно ходить в театр на классику, основательно очищаясь от шелухи повседневной суеты.

Создание реальной и устойчивой ниши в душе другого человека избавляет вас от возможного чувства ревности и зависти. Ибо тогда ревность будет бессмысленной, а ревновать просто-напросто будет не к кому. Другой вопрос, что, активно стараясь для другого человека, мы сами становимся не только умнее, но и внутренне красивее, в чем-то даже гармоничнее. Польза от этого получается обоюдная. Для людей с не только тонкой, но и изящной душевной организацией бывает порой достаточно нескольких дней, чтобы заложить фундамент для такой ниши. Остальным, естественно, потребуется гораздо более продолжительный период времени. Вивиен удалось мягко и ненавязчиво эту нишу создать в душе Эдварда. Благодаря чему она получила самый замечательный результат, который мог быть даже чисть теоретически.

              Элементы стервозности как классика дисгармонии
Режиссер фильма «Красотка», как и автор книги, по которой снят этот фильм, четко и однозначно показали нам, что стабильных и перспективных  отношений с полноценным и самодостаточным мужчиной можно добиться лишь при условии полного отсутствия стервозности в поведении женщины. Если бы красотка Вивиен начала набивать себе цену, то, в лучшем случае, она продержалась бы сутки, после чего, в полной мере выполнив свои обязанности «вольной дамы» была бы отправлена восвояси. Вивиен, понимая ясно и отчетливо вероятность такой перспективы, выбрала совершенно иной путь для себя. Вместо капризности, привередливости, своенравности и импульсивности она была скромной и кроткой, уравновешенной и послушной. Вместо резкости и равнодушия, обостренной амбициозности и примитивного рационализма она была спокойной и внимательной, альтруистичной (по количеству и качеству знаков внимания к Эдварду) и умеренной в проявлении своего самолюбия практически во всех второстепенных вопросах. Это, конечно, отнюдь не означало того, что она забыла про свое чувство собственного достоинства. Когда возникла проблемная ситуация, которая реально и непосредственно затронула это чувство достоинства, то она корректно, но конкретно выразила свой протест по этому поводу. Поставив моральный аспект ситуации принципиально выше материального, несмотря на достаточную значительность последнего.

Естественная и искренняя женственность дали принципиально более значительный и ценный результат по сравнению с возможным проявлением демонстративности и истеричности. Не говоря уже о самоуверенности и самовлюбленности, которые были чужды Вивиен в принципе. Она в глубине души прекрасно отдавала себе отчет в том, что рядом с Эдвардом масштаб ее личности выглядит гораздо более скромно, как и уровень интеллекта в целом. И если бы она попыталась произвести на него впечатление с помощью столь банальных и примитивных черт характера, то заведомо бы потерпела неудачу во всех основных проявлениях: как личность, человек, женщина. А это не входило в ее планы, да и было слишком болезненным для ее самолюбия. С другой стороны, это не означало  ее замкнутости и молчаливости, безвольности и бесправности. Совсем наоборот, она постаралась приложить все силы ума и души, все свои реальные и потенциальные способности и таланты, фантазию и воображение, сообразительность изобретательность, чтобы обаять Эдварда не только как мужчину, но и как тонко и изящно чувствующего и мыслящего человека. Что, безусловно, выходило далеко за рамки предполагаемой стандартной программы общения даже с элитным клиентом, не говоря уже про обычного. Но, видя редкие и ценные знаки внимания со стороны Эдварда, она постаралась не ударить в грязь лицом и быть достойной партнершей по общению. И вовсе не беда, что в некоторых второстепенных вопросах она была не столь блистательна, как в основных. Важно было то, что она старалась быть не просто приятной, а приятной с оттенком изящности, понимая, что ее усилия не останутся незамеченными со стороны Эдварда.

                "Красотка" как гимн человеческим отношениям
Вивиен приятно удивила Эдварда своим искренним интересом к его уму и душе, к его жизни и работе. Ведь и он прекрасно понимал, что с формальной точки зрения, это не входило в ее стандартные обязанности. И если она не высказала в ряде случаев какие-либо свои комментарии по поводу услышанного, то Эдвард по выражению ее лица и глаз отчетливо понял, что все им рассказанное нашло должный и адекватный отклик не только в ее уме, но и душе. А Вивиен просто интуитивно чувствовала, что лишь именно такой подход к делу сможет завоевать серьезное и основательное расположение Эдварда.

Надо сказать, что фильм «Красотка» является своего рода гимном прекрасным и замечательным человеческим отношениям уже в силу того, что ярко и образно, интересно и многогранно показывает нам гармоничное общение двух тонких натур. Когда даже молчание может быть весьма красноречивым и выразительным. Когда светящиеся от радости и душевного комфорта глаза рассказывают партнеру по общению временами гораздо больше и утонченнее, чем то, что придумывает нам в обычном повседневном общении.

