Крещатик. Фотоателье и фотографы. Очерк

ФОТОАТЕЛЬЕ И ФОТОГРАФЫ СТАРОГО КРЕЩАТИКА

              Официально считается, что первый в Киеве и, вероятно, один из первых в Украине, фотоснимков, сделал в 1853 году англичанин Джон Борн. По просьбе своего земляка, инженера Чарльза де Виньоля, он запечатлел его замечательное творение – Цепной мост, раскинувшийся через Днепр.
       По началу, для создания одного снимка требовалась не только дорогая аппаратура, но и  много усилий и труда  К  примеру, дагерротип (снимок на металле) стоил несколько рублей, притом что качество не всегда оказывалось удовлетворительным , поскольку выдержка при съемке составляла десятки минут, и портретируемым нужно было сохранять полную неподвижность, что, очевидно, было сложно.
        Появившаяся позже негативная фотография стоила вообще колоссальных денег — порядка 10-20 рублей (на то время месячный доход рабочего), поскольку технический процесс был черезвычайно громоздким и неудобным. Хотя с  одного негатива уже можно было печатать большое количество отпечатков высокого качества.
        С середины 1880-х годов, широко распространилась, так называемая, фототипия. Благодаря этому, за короткое время можно было напечатать до полутора тысяч оттисков, а фотографии становятся доступными широкому кругу клиентов. Визитные карточки стоили 1 рубль, а кабинетные портреты – 3 рубля за дюжину, а если заказчик заказывал повторное копирование с готовых негативов, то такие снимки стоили еще дешевле.

        Успехи мастеров фотографии привели к тому, что снимки научились помещать не только на бланках, но и на плотной бумаге, с графлением на обороте наподобие открыток. На такие фото вполне можно было наклеить марку и отправить по почте. Фотограф и издатель ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ МАРКОВ в мае 1895 года открыл фотоателье на Крещатике 6 (дом Кейль), выпускал  в год  от 30тысяч художественных открыток с портретами артистов и видами города. Д. Марков - первый фотограф Киева, который стал печатать фоторепродукции картин выдающихся художников , в том числе  Рафаэля и Виктора Михайловича Васнецова. При этом, в начале он печатал пробные фотоокрытки с каким-то изображением, и если сюжет пользовался спросом, то «картинка» шла в типографию для серийной печати, после чего отдельные фотокарточки  и  наборы  появлялись в книжных магазинах и на открытых лотках.

        По данным на 1895 год, в Киеве насчитывалось 14 фотоателье, а в 1914  году работало около  70 комерческих фотографов.  Основные из них располагались, конечно, на Крещатике.

         Кроме того, в Киеве было 6 магазинов фотопринадлежностей (в том числе «Украинский фотомагазин» И. Коносевича); существовали курсы практической фотографии Бернадского; рабочие фотостудий Киева имели свои профессиональные общества.
 
30 ноября 1901 года  в Киеве  было основано общество фотографов «Дагер» .  В его деятельности принимали участие известные фотографы, ученые, художники: археолог, этнограф, искусствовед Николай Федотович Беляшевский (1867-1926) ; живописец и педагог Владислав Михайлович Галимский (1860- 1940) ; фотограф, награжденный  за свои работы золотыми медалями и дипломами Владимир Людвигович Гудшон; ученый – физик Георгий Георгиевич Де-Метц (1861-1947) ; издатель, педагог, профессор Василий Стефанович Кульженко (1865-1934); художник  Владимир Карлович Менк (1856-1920); живописец Владимир Донатович Орловский (1842-1914) ; живописец Николай Корнильевич Пимоненко (1862-1912) и другие. Первым председателем Правления был избран Николай Александрович Щукин, а секретарем – Николай Ильич Бобырь.
          Вскоре после открытия общество получило подарок от старейшего в мире фотоклуба — Парижского — бюст Луи Дагера, отца мирового фото. А президент Парижского клуба Морис Бюке стал почетным членом Киевского общества. Благодаря деятельности Общества , Киев  в начале ХХ века становится одним из центров не только всероссийской, но и европейской, фотографии. Общество устраивало доклады, экскурсии, конкурсы.  В  декабре 1908 года на Крещатике, 10 состоялся II съезд фотографических деятелей России, и ,одновременно,  под руководством соучредителя и председателя Общества, профессора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПЕТРОВА (1875 - 1940)  в здании Биржи ( Крещатик, 13) была организована Вторая Международная фотовыставка, которая превратилась в настоящий праздник мировой фотографии.

