Красотка ч. 2

Александр Иванович Алтунин
                Общение двух тонких натур
Управляющий отелем Барни сумел разглядеть в Вивиен не просто тонкую и чув-ствительную натуру, но особую изящность ее души. Можно даже сказать, что Вивиен стала для него в определенном смысле поводом для особой – сокровенной радости. Но это была самостоятельная и независимая, самодостаточная личность и мнение окру-жающих, в том числе подчиненных, в такого рода ситуациях его волновало в весьма относительной степени. Это, мягко говоря. А если быть точнее, то не волновало вооб-ще. Ибо он, как никто другой, ясно и четко отдавал себе отчет, что даже если все сотрудники отеля и многие из окружающих его людей вывернутся наизнанку десять раз, то все равно не смогут быть для его эстетической и психологической сущности в такой же степени приятной, как Вивиен. Барни не только любовался Вивиен глазами, он, в первую очередь, чувствовал ее потрясающе удивительную женственность своей кожей. И именно это давало ему наиболее яркие и выразительные мысли и чувства утонченного и изящного, а временами даже изысканного характера. Барни знал и понимал то, что классическая женственность – это дар Божий, требующий к себе совершенно особого отношения. В первую очередь, трепетно-бережного, а уже потом радостно-восхищенного. Собственно, это был целый комплект мыслей и чувств. Если не сказать, что громадный комплекс, единый и органичный. В такой же степени гармоничный по своей сути и форме, как и их первопричина – носитель классической женственности. В частности Вивиен.

Барни вызывает мощное и искреннее уважение к себе уже только одной особен-ной внимательностью к Вивиен, заботливостью и психологической щепетильностью, искренней, но выразительно-сдержанной радостью от возможности не только общаться с самой Вивиен, но даже на расстоянии созерцая ее удивительно неповторимую, яркую и естественную женственность.

Мы видим в Барни истинного ценителя не только чисто внешней женской красо-ты, но и внутренней – личностной и человеческой, создающих вместе ту потрясающую палитру красок и оттенков изящной и неотразимой женственности, любоваться и на-слаждаться которой можно бесконечно. Собственно, классическая женственность тем и отличается от обычной, что в ее созерцании, каким бы интенсивным и длительным оно ни было, не может наступить момента насыщения. И в первый, и в тысячный раз она вызывает безграничный восторг и мощнейшее восхищение. Во всем существе мужчины, даже помимо его воли и желания, возникает какая-то неописуемая радостно-трепетная вибрация. Одновременно захватывая целиком его ум, душу и даже чисто физическую сущность. В такие моменты вся проза жизни, вся суета, все мелкие, обыденные и повседневные заботы и хлопоты отходят куда-то в сторону, словно перестают существовать вообще. Все существо мужчины начинает существовать на принципиально ином энергетическом уровне, имеющем совершенно иные и качественные и количественные параметры.

Барни прекрасно владеет собой. Ни один мускул его лица не дрогнет, но из его глаз льется мощный радостно-восторженный свет истинного, беззаветно преданного поклонника истинной женственности. Который мысленно в душе преклонил колено в искренней почтительности перед Гармонией формы и содержания. Остается только невольно удивляться тому, какие интересные и неординарные мысли возникают в че-ловеке, большую часть своей жизни посвящающему своей предельно прозаической ра-боте. Другой вопрос, что он, будучи творческим человеком, вносит хотя бы небольшой личный вклад, но все же гармонии, в каждый прозаический и обыденный элемент своей работы – управлению большим и разнородным коллективом в весьма престижном учреждении.

Мощный свет глаз Барни не только освещает все вокруг него, но и согревает все теплом его души. И именно это чувствует Вивиен, проявляя к нему совершенно особое, прежде несвойственное ей доверие. И как прекрасно это смотрится со стороны, когда зрелый и умный, самостоятельный и самодостаточный мужчина находится в состоянии трепетной почтительности перед молодой женщиной, стоящей на формальной лестнице социальной иерархии на несколько ступеней ниже него. Светский мужчина, прекрасно знающий себе цену и даже каждому своему слову и движению, мгновенно преображается при виде Вивиен. Его и без того весьма изящные манеры становятся еще более изысканными. И это хорошо, это правильно. Ибо в этом проявляется его верность своим внутренним принципам и убеждениям, правилам и законам интеллек-туального и психологического, эстетического и философского характера.