Конечно, нужно было не только желание и стремление увидеть в другом партнере по общению изящность ума и утонченность души, но еще и вполне конкретное умение. А кроме этого, нужно было постараться оправдать предполагаемое ожидание партнера. Так сказать, не ударить в грязь лицом. Кроме того, Вивиен весьма удачно воплотила в жизнь свой психологический принцип: «Наша сила в нашей слабости». Что, применительно к Эдварду, как серьезному и неглупому, достойному и воспитанному мужчине, сработало буквально безотказно. Она сознательно отдала лидерство в отношениях Эдварду. По крайней мере, там, где не требовалось участия ее чисто женской сущности. Почтительное и уважительное отношение к личности Эдварда, его работе, его идеям сделало ее своего рода партнершей еще и в интеллектуальном общении с ним. Оценки были умеренными и сдержанными, но от этого не менее колоритными и значительными, приятно звучащими для самолюбия и честолюбия Эдварда.

Эдвард, кроме всего прочего, увидел и оценил способность Вивиен настраиваться в резонанс его мыслям и чувствам. Он понял, что она обладает не только изящным умом, но и утонченной душевной организацией. Что заслуживало с его стороны большой симпатии и уважения. Он понял, что она не только интересная и неординарная личность, но еще и хороший и приятный человек. Произвести на Эдварда такое впечатление было очень непросто, ибо он был буквально избалован и пресыщен женским вниманием во всех аспектах его проявления. Он был не только достойным, но и еще и престижным, если не мужем, то партнером по общению. Десятки женщин практически круглосуточно мечтали хоть несколько дней побыть рядом с ним. Но их иллюзиям не было суждено сбыться. Ибо, Эдвард был очень капризным и привередливым, имел не только хороший интеллект, но и отменный вкус во всем. Не говоря уже о том, что имел достаточно высокий уровень психологической изощренности, в систему координат которой было очень непросто вписаться даже очень красивой и привлекательной женщине.

Вивиен не всегда была согласна с Эдвардом в том, что он делает и как он делает, особенно по отношению к другим людям. Но ее врожденная интеллигентность  предполагала наличие права на ошибку у любого другого человека, в том числе и Эдварда. Что, безусловно, позволило ей, если и высказать свое мнение критического характера, то тщательно избегая какой-либо ироничности и язвительности, саркастичности и критиканства. И в этом проявилось ее великодушие и снисходительность, терпение и терпимость к недостаткам и слабостям, неудачам и ошибкам, особенностям характера и ума Эдварда. Надо сказать, что и Эдвард не особенно отставал в проявлении классических добродетелей и достоинств.

Он был, кстати, приятно удивлен способностью Вивиен испытывать  мощную и искреннюю радость от ощущения своей полезности и приятности другому человеку. В данном случае ему лично. И Эдвард, и Вивиен в фильме «Красотка» в своем общении друг с другом проявили вполне конкретное и активное творческое мышление. При этом, интуитивно чувствуя и понимая, что именно в этом заключается способ получения бесконечной и безграничной радости от себя и друг друга.

Чувство благодарности Вивиен за самые изящные и изощренные знаки внимания в ее адрес, было столь же ярким и изящным, стимулируя Эдварда быть и дальше не менее внимательным и заботливым, щедрым и достойным кавалером. Можно к этому добавить лишь то, что чувство благодарности – это один из крупных козырей в жизни любого человека, дающий возможность обрести благополучие и счастье.

               Пути и способы активизации самых изящных и красивых
                сторон души другого человека
Рассматривая данный вопрос, необходимо спросить самих себя о том, а почему уровень гармонии ума и души большинства окружающих нас людей столь символичен? И что мешает ему стать принципиально более значительным? Ситуация далеко не так проста и однозначна, как многим из нас этого хотелось бы. Начнем с того, что у основной массы людей вообще отсутствует не только система вечных духовных ценностей, но даже повседневная нравственная система ценностей. Почему она отсутствует? Да просто потому, что почти никто и никогда не говорил им о том, что таковая должна иметь место быть в числе первостепенно важных моментов человеческой жизни. Как не сказали и о том, что самостоятельно придумывать ничего не надо. Все уже давно и детально проанализировано и разработано. Многие утешают себя тем, что они, мол, не знают ничего о какой-то там системе ценностей. И поэтому могут жить спокойно и совершенно не заморачиваться на данную тему. Но, как говорят классики «жить в обществе и быть от него свободным нельзя». К этому можно добавить один из духовных законом жизни: «все, что не заполняется хорошим, обязательно заполняется плохим». Ибо «природа не терпит пустоты».

Здесь уместно вспомнить о том, что в жизни существует два вида мудрости?: житейская и духовная. Житейская ориентирована на нравственные понятия конкретного народа и даже социальной прослойки в конкретный исторический период. А духовная мудрость базируется на вечных универсальных духовных законах Жизни. Конечно, по первым жить гораздо проще и легче. А вот лучше ли – это уже совсем другая сторона медали. Это выглядит примерно таким образом: человек хочет иметь много денег. Для их получения существует два основных пути: заработать и у кого-то забрать. Зарабатывание собственным трудом большой суммы денег – это процесс, в лучшем случае, долгий и трудный. А отобрать – это легко и просто (или украсть). Но если все будут придерживаться логики легкого пути, то общество превратится в ужасные, сумасшедшие джунгли. И именно сумасшедшие, ибо в обычных джунглях хищник после насыщения не ищет себе новую жертву, не уничтожает более слабых и беззащитных забавы ради. А человек, становясь хищником, становится ненасытным, ибо злой дух алчности не знает насыщения в принципе. Чувство меры, как таковое,  есть проявление вполне конкретной духовности человека, когда он сознательно и добровольно регламентирует для себя многие моменты и явления жизни.