          Первые киевские фотографы – это люди ярких судеб, энтузиасты, талантливые мастера своего дела, близкие к гуманитарной элите Киева. По мере того как устаревало громоздкое оборудование, упрощался сам процесс съемки и изготовления изображения, ядовитые химикаты перестали быть обязательными спутниками фотографа, а дагеротипия уступила место бумажной фотографии. Все больше людей вовлекалось в фотографический бизнес — в конце 60-х годов в Киеве насчитывалось около 20 фотомастерских. Основными потребителями фотографий киевских пейзажей были, как и сегодня, гости города, охотно раскупавшие карточки на память Кстати, именно в Киеве, в 1867 году, был создан первый в Российской империи фотокалендарь, за что его авторы –  фотограф ВИКТОР СЕМЕНОВИЧ ВОЮЦКИЙ и  художник АЛЕКСАНДР РУДКОВСКИЙ – получили от императора Александра II золотые часы с золотыми цепочками и ключиками.

Такой же награды удостаивался, причем дважды, и Франц де Мезер (Mezer) – за альбомы видов Киева и окрестностей.

ФОТОМАСТЕР ФРАНЦ КАЗИМИРОВИЧ ДЕ МЕЗЕР (1830- 1922)

 Франц Казимирович де Мезер родился  на Волыни. Там же, на Волыни, провел детство и юность. Его дед и отец занимались фарфорово-фаянсовым производством,а их фабрика была известна в Европе своими изделиями: каминами, посудой, кафелем.
С детства увлекшись рисованием, Франц затем отправился в Вену, где обучался живописи в Академии искусств .
В 1852 году, молодой художник приехал в Киев, где  был принят в Институт благородных девиц преподавателем рисования. Однако, новое изобразительное средство – фотографирование – настолько захватило его, что он оставил учительство и превратился в профессионального фотографа

         В декабре 1865 года Франц Мезер открыл собственную студию, став одним из пионеров киевской фотографии. Свою  мастерскую он разместил на углу Крещатика 25 и  улицы Прорезной, на первом этаже дома генерала Крылова. Помещение взял в аренду. Достаточно быстро фотоателье стало одним из самых известных в Киеве.
В фотоателье Мезера можно было заказать не только портретные снимки различных форматов, но и роскошные, оправленные в кожаные переплеты, альбомы, а также альбомы с фотографическими видами Киева. Франц Казимирович постоянно совершенствовал свое мастерство, что-то изобретал и тут же внедрял в практику.
Мастер  добивался столь поразительных результатов, что выполненные им  портреты считались верхом совершенства.  Популярность заведения была огромной: за три десятилетия работы ателье выполнило 137 800 негативов и около полутора миллионов отпечатков.
        Вся аристократическая верхушка города стремилась сделать у него собственный портрет. На этих заказах маэстро разбогател, зарабатывая до 40 тыс. рублей на год.
Де Мезер не только фотографировал всю киевскую элиту, но много лет был активным членом Киевского литературно-артистического общества (КЛАО). Дружил с Лесей Украинкой, философами Львом Шестовым и Николаем Бердяевым.

Необходимо заметить, что помимо сложностей с фотосьемкой, в те годы фотографам приходилось постоянно иметь дело с полицией, поскольку для проведения сьемки, а тем более для съемок в городе и его окрестностях,, требовались разрешения полиции. А уж для фотографирования высокопоставленных особ на церемониях, парадах и прочих массовых мероприятиях, необходимо было не только получить разрешение, а еще иметь и специальный допуск . Некоторые фотографы забывали об этом и попадали в кутузку, а имущество их, нередко, конфисковывали.

Однажды Де Мезер, не смотря на наличие всех документов, всё же был задержан и доставлен  в полицейский околоток за то, что снимал эспланаду (чистое место перед крепостью). Как оказалось, фотограф думал, что это просто красивый вид, а жандармы решили, что перед ними – турецкий шпион или польский диверсант.
 