Барни не боится быть непонятым окружающими, нет, он сам задает тон осталь-ным. Он сам – образец для подражания, достойный уважения, одобрения и симпатии. А если быть объективным до конца, то и восхищения. Ибо умение сохранять изящность души среди банальной и примитивной прозы жизни – это сложная наука и большое искусство. Это один из элементов духовной мудрости Жизни. К сожалению, мало кому доступный.

Нравится Вивиен окружающим или нет, вызывает она симпатию и уважение или нет, все это совершенно не волнует Барни. Ему важно лишь то, как он сам видит и чувствует ее внешнюю и внутреннюю сущность. Оценки других людей могут быть, в лучшем случае, некоторым дополнением к его собственному мнению. И даже, если аб-солютно все будут считать Вивиен всего лишь женщиной легкого поведения, он от это-го ни на один микрон не изменит своего мнения о ней в худшую сторону. Совсем на-оборот, его реакция как действительно самостоятельного и независимого человека, бу-дет прямо противоположной распространенной – он наполнится еще большим восторгом и восхищением женственностью Вивиен. А одобрят это другие или нет – это для него всего лишь очередной элемент банальной и примитивной прозы жизни. Главное – это хранить верность гармонии внутри и вне себя. И это далеко не сентиментальность – это решительный и мужественный шаг с его стороны, на который в наше время мало кто способен в принципе. Это проявление зрелости и реальной состоятельности его личности. В конце-концов, это элемент истинной, классической мужественности, так сказать, мужского начала. Барни заслуживает уважения и восхищения уже хотя бы в силу того, что он принципиально убежден в том, что все формальные общественные стереотипы и стандарты – это ничто рядом с Гармонией. Это уже не просто житейская мудрость – это высшая духовная мудрость. Ибо ценность жизни и личности любого че-ловека измеряется только тем, насколько она соответствует критериям Гармонии, ду-ховным законам Жизни. Все остальное, в лучшем случае, второстепенно, не зависимо от того, каким важным и значительным оно представляется кому-либо.

Барни – это большая умница. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что общение с тонкой и, тем более, изящной натурой, должно строиться на принципиально иных основах. То, что хорошо в повседневности, при всем его приличии и соответствии правилам хорошего тона, совершенно не годится применительно к изящным натурам. Полноценное и гармоничное общение возникает только в том случае, когда люди стоят на одной ступени на лестнице гармонии ума и души. Проблемность ситуации заключается в том, что стоящие на первой ступени практически ничего не понимают из жизни тех, кто стоит уже на пятой ступени. Но даже стоящие на пятой ступени лишь кое-что понимают из жизни стоящих на девятой-десятой ступени. А чем выше ступень этой лестницы, тем меньший процент людей способен на ней находиться. Проза жизни, к сожалению, не так радужна, как нам этого хотелось бы. На первых трех ступенях стоит 60% людей. На четвертой-пятой ступени еще 30%. На шестой-седьмой – 8%, на восьмой – 1,9%, на девятой-десятой – 0,1%.         

                Ошибки в отношениях повод к их укреплению
Отношения между людьми, как правило, складываются постепенно. Вивиен и Эдвард – это исключение из правила. Хотя в их отношениях имел место быть период притирки друг к другу. И если Вивиен допускала ошибки в силу незначительно жизненного опыта, то Эдвард – скорее от личной небрежности, некоторой легкомысленности и безответственности.  Но, надо отдать должное обоим – каждый из них нашел в себе мужество признать свои ошибки, учел их, и в последующем старался их не повторять. Некоторые ошибки были второстепенного характера, а некоторые – серьезные. Но, когда люди действительно приятны друг другу, то их взаимное стремление к со-трудничеству способно творить чудеса. Ошибки не только не охлаждают отношения людей с изящным умом, но, после соответствующего анализа, приводят к фундамен-тальному укреплению этих отношений. Это, конечно, не повод к поиску новых оши-бок, а всего лишь мысль о том, что сам факт наличия ошибки – это еще не повод к расставанию. А вот неумение и нежелание признавать свои ошибки, независимо от их характера и причины, - это повод для серьезного размышления о степени целесооб-разности продолжения (не говоря уже о развитии) такого рода проблемных (не только в настоящем, но и будущем) отношений. Когда человек не умеет, но желает научиться, то ему в этом можно помочь. А вот тому, кто и не думает уметь, помочь часто трудно, а нередко и просто невозможно.