Духовность в ее классическом понимании не имеет ничего общего со своенравностью и импульсивностью, легкомысленностью и безответственностью, капризностью и привередливостью, рационализмом и эгоизмом, самоуверенностью и самовлюбленностью, категоричностью и максимализмом, демонстративностью и театральностью, формализмом и равнодушием, жестокостью и агрессивностью, бестактностью и бесцеремонностью.

          Самопожертвование женщины как путь к ее истинному счастью
Каждый раз, когда заходит речь о женской жертвенности в отношениях с мужчиной, то у многих современных эмансипированных женщин возникает масса недовольств и претензий к тому, кто пытается так сказать, проповедовать такого рода идеи. Одна из причин принципиальных противоречий, в данном случае, состоит в том, что проблема рассматривается мужчинами и женщинами в совершенно разных философских и психологических плоскостях. Речь идет о том, что женщина обязательно должна превращаться в безвольное и бесправное существо, которое все унижают и оскорбляют, когда хотят и как хотят. Возникал даже современная аллегория такой женщины – рабыня Изаура. Ситуация, на самом деле, выглядит гораздо приличнее и изящнее, чем некоторые феминистки пытаются представить, используя при этом в качестве «неотразимых» аргументов наиболее резкие и примитивные. Начнем с того, что среди мужчин действительно существует такая категория, которая хотела бы, чтобы рядом с ними находилась что-то вроде Изауры. Или, как минимум, наполовину ее напоминающая. Интересы такой категории мужчин было бы странно и, по меньшей мере, нелогично отстаивать. Речь идет, в первую очередь, о гармоничных отношениях между представителями разных полов. Что автоматически означает двухстороннее доброжелательное и уважительное отношение.

Ирония судьбы заключается в том, что в первую очередь те женщины, которые принципиально недовольны собственными спутниками жизни, сами, тем не менее, воспитывают в своих сыновьях, как минимум, подобие своих мужей. А иногда и более злокачественный вариант отношения к женскому полу.

Проблема, на самом деле, не столько физическая, сколько мировоззренческая и душевная. В подавляющем большинстве случаев так называемые феминистки, при относительно благоприятном стечении обстоятельств своей жизни, имеют сами в качестве рабыни Изауры собственных мужей, которых они многие не только годы, а десятилетия третируют как хотят и когда захотят. И никаких претензий по этому поводу даже и слушать не хотят, не говоря уже о том, чтобы к ним прислушиваться. На лицо имеется система двойных нравственных и духовных стандартов. Они вроде как проводят своего рода профилактику доминирования мужчины над собой, постоянно и с особым энтузиазмом унижая и оскорбляя не только человеческое, но и личностное и мужское достоинство своих спутников жизни. При этом, совершенно не подозревая, что проводя такого рода линию поведения, они играют роль классической стервы. В чей адрес даже по большим праздникам мало у кого возникает желание говорить что-либо положительное. Не говоря уже о проявлении восхищения или восторга.

Безусловно, речь идет о тех мужчинах, которые способны в принципе на чувство благодарности за женское внимание к ним. С другой стороны, две трети населения планеты состоит из восточных людей, где девочек с раннего детства воспитывают в духе полного подчинения мужчине. И от этого отношения между представителями разных полов не только становятся благополучнее, но и гораздо счастливее. Процент разводов почти в десять раз ниже по сравнению с европейскими народами. Но дело даже не в разводах, а в том, что восточные женщины в 10-15 раз чаще чувствуют себя и благополучными, и счастливыми. Другой вопрос, что не только девочек воспитывают в восточном стиле, но и мальчиков. Им прививают особое чувство ответственности за всю семью, за ее моральное и материальное благополучие. И им уже не нужно отдельно об этом напоминать.

Своеобразие, мягко говоря, ситуации заключается в том, что грубияны и хамы мужского пола все равно строят свою семейную жизнь по достаточно примитивным принципам. И поэтому никакого особого дискомфорта по этому поводу не ощущают. А вот из-за них страдают те, кто хотел бы отношения строить гармонично и равноправно. Но у страха глаза велики и мужчин прессингуют так, что резко молодеют инфаркты и инсульты и прочие особенно тяжкие и злокачественные заболевания.