Большой знаток и любитель Киева, Де Мезер, как истинный художник, снимал его много и скрупулезно. И зимой, и летом  без устали взбирался  он на киевские холмы, бродил по берегам Днепра, отыскивая  для своих сьемок наилучшие виды. Нередко, ему приходилось пользоваться помощью ассистента, который носил огромную камеру и кассеты к ней.

Фотографа хорошо знали в городе. Особенно извозчики, без которых не обходился ни один уличный кадр. Водители кобыл толпились перед обьективом, и Франц кричал им, чтобы не шевелились, поскольку выдержка была очень длинная. Те, кто на минуту застывал как столб, остались в истории, ну а те , кто не выдерживал, размылись на киевском ветру, превратились призраков.

Франц де Мезер постоянно участвовал в российских и зарубежных фотовыставках и получал высшие награды: золотые медали и почетные дипломы. Всего за представленные на фотовыставках  работы, Франц де Мезер получил 6 золотых и 4 серебряных медали.

При этом, стоит отметить, что Де-Мезер был не только прекрасным фотографом, но и умелым царедворцем.  Фотографии киевских пейзажей он оформлял в роскошные альбомы и дарил членам императорской семье. За что  Российская императрица Мария Федоровна пожаловала ему драгоценный перстень, а греческая королева Ольга (русская великая княгиня Ольга Константиновна,была племянницей Александра II и женой греческого короля)  удостоила его звания своего придворного фотографа А сам император Александр II, о чём мы упоминали в начале, дважды  лично вручил ему золотые часы с золотыми цепочками и ключиками.
 
В 1915 году, когда Киев стал прифронтовым городом, маэстро отпраздновал 50-летний юбилей своего предприятия. В 1918 году  в Киев ворвались большевики и объявили фотоаппараты и аксессуары к ним предметами роскоши, которые подлежат конфискации. К 88-летнему фотохудожнику  тоже явились чекисты, изъяли аппаратуру и большинство негативов.

Благодаря «царским подаркам», уникальные снимки старого Киева уцелели и превратились в бесценное свидетельство истории. Нашей с вами Истории, которую запечатлел замечательный киевский фотограф Франц Казимирович Де Мезер.

ФОТОХУДОЖНИК И ПОЭТ ВЛОДЗИМЕЖ (ВЛАДИМИР) ВИКЕНТЬЕВИЧ  ВЫСОЦКИЙ(1846-1894)

        В 1873 году, на углу Крещатика 29 и ул.Лютеранской 1(в доме Н.П.Попова), открыл фотоателье Влодзимеж Высоцкий.
       Влодзимеж Викентьевич Высоцкий, или, как его на русский манер, называли Владимир, родился в 1846 году, в польской семье, на Волыне. Образование получил в Киеве, где серьезно увлекся фотографией.
Вскоре, 27 летний молодой человек, добился не меньшей известности, чем Франц Де Мезер, а его фотосалон стал таким же популярным в городе, так что, по свидетельству современников, на долю Франца Де Мезера и Влодзимежа Высоцкого  в Киеве приходилось более половины всех заказов! Уже  в первый год существования фирмы Высоцкого, объем продажи его снимков составил 24 тысячи рублей.

Так же, как Франц Де Мезер, В. Высоцкий активно участвовал в фотовыставках. В 1882 году, на выставке в Москве, был награждён серебряной медалью, а за фотоальбомы для членов императорской семьи, получил звание «Придворный фотограф Ее Императорского Высочества Великой княгини Александры Петровны» и назначен официальным фотографом Киевского университета.