Познание друг друга в человеческих отношениях идет в ряде случаев путем проб и ошибок. И тут важно помнить следующий момент: если уровень гармонии личности двух общающихся людей примерно одинаков, то важно, в первую очередь, достойно выглядеть в глазах партнера по общению, а потом уже своих собственных. А не наоборот, как это часто бывает в реальной жизни, когда один человек обидел другого, придумал для себя какое-то символическое оправдание, высказал его как бы между делом обиженному и на этом успокоился. Совершенно не принимая во внимание тот факт – убедил ли он своего партнера по общению или нет. Все недосказанные проблемные ситуации почти обязательно создают своего рода стену отчуждения между партнерами по общению. Желательно всегда давать возможность ошибившемуся на реабилитацию. Если же проблемная ситуация начинает входить в традицию, то это тоже повод для основательного размышления о том, что «стоит ли овчинка выделки». И еще сам факт совершения ошибки в отношениях с другим человеком, как и его содержание, необхо-димо озвучивать. Нельзя утешать себя мыслью о том, что содержание нашей обиды настолько просто и элементарно, что не может быть непонятным для нашего партнера. У каждого человека своей характер, мировоззрение, ракурс восприятия себя и окру-жающего мира. И в ряде случаев эти плоскости могут и не пересекаться. И хорошо бы различать неумение понять от нежелания понять тот или иной нюанс в отношениях. Первое простительно, а второе не всегда.

                Стремление к гармонии как стиль жизни
На примере Вивиен авторы фильма «Красотка» ясно и четко показывают нам то, что наличие гармонии в человек, независимо от его профессии, быстро и легко распо-лагает к нему людей, которые способны эту гармонию не только увидеть, но и оценить. К величайшему сожалению автора, даже увидеть в ком-либо гармонию способны, мягко говоря, далеко не все. Ощутить ее на интуитивном уровне способны 15-20% людей, а адекватно оценить 10-15%.

А зачем она нужна эта гармония личности? И зачем нужно пожизненное стремление к гармонии? Реальная гармония дает человеку чувство самодостаточности, способствует возникновению мощного и глубокого чувства удовлетворения собой и своей жизнью. Дает возможность воспринимать жизнь более многогранно и многослойно, более ярко и насыщенно, более изящно и возвышенно. Стремление к более высоким вершинам гармонии развивает и совершенствует не только ум, но и душу человека, дает возможность создавать замечательные отношения с некоторыми окружающими. Гармоничный (более 50%) человек, как правило, прямой или косвенный пример для подражания. Особенно для тех людей, у кого на первом месте стоят духовные ценности, а материальные на втором. Гармония ума преобразует эмоциональную жизнь, создавая практически постоянную доминанту из положительных эмоций.

Философское отношение к жизни постепенно, но неуклонно нейтрализует многие отрицательные эмоции, свойственные людям с низкой гармонией (20-30% от потенци-альной). Стремление к гармонии обязательно включает в себя сознательное и целена-правленное постижение философских и психологических законов Жизни. И не только познание и осознание, но и постоянное применения в практической жизни, в отноше-ниях как с окружающими, так и с самим собой.

Стремление к гармонии создает мощный и перспективный фундамент для возникновения чувства счастья. Ибо, человек становится все более счастливым от того, что больше и больше отдает себя другим людям. Вспомним природу: муравей создает гармонию вроде бы только в своем муравейнике. Но полноценный муравейник – это один из гарантов гармонии в той местности, где он находится (лес, поле и т.д.). Гармония определенного участка земли создает предпосылку для возникновения гармонии в природе во всей Земле. Вот так и человек, стремясь к гармонии в своей жизни, тем самым повышает уровень гармонии во всей Вселенной. Ибо, биоэнергетика человека имеет уровень гармонии, пропорциональный уровню гармонии его личности. И мало кто догадывается о том, насколько мощным может быть воздействие гармоничной энергии не только на непосредственное окружение человека, но и места и миры весьма отдаленные. Можно даже вспомнить выражение восточной мудрости о том, что «упавшее перышко маленькой птички производит сильный гром на далеких горах». Поэзия выражается несколько более понятно: «Нам не дано предугадать как наше слово отзовется». Гармоничный человек живет не ради рекламы и показухи, он не думает о том, что в той или иной ситуации нужно произвести более сильное или более яркое впечатление. Его естественность и искренность, базирующиеся на мощном и изящном уме и утонченной душе, уже сами по себе эффектны и выразительны, симпатичны и обаятельны.

Стремление к гармонии имеет несколько основных условных направлений (ибо гармония – это единство, взаимосвязь и взаимовлияние различных граней личности человека): человеческое, личностное, половое; а также: интеллектуальное, психологическое, духовное и эстетическое. Все остальное, в лучшем случае, дополняет уже пере-численное, но ни в коем случае не заменяет его и не стоит выше в иерархии универ-сальных и вечных ценностей человечества.