Фильм «Красотка» является одним из самых любимых у представителей женского пола самого разного возраста, начиная, как минимум, с подросткового. Всем удивительно нравится нежное и бережное, заботливое и трепетное отношения Ричарда Гира в роли Эдварда к Вивиен (Джулия Робертс). Но практически от всех женщин ускользает не менее важный и не менее прекрасный момент того, что и как делает сама Красотка, чтобы ее интересы не только не пострадали, но и существенно улучшились. Что реально мы видим? Вивиен буквально растворилась в личности Эдварда, она стала его второй тенью, она живет его жизнью. И что она чувствует себя ущербно? Конечно же, нет! Каждый поступок, направленный на укрепление интересов Эдварда, на улучшение его внешнего и внутреннего имиджа, не только не остается незамеченным с его стороны, но и с лихвой награждается им еще большими и еще более изощренными знаками внимания. В некотором смысле возникает соревнование в том, кто из них окажется более изящным и трепетным по отношению к партнеру по общению, а не только в формальном превосходстве числа знаков внимания. И что самое главное при этом: знаки внимания являются порождением не только их изящных умов, но и утонченно чувствующих душ. Изящное, местами изысканное душевное тепло, искреннее и бескорыстное, заставляет сердце каждого из них биться с каждым разом все нежнее и трепетнее, в великолепный унисон друг другу.

И это при условии, что десятки дам спят и видят во сне как бы хоть на мгновение стать партнершей по общению Эдварда. Но они озабочены достижением своих интересов, жажда эмансипированных отношений уже основательно поистрепала их души. И поэтому им никогда и ничего не может светить в отношениях с Эдвардом. Ну, разве что весьма легкомысленный и весьма кратковременный флирт. Вот такая реальность жизни.

Конечно, Эдвард – это не наивный мальчик, обожающий любую представительницу женского пола. Это серьезный и зрелый мужчина, который знает и понимает реальную цену всему, с чем сталкивает его жизнь. И если он тратит тысячи долларов на украшения Вивиен, то не от произвольной щедрости своей души, как фундаментальной черты характера. Нет, к банальному транжирству он не был никогда склонен и не будет. Эдвард легко и непринужденно тратит большие деньги лишь при условии, что сама ситуация требует такого подхода. Иначе говоря, он видит, что Вивиен достойна, в первую очередь, как человек, как личность его подарков. А уже потом как женщина. И уже сам факт, что сама Вивиен даже самым символическим намеком не поднимает саму тему подарков, не только не ущемляет ее интересы, а способствует тому, что она получает даже то, о чем никогда не мечтала. Да и количество знаков внимания Эдварда буквально зашкаливает, как ни странно.

Вспомним ситуацию прощания Вивиен с менеджером отеля Барни. С каким искренним и неподдельным уважением и восхищением он не пожимает ей руки, а нежно и трепетно прикладывается к ней губами. Радость от того, что он немного приложил свой ум и душу к преображению этого редкого и дивного цветка, буквально переполняет его душу. Он почти счастлив, имея возможность прикоснуться к такой красоте и гармонии. Это все, безусловно, прекрасно. Но давайте задумаемся о том, а многие ли женщины способны так внимательно рассмотреть в другом мужчине столь же удивительную изящность ума и души? Наблюдения за последние тридцать лет привели автора этих строк к четкому и ясному, предельно однозначному выводу о том, что только десять процентов (одна из десяти) женщин в принципе способны что-то увидеть действительно ценное и редкое. Но то, что они это могут, еще вовсе не означает того, что они это реально делают. Из этих десяти процентов лишь десятая часть практикует чуткость и трепетность восприятии жизни и окружающих людей. Иначе говоря, одна женщина из ста. Вот вам и вполне конкретный ответ на вопрос о том, а кто из женщин достоин такого отношения, как Вивиен. Хотеть быть королевой не запрещено быть никому. Но, чтобы к вам относились как к королеве, необходимо, как минимум, ею быть. И именно быть, а не казаться, не изображать не только другим, но и самой себе…

Столь печальные вещи автор должен озвучивать не в радость себе, а с величайшим сожалением. Ибо, мне, как и любому мало-мальски нормальному мужчине, хотелось бы, чтобы реально трепетных и при этом гармоничных женщин, был не один процент, а уж хотя бы двадцать-тридцать (про пятьдесят уж замахиваться не приходится, ибо это уже не только за пределами изощренной научной фантастики, но и элементарной житейской логики). И если из выше указанных десяти процентов женщин еще четыре-пять добавятся к одному проценту гармоничных, то можно будет с облегчением сказать, что усилия автора не были напрасными. Претензии же девяноста процентов женщин на звание королев, мягко говоря, не соответствуют действительности. Ведь королева – это та женщина, в которой ее красоту и гармонию видят и другие люди. А если этого не видят даже самые утонченные и изящные мужчины, то видимо, там и видеть-то нечего. И поневоле вспомнишь народную мудрость о том, что «нечего не зеркало пенять, коли рожа крива».

