Бедная Натали или 113-я любовь Пушкина Продол. 3

Валентина Апанасенко
       Не всегда получается как думается и планы, которые мы вынашиваем, говорят, смешат Бога. По его провидению, Натали, покружив два зимних сезона на ярмарке невест и не получив ни единого серьёзного предложения, вспоминает о поэте. Гончаровы передают весточку Пушкину, что они готовы его принять. Наконец, после четвёртой матримониальной попытки, поэт близок к успеху.
       Почему близок?  Он не совсем уверен в чувствах и их взаимности. "Привычка и долгая дружба одне могут мне доставить уважение Вашей дочери; я могу надеяться впоследствии её привязать к себе; если она согласится дать мне свою руку, я не увижу в этом ничего, кроме равнодушия её сердца".
       Равнодушие! Как метко определил состояние Натальи поэт, неожиданно ворвавшийся в её жизнь.
       Если посмотреть  девичьи тетрадки Натальи, (они сохранились), то в них мы не найдём стихов, которыми изобилуют альбомы светских барышень. Она равнодушна к поэзии, с творчеством Пушкина она не пересекалась. Ей не знакомы жар восхищения, поклонения и обожания Гения. Для неё Пушкин - традиционный искатель невесты, почему-то выбравший именно её. Не красавец, маленького роста, старый, желчный. Неровно биться юному, неискушённому сердечку было не от чего.
       При встречах с женихом Наталья холодна и сдержана. Глаза не поднимает. "Глаза добрые, весёлые, всегда с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц", как утверждает соседка по имению Надежда Еропкина. Но эти дивные глаза не светятся счастьем.
       В присутствии Пушкина невеста всё больше молчит, целовать себя не позволяет, будоража фантазию А.С. Свидания обставлены в обязательном присутствии свидетелей: старших сестёр или матери. Письма проверяются и  пишутся под диктовку Натальи старшей. Ни единого намёка на чувства, в полном соответствии с перефразированным афоризмом самого Пушкина: чем меньше мы поэта любим, тем больше нравимся ему. Властная мамаша талантливо разработала стратегию поведения с женихом, чтобы, упаси Бог, не передумал и не поступил, как с предыдущими своими невестами, не опозорил бы девушку, новизна которой стала бледнеть в свете, интуитивно, по-женски чувствуя, что жених в сомнениях. Она как будто бы читает письмо Пушкина к П.А.Плетнёву от 31августа 1830г.(помолвка состоялась 6мая): "Чёрт меня дёрнул бредить о счастии... Между тем я заметно охладеваю, когда я думаю о заботах женатого человека и сравниваю их с удовольствиями холостой жизни". А 9сентября, отвечая на "очаровательное" письмо невесты, записывает на полях черновика ("Гробовщика"), датированного этим же числом: "А вот то будет, что и ничего не будет".
       И в этом весь Пушкин, с его разбросанными чувствами, с его непостоянством. Близнец! В очередной раз лихорадка любви в предсвадебный период исчезала. Но всё же он поступит, как люди, о чём напишет своему старому приятелю Н.И.Кривцову за неделю до свадьбы: "... В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю, как люди, и вероятно не буду в том раскаиваться... К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования..."
       Пушкин, этот "умнейший человек России", по определению самого императора Николая Павловича, прекрасно понимал, что Натали глупенькая, наивная, провинциальная девочка, не получившая хорошего образования, но чистое , красивое и невинное создание. К чувствам восхищения и любования этим существом, примешивается самое мучительное и сладкое чувство - тщеславие.
       Слухи имеют свойство быстро переселяться. Слава о юной первой московской красавице, на которую кинул своё сластолюбивое Око Его Величество, докатилась до Петербурга.
       "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." - напишет самовлюблённый Александр Сергеевич. Но это для потомков. А здесь и сейчас?  Ну почему бы не жениться на первой красавице и не утереть нос  всем своим недоброжелателям и завистникам? И особенно Ему. Пусть Его Величество облизывается и завидует, а он будет этим сокровищем обладать и вместе с ней возмущать "свинский Петербург".
       Его подстёгивает будущая тёща. Флёром очарования овеяны её воспоминания от недолгого пребывания при дворе фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны.
       Наталья Ивановна Гончарова, в девичестве Загряжская, появилась на свет в результате безумной страсти баронессы Ефросиньи Ульрики фон Липхарт, покинувшей своего мужа с двухлетней дочерью и бежавшей в Россию с  заезжим в Дерпт на январскую ярмарку 1782года русским  полковником  Иваном  Александровичем Загряжским,  который привёз  свою возлюбленную в своё родовое поместье Ярополец, к своей законной жене и детям. Счатье Натальи  Ивановны, что женщины поладили, детей не делили на своих и чужих; они получили прекрасное образование и хорошее воспитание. Родные сёстры по отцу Екатерина и Наталья Загряжские, благодаря его богатству и высоким должностям, войдя в возраст, стали придворными фрейлинами.
      Необычайная красота Натальи Загряжской покорила сердце императора Александра.  Но юная красавица перешла дорогу самой императрице. Она влюбилась в красавца кавалергарда Алексея Охотникова. Именно его в своём дневнике императрица Елизавета называла "Vosdu" - живительным воздухом, которым она не могла надышаться и от которого в конце 1806г. родила дочь.
       Однажды, на балу, Наталья Загряжская, то-ли по своей неопытности, то-ли от распиравших её чувст, открыто кокетничала и оживлённо беседовала с Охотниковым, а бедная беременная императрица украдкой кусала губы. Этот, казалось бы незначительный эпизод,  получил широкий резонанс. Пошли слухи. Елизавета Алексеевна бешено ревновала.
       Император, не желавший скандала, который явно назревал, сделал всё возможное, чтобы Загряжскую как можно быстрей удалить подальше от двора. Её выдают замуж за  Николая Афанасьевича Гончарова -  сына владельца полотняных заводов под Калугой, куда она отправляется с молодым супругом. Свадьба состоялась в 1807году.
       Судьба Охотникова более трагическая. Вечером, 4ноября 1806года, когда он вышел из театра, к нему приблизился незнакомец и ударил ножом в грудь. Через месяц он стал отцом, а через три месяца умер, от незаживающей раны в лёгком. Дело замяли, расследование не проводилось.
      Через годы, посетив могилу  Охотникова,  своей первой и незабываемой любви, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, Наталья Ивановна увидела скульптурное надгробие: под сломленным деревом плачет женщина; её лицо прикрыто покрывалом.
       Романтико-драматическая судьба Натальи Загряжской (Гончаровой) достойна отдельного романа, но она отступает перед судьбой её дочерей, которых она страстно мечтала вернуть в высший свет.
       Улавливая своим чутким нутром поползновения бывшей фрейлины, импульсивный Пушкин торопится и пишет матери невесты, нескрывавшей своих честолюбивых помыслов: "... Чтобы её удовлетворить, я готов принести ей в жертву все свои вкусы, все страсти своей жизни, существование совершенно свободное и полное приключений...  Я ни за что на свете не допущу, чтобы жена моя терпела бы лишения, чтобы она не была там, где призвана быть, блистать, развлекаться".
       Какие авансы! Свободная жизнь, развлечения... И всё это при Вашем очень ревнивом и недоверчивом характере, уважаемый Вы наш! Да всё Вы врёте!
       Воистину, где замешаны сильные чувства, сердце редко дружит с головою.


   Продолжение следует.