                Стремление к изящности в отношениях
Стремление к изящности в отношениях – это признак не просто большого ума и неплохого воспитания. Это признак наличия задатков гармонии личности, в той или иной степени воплощенных в жизнь. Чаще всего, к этому стремятся люди не только с утонченной душой, но и относящие изящность мысли и чувства к достоинствам перво-степенной важности и ценности. В их иерархии добродетелей и достоинств стремление к изящности, как норма поведения, как привычный стиль жизни, занимает одну из самых верхних ступенек. И это объясняется не самой даже уникальностью этого каче-ства, а тем, что оно состоит из двух десятков составляющих нравственных, психологи-ческих и интеллектуальных достоинств и добродетелей. И более того, как правило, со-четается еще с двумя десятками других положительных свойств ума и души человека из разряда наиболее ценных и столь же редких. Иначе говоря, этот замечательный и ценный камушек, как правило, находится среди целой обширной мозаики почти таких же замечательных и чудесных свойств человеческой натуры.

Изящность у гармоничного человека – это не подобострастность и не подхалимство, не лицемерие и не банальное актерство, ибо основная забота человека при проявлении изящности, в первую очередь, направлена на суть явления, а уже потом на его форму. Иначе говоря, он не приукрашивает красивой формой пустую и примитивную мысль, а вкладывает изящность в саму суть мысли, облекая по необходимости ее в ту или иную, более или менее изящную форму. Не стоит думать, что проявляющий изящность сам этого не понимает или не знает истинной ценности  изящности, как та-ковой. Другой вопрос, что в отдельных случаях проявление особой изящности человек считает малоцелесообразным и поэтому прибегает к более простой и обычной, относи-тельно распространенной форме поведения. И для этого есть свои достаточно серьез-ные и веские основания. Ибо, проявление даже средней степени изящности, не говоря уже о высокой перед людьми, суть которых в принципе чужда изящности, чаще всего воспринимается как своего рода странность и своеобразность, причудливость и даже вычурность. И это порождает в окружающих сомнение в добродетельности проявляющего изящности, недоверчивость, доходящую до паранойяльности. И совсем другое дело имеет место быть, когда изящность проявляется по отношению к человеку, в котором она является естественной и неотъемлемой частью его сущности. В отдельных случаях бывает важно даже не внешнее проявление изящности в жизни того или иного конкретного человека, а проявление ее в его внутреннем мире, в его мыслях и чувст-вах, в его решениях и намерениях. Ибо, эта внутренняя активность, как правило, создает прочный и надежный фундамент для проявления изящности вовне.

Это, конечно, не означает, что человек с изящной внутренней жизнью ведет себя в реальности как примитивное существо. Просто количество и качество изящности, проявляемое в практической жизни, имеет свои относительно регламентированные рамки. Имеющий в себе изящность воспринимает изящность другого человека как по-тенциальную возможность проникнуться к нему более быстрым, нежели обычно, рас-положением и доверием. И в результате получить еще одного, достаточно приятного и ценного партнера по общению.

                Бытие определяет сознание
Этот философский постулат особенно актуален в жизни современных людей. Большинство почему-то наивно полагает, что они смогут жить так, как им заблагорассудится и это никоим образом не скажется на их душевном состоянии, на характер развития их души. На самом же деле все достаточно четко и жестко взаимосвязано. Стоит вспомнить народную мудрость: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Если, к примеру, многие наши мысли и чувства, желания и поступки не отличаются добротой, то наша душа будет автоматически ожесточаться и черстветь. Причем, чаще всего, необратимо. И так применительно к любому из вечных человеческих добродетелей  и достоинств. Это разговор не только о душе, но и об уме человека. Ибо, если человек избегает решения сложных вопросов, предпочитая заниматься только простыми и мелкими, то со временем он начнет постепенно (первоначально), а потом и интенсивно умственно и духовно деградировать. А его психологическая структура личности обязательно получит целый ряд локальных и глобальных деформаций. Последствия чего нередко звучат всю оставшуюся жизнь. Уже не говоря о том, что мы делаем и как мы делаем дела, касающиеся других людей, со временем в аналогичном виде возвращаются к нам обратно. Это, как минимум. А как максимум – мы получаем серьезное наказание за легкомысленность и небрежность по отношению к другим людям. Тут стоит отдельно оговориться о том, что небрежность по отношению к самому себе тоже почти всегда порождает новые сложные и неприятные проблемы. Да и просто Жизнь награждает нас подзатыльниками, дабы несколько отрезвить нас и направить на путь истинный. Мораль сей басни достаточно проста: хотите быть благородным человеком, то не совершайте непорядочных поступков». Это, во-первых. А во-вторых, в реальной жизни проявляйте свое благородство как можно чаще и ярче. И тогда оно станет вашим вторым лицом. И вам уже не нужно будет специально заботиться о том, чтобы не совершить что-либо некрасивое (с моральной точки зрения). Можно добавить еще и принцип психологии: «развивается только то, что постоянно шлифуется». К этому можно добавить то, что шлифуется сознательно и целенаправленно.
 Но не только наши дела формируют нашу личность. К активным факторам относятся и наши мысли и чувства, желания и намерения, мечты и планы.