Вы, кончено можете не согласиться с автором, но реальность жизни состоит как раз в том, что те люди, что обладают реальным уровнем гармонии, отчетливо понимают саму относительность этого уровня. Ибо, нет предела совершенству. И работают серьезно и основательно над собой. А вот среди десяти тысяч женщин, которые прошли перед автором этих строк в самом различном положении (клиентка, потенциальная клиентка, родственница клиента и т.д.) нашлось лишь более десяти, кто хотя бы отчасти осознавал сам факт своего несовершенства. Или, точнее сказать принципиально неполного совершенства. А попадались представители всех социальных слоев нашего населения. Данные, как говорится, статистически достоверные. И если бы они были иными, автор с гораздо большим удовольствием рассказал бы о них своих читателям.

Желать счастья могут все желающие, только вот искусство его сознательного создания оказывается большинству принципиально не по плечу. Не зря же процент разводов в наше время составляет гигантскую цифру. Драматизм ситуации заключается не только в том, что люди не умеют создавать счастье, а в том, что они, в девяти случаях из десяти, и не желают этого уметь. «Мы, мол, и сами с усами».

Женщина изначально существо психологически более гибкое, имеющее возможность обходить большинство острых углов с наименьшими потерями как для себя, так и для окружающих. Поэтому с нее и спрос бывает несколько большим, чем с мужчины. А потом, сами женщины не только поддерживают различные дисгармоничные стереотипы жизни относительно отношений противоположных полов, но создают сами более новые и еще более негативные, разрушая потенциальное счастье будущих поколений.

                Составные части любви
О составных частях любви можно говорить с достаточной степенью условности. Это как сложное кулинарное блюдо из многих компонентов, которые в процессе приготовления вошли в определенное взаимодействие друг с другом и в результате создали нечто принципиально более новое, нежели обычная суммация многочисленных вкусовых ощущений.

Начинается любовь с обычной симпатии. И сказать заведомо, что именно нам нравится в том или ином человеке не всегда представляется возможным. Хотя, безусловно, человек с красивой фигурой или обаятельным лицом, как правило, находит должный отклик в нашем уме и душе. Очаровать может и интонация голоса, манера жестикулировать, тонкие мимические реакции, поведение человека в целом. Слушая умные речи человека, мы можем очароваться его интеллектом. Большое впечатление способна оставить добродетельность человек, его изящные манеры в построении отношений с окружающими. Употребление красивых слов, изящных выражений, интересных стилистических построений, проявление оригинальной логики мышления, необычного проявления фантазии и воображения. Как и просто нечто особенное в тембровой окраске голоса, способно пробудить наше интеллектуальное и психологическое чувство эстетики, заставив нас другим взглядом посмотреть на  потенциального или реального партнера по общения. Производит мощное впечатление одухотворенность предмета нашей симпатии: высказывание или проявление отдельных философских принципов и убеждений может привести к возникновению второй составляющей любви – уважению. Хотя, конечно, само по себе наличие уважения еще не является полной гарантией возникновения любви. Но при всех прочих моментах, любовь, основанная еще и на уважении, имеет шанс быть принципиально более гармоничной. Нередко объединение симпатии и уважения порождает в отношениях дружеские чувства, особенно если они взаимны.

Добавление к дружбе чего-либо утонченного и изящного, чувствительного и трепетного нередко приводит к влюбленности. А если натура человека склонна к глубоким и прочным, устойчивым и перспективным чувствам, то и к большой и красивой любви.

Глубокое и серьезное чувство любви – это несомненный дар Высших Сил. И именно дар, а не простой подарок. Ибо, в обычной жизни большинства людей принято распоряжаться подарком по своему личному усмотрению. Иногда, что называется, как левая пятка захочет. Подарок могут передарить или засунуть в кладовку и забыть о нем. Не худшим вариантом является желание использовать в качестве банального предмета интерьера в квартире. А вот с даром такие приключения исключены (если, конечно, человек понимает и осознает то, что это именно дар и дар именно от Высших Сил). Тут уже включается мировоззрение человека: если он понимает, что все крупные события и особенно приятные, подготовлены Высшими Силами, то и относится к ним соответствующим образом: более внимательно и осторожно, более почтительно и трепетно, с большим чувством не только благодарности, но и признательности.

Отдельные моменты в восприятии нашего партнера по общению в ряде случаев способны вызвать у нас восхищение, восторг, почтение или даже преклонение. Все зависит, в первую очередь, от наших возможностей увидеть нечто ценное и интересное в другом человеке, понять и оценить это. Это обусловлено нашим психологическим и духовным кругозором, степенью чувствительности нашего ума и души в восприятии утонченных и изящных моментов в жизни вообще и в окружающих людях, в частности. Восхищение для своего существования не обязательно должно проявляться чисто внешне, особенно, если для этого нет подходящих условий. Оно может быть элементом нашего внутреннего состояния, способного основательно влиять на формирование отношений с тем или иным человеком.

Кроме всего прочего, в существовании любви играет немалую роль энергетический фактор. Бывает так, что биополе того или иного человека по своим основным параметрам настолько созвучно нашему собственному, что мы невольно чувствуем уже в самом начале нашего общения ощущение громадного душевного созвучия. Такое ощущение, что человек известен нам уже много-много лет. И уже от одного присутствия этого человека нам становится особенно комфортно и приятно, легко и радостно. Иногда при этом наш ум и душа словно переключаются на другую программу существования, более интересную и неординарную, более яркую и насыщенную, более утонченную и изящную, более энергичную и многослойную, имеющую принципиально иные качественные и количественные параметры.