      Забота о другом человеке – как способ гармонизации своей личности
Рационализм современных людей в большинстве случаев имеет не только категоричный, но еще и нетерпеливый характер. Иначе говоря, от каждого своего усилия ждут отдачу конкретного и ощутимого характера, причем в максимально сжатый временной период (чем быстрее, тем лучше). По принципу: отдал десять рублей продав-щице – получил батон хлеба. Который можно пощупать, понюхать и даже попробовать на вкус. Человеческие отношения строятся по совершенно иным правилам и законам. Это, конечно, не означает, что в этих правилах и законах нет логики, или она имеет какой-то парадоксальный характер. Логика есть, и не менее четкая и жесткая, чем у рационализма. Но она не столь категорична и прямолинейна, да и временные интер-валы, как правило, измеряются не минутами или часами, а днями, неделями, месяца-ми. В отдельных случаях – годами.

Собственно, даже применительно к батону хлеба ситуация может обстоять дале-ко не столь просто и однозначно, как быть может и хотелось бы рационалисту. Батон может быть далеко не первой свежести, изготовлен не из самых лучших продуктов и по технологии, мягко говоря, далекой от совершенства. В результате вместо полезного и вкусного продукта нам могут продать лишь основание для серии отрицательных эмоций. Хотя за батон были заплачены деньги как за продукт высочайшего качества по всем ведущим параметрам.

В человеческих отношениях нет, и не может быть однозначности и категоричности. Конечно, после установления достаточно высокого уровня взаимопонимания между людьми, в их отношениях по многим вопросам возникает нередко вполне ощутимая определенность. Хотя, и она не исключает категорично различного рода импровизаций и вариаций. Правда, не по сути, а лишь по форме. Положительная суть остается при этом  неизменным элементом.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на вопросе заботы о другом человеке. Данный процесс представляется целесообразным и выгодным, в первую очередь для того, кто проявляет заботу, а уже потом для того, к кому она проявляется. Дело в том, что забота о душе другого человека требует достаточно значительных умственных и душевных усилий (о физических пока речь не идет), сообразительности и изобретательности, воображения и фантазии. Если каждый раз придумывать что-то новое или даже просто усовершенствовать что-то из старого репертуара, то естественно и закономерно будет происходить развитие и совершенствование личности человека, проявляющего заботу, тем самым повышая гармонию наиболее важных и ценных ее структурных элементов, да и в целом.

                Сильный партнер – заботливый защитник
В представлении большинства современных мужчин произошла какая-то стран-ная и почти незаметным образом негативная метаморфоза: изменилась сама суть по-нятия "мужественность". Если раньше мужественность означала помощь немощному, защиту слабому, поддержку неразумному, организацию жизни растерявшегося, внушение надежды в лучшее будущее сомневающимся и отчаявшимся, приободрение, придание веры в себя и свои силы уставшим и обиженным, неуверенным и закомплексованным, то теперь одним из главных критериев мужественности стала физическая сила. С помощью которой можно проявлять себя и самоутверждаться, преимущественно обижая и унижая более слабых и беззащитных, более скромных и застенчивых, менее образованных, занимающих более скромное социальное положение. Данному явлению есть только одно объяснение: нравственная и духовная, интеллектуальная и эстетическая деградация широких слоев населения.

Интересный нюанс: женщины, которые страдают от общения с такими мужчи-нами недалекого и порой примитивного типа, в своих собственных семьях растят поч-ти точно таких же сыновей. Только на фоне всеобщего общественного хаоса и усиле-ния напряженности ритма жизни эти мальчики вырастут еще более дисгармоничными натурами, чем их отцы и, тем более, деды. Там, где не сеют культурные растения, обязательно вырастают сорняки, активно и агрессивно вытесняя все хорошее и полезное на своем пути.