                Талант видеть в другом достоинства
Способность человека видеть в другом его способности и таланты, достоинства и добродетели можно по праву считать одним из самых больших и ценных талантов. И, по большому счету, не меньшим, чем талант музыканта или художника. А, в ряде случаев, это гораздо более редкий и более ценный талант. Ибо он позволяет разглядеть многие интересные и ценные достоинства и обозначить их для их обладателя. Правильная расстановка акцентов среди различных способностей человека может принципиально изменить его жизнь и судьбу в лучшую сторону. И это относится не только к детскому или подростковому возрасту. Актуальность этого вопроса сохраняется на протяжении всей жизни человека. Проблема, собственно, состоит не только в том, что элемент даже небольшой проницательности с оттенком прозорливости свойственен небольшому числу людей, но и в том, что большинство тех, кто обладает им, слишком эгоистичны для того, чтобы искренне высказать свое мнение о том, в ком они увидели нечто особенно редкое и ценное. Если бы Вивиен, как и Эдвард, не увидели того, что было скрыто под маской формальной доброжелательности, то каждый из них мог пропустить свой редкий и счастливый шанс. Правда, Вивиен была несколько более откровенной в высказывании своих впечатлений. Но этот момент не только не повредил ей, а совсем наоборот – помог Эдварду взглянуть на нее под другим ракурсом и увидеть в ней самое интересное и ценное.

Другой вопрос, что для того, чтобы увидеть в другом человеке тот или иной талант или достоинство, необходимо хотя бы отчасти им самим обладать. Это касается как нестандартности личности, творческой жилки, так и утонченности души, изящности ума, фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, развитой эстетической и духовной сущности, мощности интеллекта и масштабности личности, психологической гибкости и дипломатичности, интеллигентности и аристократичности, уровня гармонии личности в целом, и многих других особенно редких и ценных достоинств.

Важно, конечно, не только увидеть, но и правильно оценить размер задатка той или иной способности. Чтобы, с одной стороны, не создавать лишних иллюзий у человека и его родных относительно величины потенциального таланта. А с другой стороны, не пропустить того, что действительно может перерасти в большой и ценный талант.

                Тестирование партнера по общению
Каждому человеку хочется общаться с хорошим и приятым партнером. Но часто возникает ситуация, когда тот или иной человек, который первоначально показался нам хорошим, спустя некоторое время нас разочаровывает. После нескольких разочарований мы стараемся свести риск возможной ошибки к минимуму. И в этом  плане можно вспомнить фильм «Красотка», в котором главный герой Эдвард проводит своего рода серию диагностических психологических тестов для получения более точной и более подробной информации о личности своего партнера по общению – Вивиен. Он моделирует различные интеллектуальные, психологические, эстетические ситуации и смотрит на то, как она реагирует. Он внимательно наблюдает за ней, правда по возможности незаметно для нее, ненавязчиво, осторожно и бережно, не только с чувством мужского благородства, но и некоторым чувством отеческой нежности и заботы. Его осторожно-бережное отношение к ней временами доходит до трепетности. Что автоматически заставляет зрителя проникаться к нему не только глубокой и искренней симпатией, но и не менее основательным уважением. Мужчина с большой буквы – это не только красивое выражение, но и реальный символ вечных классических ценностей, достоинств и добродетелей. Чистота и трепетность души Вивиен не только умиляет Эдварда, но и заставляет его относиться к ней, как к редкому и ценному произведению искусства. Чем больше он присматривается к ней, тем большая радость возникает в его душе от осознания возможности соприкосновения с этим удивительно прекрасным шедевром творчества Всевышнего. Даже к сделке стоимостью в миллиард долларов Эдвард относился с меньшим трепетом, чем к утонченной и изящной душе Вивиен.

Его собственное отношение к Вивиен временами вызывает мощное восхищение, являясь достойным образцом для подражания. Он относится к Вивиен как к самой изысканной даме высшего света. Ни одного небрежного слова или интонации, ни одного жеста или мимической реакции, которые могли бы задеть ее самолюбие или честолюбие. Он очень сдержан и немногословен, но от всего его облика веет безграничной нежностью, чуткой и мудрой заботой о душевном равновесии и комфорте Вивиен. Она не просто видит это, она буквально своей кожей и всеми возможными рецепторами ума и души ощущает изящность его отношения к ней, временами доходящую до уровня изысканности. И каждое новое открытие в Вивиен невольно подталкивает Эдварда к новым, еще более утонченным и изощренным тестам для ее ума и души, вдохновляет его на новые идеи интеллектуального и эстетического творчества.