В фильме "Красотка" ситуация в общении мужчины и женщины заострена до предела. Вивиен появляется в отеле в качестве простой уличной проститутки. Почему она занимается этим ремеслом – это уже вопрос второй. И мало у кого он возникает, ибо для его решения, как известно, потребуется время, умственные усилия, творческое мышление. Большинство же стремится максимально редко напрягать не только свою душу, но даже и ум. Если это не сулит явной и непосредственной ощутимой отдачи, представляющей какую-либо ценность. Казалось бы: проститутка – это представитель социального дна общества с низкой общей культурой и интеллектом, нравственностью, с примитивной и достаточно дисгармоничной личностью. Сама профессия, помимо воли и желания женщины, накладывает вполне конкретный и рельефный отпечаток на ее личность, вешая своего рода социальный ярлык для обозрения его окружающими. Но Эдвард – это бизнесмен крупной руки, успешный и предельно респектабельный, имеющий хорошее образование и воспитание, престижную работу, старается уйти от банальных стереотипов, пытается внимательно и чутко отнестись к Вивиен, ибо его интуиция подсказывает ему то, что перед ним не просто неплохой человек, а личность, заслуживающая симпатии и уважения. И чем больше он всматривается в нее, тем сильнее радуется его эстетическая сущность, особенно психологического характера. Эдвард не позволяет себе ни малейшей резкости или небрежности по отношению к Вивиен. И дело здесь не столько в самой Вивиен, сколько в самом Эдварде: он слишком сильно уважает самого себя, свои принципы и убеждения, свои личные правила и законы, чтобы отступать от них без какой-либо очень особенной необходимости. Он остается утонченным и щепетильным интеллигентом даже в общении с дешевой проституткой не из наивности и недалекости, а в силу того, что такой образ поведения – это естественный и закономерный стиль его жизни. Интеллигентность – это его фундаментальный принцип. И она предполагает осторожное и бережное, внимательное и заботливое общение с душой другого человека, не зависимо от его возраста и пола, социального положения и чисто внешних данных.

Одним из практических принципов Эдварда является тот, что "мы отвечаем за тех, кого приручаем". Он прекрасно понимает один из фундаментальных законов жиз-ни: взаимного обмена энергии. Для того, чтобы от жизни что-то существенное и кра-сивое получить, следует не менее значительное и прекрасное ей отдать. Этот же прин-цип распространяется и на душевное тепло. Он старается согреть и приласкать ус-тавшую душу Вивиен, как более старший и более мудрый мужчина-наставник. И в от-вет получает то, что невозможно купить ни за какие деньги – целый фонтан ее душев-ного тепла, волшебной аурой обволакивающей не только его физическое тело, но и его ум и душу, согревая и освещая ее самые сокровенные уголки. Все самое лучшее и са-мое замечательное, что он вкладывает в нее, возвращается к нему приятным и радо-стным, чудесным и опьяняющим ароматом ее души. И это явление поистине замеча-тельно, ибо нет более красивого и более завораживающего явления человеческого бы-тия, чем раскрытие прекрасного цветка души другого человека от твоей доброты и нежности, трепетной радости и утонченного душевного тепла.

                Ученичество у достойного учителя
Вивиен была способной ученицей в руках менеджера отеля Барни. Конечно, ситуация ученичества возникла стихийно, но все же с элементом сознательности и целе-направленности со стороны Вивиен. Проблема нашей жизни заключается в том, что ученические годы в школе (да и в институте) чаще всего прививают нам, помимо на-шей воли и желания, что-то похожее на аллергическую реакцию или реакцию оттор-жения на желание преподавателя дать нам те или иные новые знания. Наша школа, к величайшему сожалению автора этих строк, не только не развивает имеющиеся таланты у учеников, но чаще всего затормаживает даже то, что развивается вопреки так называемым педагогам. Поэтому когда тому или иному человеку выпадает выиграшная лотерейка стать учеником у достойного Учителя Жизни, то он пренебрегает этой возможностью, помня о своих ярких и разнообразных отрицательный впечатлениях от общения с учителями в школе. А шанс, чаще всего, дается лишь один раз в жизни. Бо-лее того, за пренебрежение этим шансом человек будет наказан жизнью, и наказан достаточно серьезно. Что называется, «чтобы мало не показалось».