                Уважение к человеку как к носителю искры Божией
С формальной точки зрения встреча Вивиен и Эдварда была не просто стандартной, но и весьма банальной. Вопрос в другом – в том, что каждый из них решил в этом общении не быть банальным. Изначальная доброжелательность в поведении каждого из них имеет не только подоплеку в неплохой воспитанности. Но несет в себе и более значительную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку – духовного характера. Чем больше они общались друг с другом, тем в большей степени понимали и осознавали тот факт, что каждый из них, кроме всего прочего, имеет в себе Искру Божию. К которой нельзя относиться легкомысленно или небрежно, грубо или эгоистично, бестактно или еще каким-то неподобающим образом. Осознание этого момента придавало их общению совершенно особое содержание и смысл, преобразуясь в более изящную форму отношений. Отчего каждый из них выиграл по максимуму. Ибо, получил то, о чем мечтал многие годы в своих самых сокровенных мыслях. Одухотворенность внутреннего мира и отношений с окружающими – вот то, чего очень не хватает большинству европеизированных современных людей. И от этого возникают миллионы драм и трагедий, проблем и неприятностей, неизлечимых болезней и смертей, дисгармоний личностей, умов и душ человеческих. А ларчик-то просто открывался.

                Формализм менеджеров магазина
Вивиен в своей старой одежде пошла в магазин для того, чтобы существенно обновить свой гардероб. Сотрудники магазина претендовали на определенную элитарность их предприятия, поэтому они сочли ниже своего достоинства обслуживать клиентку в простенькой одежде. Это ужасно обидело Вивиен. Она обратилась с невольной просьбой к менеджеру отеля, где снимал номер Эдвард, – Барни. Он позвонил своей знакомой в магазин женской одежды и высказал просьбу принять участие в обновлении гардероба Вивиен. Что и было успешно сделано. По пути в отель Вивиен в обновке зашла в тот магазин, откуда еще вчера ее выставили самым беспардонным образом. И сообщила им, держа в руках десяток упаковок с обновками, что вчера они не захотели ее обслуживать и поэтому потеряли не одну тысячу долларов. Это заставляет нас приходить к выводу о том, что внешний вид человека может быть весьма обманчив. За скромным и простым видом может скрываться весьма интересная и достойная личность с большим и разнообразным набором достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Очень часто многие люди придают значение чисто внешним моментам, забывая о реальном содержании того или иного человека, явления, события и т.д. Умный человек учиться на чужих ошибках. А мудрый, живя по духовным законам жизни, старается их не допускать!

                Эффект рикошета в отношениях
Создать полноценные человеческие отношения – это задача очень непростая, требующая много сил и времени. Создание их в короткий срок –это уже не алгебра, а тригонометрия человеческой психологии, высший пилотаж в работе ума и души, вызывающий восторг и восхищение самого капризного и привередливого критика и эксперта фундаментальных вопросов жизни.

Вивиен отчасти сознательно, отчасти неосознанно смоделировала свое отношение к Эдварду таким образом, словно они уже давно и хорошо знают друг друга, имеют прочные и гармоничные человеческие отношения. Как человек с тонкой душевной организацией, Эдвард не мог не почувствовать эту особенную психологическую подоплеку в их отношениях. Он невольно согласился участвовать в таких красивых и изящных отношениях. Вот где понадобилась сообразительность и изобретательность Вивиен, как никогда прежде в ее жизни. Он не мог показаться глупее или грубее Вивиен. Он принял ее безмолвный вызов и незаметно для себя попал под ее мощное обаяние. Ибо, он привык к ней, к ее эксклюзивному отношению. А так как больше никто не имел возможности так мудро и интенсивно, гибко и изощренно стараться для создания его душевного комфорта, то ее душевное тепло стало особенно ценным и необходимым для него. Оно как волшебный целительный бальзам ложилось на его душевные раны, заставляя их надолго замолкать и утихать. Это была просто сказка наяву. А кто же сам, по своей воле будет отказываться от присутствия сказки в своей жизни? Конечно же, никто. И Эдвард не был в этой жесткой логической системе исключением из правила.

Своим потрясающим женским чутьем Вивиен ощутила и поняла, что присутствие в жизни столь самодостаточной личности – это не только повод для самой сильной человеческой и личностной радости, но повод для совершенно особой гордости. Гордости, способной наполнить смыслом самую бесполезную и пустую жизнь, не говоря уже обо всех прочих. И это стоит не просто дорого, а очень дорого, ибо не только очень приятно, но еще и фантастически престижно.

Вивиен смоделировала, условно говоря,  кусочек семейной жизни, где во главе угла стоят интересы Эдварда, а его близкая женщина выступает в роли искренней и верной поклонницы его способностей и талантов. Зная, что Эдвард является изощренным эстетом не только в вещах и предметах, но и в психологии отношений, Вивиен поняла то, что чем больше она посвятит себя Эдварду, тем сильнее и красивее будет его реакция. Столь изысканный психологический гурман не позволит находящейся рядом женщине деградировать даже во второстепенных вопросах жизни. А это означало его серьезную и основательную заботу о ее физическом, умственном и эстетическом благополучии на многие годы вперед.