Почему большинство первостепенных мудрецов человечества или родились на Востоке или там прошли школу обучения? Да потому, что там наставничество – это предмет особого поклонения и уважения. Никому просто-напросто в голову не придет мысль скептически или иронично отзываться об учителе или его мудрости, о целесообразности или полезности ученичества. Это будет восприниматься окружающими как глупость или нелепость, повод для всеобщего общественного осуждения и порицания. А Европа, которая по сравнению с тремя тысячелетиями Востока обрела свое лицо и место всего три-четыре столетия назад, пытается выступать в роли «законодателя мод». Что, чаще всего, у нее получается в лучше случае смешно. Европейский стереотип «я не глупее других» порочен уже в самой своей сути. Ибо интеллект обычно закреплен генетически. И то, что спокойно и непринужденно делает один гений, сотни миллионов других людей, даже все вместе взятые, никогда не смогут повторить, даже если десять раз вывернуться наизнанку.

На Востоке, если к родителям ребенка обращаются с просьбой отдать на воспитание к учителю их ребенка, то это воспринимается как повод для совершенно особой гордости, самоуважения, благоприятного проявления воли Высших Сил к их семье. А в нашей стране в 999 случаях из 1000 это повод для грандиозного скандала. В котором родители, в первую очередь, будут очень стараться максимально скомпрометировать потенциального Учителя их ребенка и обесценить саму идею ученичества вообще…

                Формирование женщины мужчиной
В человеческом обществе существуют старые и распространенные традиции. Среди них имеются следующие: детей воспитывает мать, иначе говоря, будущего мужчину воспитывает женщина. И второй: в семье лидером должен быть мужчина, а женщина, не зависимо от своего уровня интеллекта и культуры, должна прислушиваться к мнению мужа и делать то, что он  говорит. Причем не зависимо от того, нравится ей это или нет, делает это ее счастливой или несчастной. Наиболее мудрые отцы (к сожалению, весьма немногочисленная категория, как и категория людей вообще, которых можно назвать мудрыми в пяти случаях из тысячи…) занимаются параллельно со своими женами воспитанием не только сыновей, но и дочерей (если, конечно, таковые у них имеются). Второе исключение – это ситуация, когда мудрый муж не просто подчиняет себе жену, а занимается серьезно и основательно, сознательно и це-ленаправленно ее воспитанием. Цель которого не приведение женщины в рабское или полурабское состояние, а гармонизация ее личности в соответствии с вечными и уни-версальными законами жизни. В фильме «Красотка» такими мужчинами являются ме-неджер отеля Барни и главный герой Эдвард, которые каждый по своему способство-вали пробуждению самых замечательных и редких свойств ума и души Вивиен. Каждый из них искренне и бескорыстно приложил руку к тому, чтобы она стала еще прекраснее и очаровательнее, совершеннее и гармоничнее. Причем, как внешне, так и внутренне.

Конечно, далеко не каждый мужчина может быть достойным воспитателем не только своих детей, но и своей жены. Для этого, как минимум, в нем должны быть достаточно мощные и в то же время весьма редкие генетически закрепленные задатки многих способностей и талантов, достоинств и добродетелей. Мощный интеллект в со-четании с творческим началом, изящный ум и особенная утонченность души, доброде-тельность которой в целом, переходящая в сознательно развивающуюся духовность. Правильнее было бы сказать – одухотворенность основных мыслей и чувств человека. Психологическая гибкость, переходящая местами в дипломатичность; высокий уровень психологической изощренности, уровень гармонии личности выше среднего, по-рядочность и благородство, тактичность и деликатность, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, отменная интуиция и проницательность, масштабность личности, душевная щедрость и альтруизм, желание и умение отдавать душевное тепло высокого качества, умение создавать душевный комфорт и равновесие не только в отдельные моменты жизни, но и как основной, фоновый режим своего бытия и бытия другого человека. К этому еще добавить жизнеутверждающий оптимизм, прочный внутренний стержень, высокий уровень самокритичности, постоянную сознательную и целенаправленную работу по самовоспитанию и самосовершенствованию. Комплект получается не только весьма значительный, но и весьма редкий. Отсюда и соответствующий вывод о том, что те, у кого реально имеется хотя бы половина от выше перечисленного, не просто могут, а обязательно должны заниматься воспитанием своих жен. Иначе говоря, жить по принципу «мужчина формирует женщину». Другой вопрос, что задумываться над данной задачей следует не тогда, когда женился, а весьма задолго до того. Хорошо, когда у мальчика есть перед глазами достойный пример его отца, который много лет своей жизни посвятил воспитанию не только де-тей, но и своей жены.