                Признательность
Признательность – это духовное качество, своего рода синтез работы и ума, и души человека. Каждый человек в общении с окружающими проявляет свои знаки внимания, приятные и полезные, а также принимает таковые по отношению к себе. Собственно, само проявление интересных и умных, адекватных и изящных знаков внимания способность достаточно интенсивно шлифовать наш ум и гармонизировать нашу душу, делать нас несколько одухотвореннее. Со временем появляется не только привычка к альтруистическим изящным знакам внимания, но и вполне реальная потребность в их совершении без какой-либо дополнительной мотивации для нас интеллектуального или психологического характера. Это, конечно, не означает, что все знаки внимания проявляются нами без какой-либо нашей внутренней мотивации или ее роль в этом процессе полностью исчезает. Просто подавляющее большинство повседневных знаков внимания проявляется нами свободно и непринужденно, легко и радостно, с не только удовольствием (о, это одна из особенно ценных духовных радостей, способная сделать счастливым не только объект нашего внимания, но и нас самих; и не только сразу, непосредственно после проявления нашего знака внимания, но еще достаточно продолжительный период времени после него; это неиссякаемый источник для нас душевных и духовных сил, не говоря уже про умственные). Чем больше мы проявляем знаков внимания сами, тем больше поводов у адресатов нашего внимания оказывать таковые по отношению к нам, как к конкретной личности. Другой вопрос, что не только у адресатов нашего внимания, но и у некоторых других окружающих, для которых мы начинаем выглядеть более приятными и симпатичными людьми, с которыми хочется общаться как можно чаще и как можно активнее и многограннее.

Получение знаков внимания от других людей – это тоже весьма непростой момент нашей жизни, требующий осмысления и сознательной духовной оценки. Чувство непосредственной благодарности со временем трансформируется в более глубокое и более многогранное чувство признательности. Которое помогает нам в общении выстраивать гораздо более полноценные и гармоничные, прочные и перспективные отношения. Признательность за умственные и душевные усилия, предпринятые в наш адрес, помогает нам более устойчиво удерживать в нашем сознании объект нашей признательности. Чтобы, во-первых, в произвольном или случайном порядке не создать ситуацию, которая бы прямо или косвенно могла ущемить какие-либо интересы этого человека. А во-вторых, чувство признательности помогает нам прямо или косвенно способствовать укреплению и развитию этих интересов. В отдельных случаях даже не озвучивая свое авторство, совершая при этом совершено бескорыстные добрые дела. Что уже само по себе укрепляет нас духовно и делает нашу личность более гармоничной.

По сути дела, признательность, как одна из истинных и вечных духовных добродетелей, более нужна и полезна нам самим, нежели тем, по отношению к кому она проявляется. И тут нет ничего удивительного. Ибо, даже с позиций современного рационализма получается так, что нам самим очень выгодно быть не только благодарными людьми, но и с чувством признательности. Ибо, оно, как ничто другое, стимулирует наиболее приличных и достойных людей выстраивать с нами более добрые и теплые отношения, нежели этого требует формальная логика нашей жизни вообще и той или иной ситуации, в частности.

Проявляя чувство признательности, мы косвенно благодарим Высшие Силы за их внимание к нам, за их доброе отношение к нам, за то, что нам предоставляется возможность выступать в роли посланников Сил Добра в их непрерывном и вечном процессе гармонизации Вселенной. А это не только приятная, но и весьма ответственная миссия. Как, собственно, и любой другой духовный аспект, сознательно включаемый нами в нашу жизнь. Ведь одухотворенность, это, по большому счету, не что иное, как сознательное и целенаправленное усилие по предоставлению Высшим Силам возможности присутствовать внутри нас, в нашем уме и душе. А в редких и, особенно удачных случаях, в нашем духе. А это уже само по себе является самой мощной и верной гарантией возникновения реального счастья и благополучия. Того, что невозможно приобрести даже за все блага мира. Но не все так безмятежно и радостно в этой жизни…

Дело в том, что благодарность и признательность – это не только проявление нашей так называемой свободной воли выбора вполне конкретных ориентиров в нашей повседневной и духовной жизни. Это проявление нашего знания и понимания, принятия главных духовных законов Жизни. Это своего рода сигнал от нас Высшим Силам о  том, что мы сознательно и добровольно, искренно и бескорыстно входим в их систему духовных координат и обязуемся думать и чувствовать, желать и стремиться, планировать и действовать только в этой системе, также сознательно и добровольно отказываясь от духовной анархии и хаоса, которых так много вокруг нас. И жизнь в этой системе координат – это явление, которое, так или иначе, но подчинено вполне конкретной жесткой логике. Которая, однако, не зомбирует нас, как правила большинства сект, а совсем наоборот, предоставляет нам возможность, редкую и удивительную, проявить все наши таланты и способности, все наши достоинства и добродетели, все самые замечательные свойства ума и души. Это широкий простор для нашей фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности. Правда, для большинства людей вполне реальной и достаточно значительной является задача укрепления уже имеющейся гармонии. А для отдельных, особо духовно развитых людей – это еще и создание новых слоев и граней гармонии внутри и вне их личности.

Продолжение следует.