Быть достойным отцом и мужем – это очень непростая задача, которая на деле оказывается мало кому по плечу. Собственно, как и задача достойной матери и жены. В подавляющем большинстве случаев быть воспитателем даже среднего уровня возможно лишь при максимальном напряжении всех сил ума и души, предельно интенсивном и пожизненном развитии всех способностей и талантов, в стремлении обрести наибольшую одухотворенность. Быть родителем  или супругом – это, в первую очередь, большой набор обязанностей. И обязанностей не столько перед своими родными и близкими, сколько перед Высшими Силами. Ибо, все, что делает человек на благо род-ственнику, но в противовес законам  Жизни, не только не принесет блага, а заставит всех страдать долго и тяжело. Так стоит ли минутный каприз кого бы то ни было того, чтобы иметь потом большую головную боль? Конечно, нет! Но мудрость, если и приходит, то с годами и при жестком условии того, что человек всю свою жизнь неустанно стремился к ней, сознательно пренебрегая многими чисто житейскими взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, традициями и правилами. Мудрый человек не боится быть белой вороной среди неодухотворенного окружения. Другой вопрос, что он без особой необходимости себя этому окружению не противопоставляет. Мудрому человеку важно жить в соответствии с законами Жизни, а мнение окружающих по этому поводу – это группа вопросов, по большому счету, второстепенного характера. И для этого нередко необходимы смелость и мужество, верность своим принципам и убеждениям, решительность и настойчивость, мощная сила воли и определенное самоотречение. Безусловно, духовность не имеет ничего общего со слепым и примитивным фанатизмом. Жизнь мудрого человека подчинена не закону выгоды, а закону целесообразности, когда большинство мыслей и чувств, желаний и стремлений, действий и поступков должны быть осознанными и продуманными, чтобы в максимальной степени снизить риск возможной ошибки. Мудрость не является панацеей от ошибок, но она позволяет выходить из них не только с наименьшими потерями, но и с правильными выводами на будущее. Осмысленные ошибки – это путь повышения муд-рости и укрепления имеющейся гармонии.

                Интеллигентность
Интеллигентность – это способ по возможности «не замечать» второстепенные ошибки и неудачи, заблуждения и поражения, слабости и недостатки. Выражение «не замечать» приведено для самых махровых скептиков и злокачественных критиков, фанатично посвящающих свою жизнь высмеиванию и обличению любых, даже второстепенных и третьестепенных (составляющих 90-95% от всех жизненных проблем и конфликтов) минусов в характере и личности других людей. Конечно же, никто не призывает смотреть сквозь пальцы на явные пороки и духовные искажения и извращения. Знание и понимание чужих слабостей и недостатков должно помочь избежать ненужных сложностей и проблем при общении с их обладателем. Перед тем, как кого-то «просветить» о его недостатках, желательно предварительно узнать о том, а желает ли человек этого, интересно ли это ему. Это особенно актуально в том случае, когда его слабости и недостатки никак не касаются нас лично. Собственно, даже в дружеских отношениях следовало бы даже в самой жесткой и принципиальной критике соблюдать доброжелательность по форме сообщения «новостей». О заблуждениях и поражениях, ошибках и неудачах особенно болезненно строить разговор даже с другом. Поэтому прикосновение к старой или новой душевной ране должно быть предельно осторожным и бережным. Одним из наиболее оптимальных путей построения разговора на такого рода тему является изначальный акцент на достоинствах собеседника, его положительных качествах. При небрежном подходе к обсуждению тех или иных щепетильных вопросов вы можете не только лишиться близкого друга, но обрести для себя известного врага.

Прежде чем наводить критику, желательно для себя четко и ясно определить что и почему человек делал не так. И как конкретно следовало ему поступать в той или иной ситуации. Если у вас есть хотя бы некоторые сомнения в фундаментальной муд-рости ваших мыслей, то, возможно, на самом деле будет более правильным оставить критические соображения при себе.

Собственно, если смотреть в корень проблемы, то выяснится, что практически все люди считают, что имеют конкретное и принципиальное право на ошибку. Было бы совсем неплохо, если бы это право мы признавали и за другими людьми. Очень по-могает возникновение успешного и доверительного общения самокритичность «крити-ка». Рассказывая о своих похожих заблуждениях в прошлом, особенно тех, что мы смогли преодолеть, мы как бы обезоруживаем своего потенциального оппонента. И в тоже время предлагаем ему уже проверенный лично нами путь преодоления тех за-блуждений, о которых, по нашему мнению, нам необходимо было поговорить с нашим другом или человекам, достаточно лояльно к нам настроенному. В очень редких случа-ях мы имеем дело с врожденной интеллигентностью, но 90-95% людей могут развить ее в ходе сознательных и целенаправленных, планомерных усилий ума и души. Что тоже требует навыка и привычки.