Если Франц Де Мезер - был прирожденный художник, Влодзимеж  Высоцкий был, не менее, чем фотограф, известен как поэт, представитель «украинской школы» в польской поэзии, и получил известность, как поборник дружбы украинского и польского народов, а его поэмы «Ляшко» (1883) и «Оксана» (1891) – высоко ценили не только польские, но и украинские литераторы Леся Украинка и Иван Яковлевич Франко. В частности, И.Франко отмечал: «Произведения брата Влодзимежа являются образцом дружбы друг к другу и взаимного уважения народа Польши и украинского народа. Мы всю историю прожили рядом и надо нам быть братьями и друзьями на все новые времена» .
        В письме  от 13 апреля 1886 года, Иван Франко писал: «Искренне благодарю вас за присылку поэмы  В.Высоцкого; некоторые его стихи я знаю и ценю. Будучи в Киеве, наверное, зайду к нему». В письме речь шла о поэме «Ляшко», недавно изданной в Киеве .
     И Иван Франко и Леся Украинка  неоднократно встречались с Высоцким лично. Известный  свадебный снимок Иван Франко и знаменитая фотография молодой Леси Украинки в веночке - были сделаны в ателье Высоцкого.

        В.Высоцкий был наставником первого кинооператора на территории Российской империи - АЛЬФРЕДА КОНСТАНТИНОВИЧА ФЕДЕЦКОГО (1857-1902). Распознав  огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе,  Влодзимеж назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших у Великой Княгини Александры Петровны в Киеве. За шесть лет работы в Киеве (1880 -1886) Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот, а его имя стало известно не только рядовым киевлянам, но и мастерам киевской сцены, и представителям «высшего света».

После смерти В. Высоцкого  в 1894 году, его ателье перешло к жене и сыну Высоцкому-младшему, который, кстати, ввел новинку – снимки при электрическом освещении. Причем для удобства приезжавших в бальных костюмах была приготовлена специальная карета.

Закончить очерк о  замечательном киевском фотохудожнике и поэте Влодзимеже  Высоцком мне хочется строками  его стихотворения, в которых высказана грусть об уходящей жизни.

Заалел восток, и сразу
Отлетели грезы ночи, –
Кончен сон… Домой вернуться
Нам пора, мой конь любимый!
А могилы и курганы
Ныне роет плуг железный,
И, как будто задыхаясь,
Паровоз несется мимо.


МАСТЕР ФОТОПОРТРЕТОВ ГЕНРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАЗОВСКИЙ

       В 1891 году, на углу Крещатика и ул. Прорезной 4, открыл фотоателье Генрих Григорьевич Лазовский. Именно Г. Лазовский стал первым раскрашивать черно-белые фотоснимки, лишь одним ему известным способом, добиваясь стопроцентной передачи реальных цветов в мельчайших деталях. Это, конечно, произвело сильное впечатление на современников. Уже через шесть лет в его распоряжении находилось 13200 негативов.

В конце 1890-х годов, Генрих Лазовский выпустил альбом из 24 фотографий «Киевский Владимирский собор» с изображением недавно возведенного храма и его замечательных росписей.

Не раз  Генрих Лазовский  получал подарки от царской семьи. Так, за фотоальбом Волынских маневров 1890 года,  Г. Лазовский получил от императора Александра III перстень с бриллиантом, а в 1896 году, за альбом фотоснимков, сделанных во время коронационных торжеств Николая II – медаль на Андреевской ленте от нового императора.

     Но главным достижением Генриха Лазовского  стало использование искусственного освещения при дневном свете для фотопортретов. За это изобретение Парижская академия присудила ему Большую золотую медаль и диплом почетного члена, а Академия изобретателей – Почетный диплом. Мало кто из фотографов мира был удостоен такой чести!

ФОТОГРАФ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УЗЕМСКИЙ

В 1893 году на Крещатике 43, (в доме Верхаловского), открыл фотоателье Николай Алексеевич Уземский (Ouzemsky).
Николай Уземский вошел в историю киевской фотографии не только своими многочисленными снимками фабрик и заводов, но, прежде всего, как автор портретов на матовой бумаге, которые выделялись как по размеру, так и по качеству исполнения. О популярности фотоателье Николая Уземского говорит такой факт: если в год открытия, у мастера было только двое служащих, то спустя четыре года, в 1897-м, – более двадцати.
Особенно известен его портрет «маленького Гамлета» – мальчика, одетого в костюм Гамлета. Фотограф сумел помочь своей юной фотомодели принять позу принца Датского и придать лицу соответствующее выражение.
В  ателье Н. Уземского овладевал мастерством фотографа один из первых российских профессиональных кинооператоров Николай Феофилович Козловский.

НИКОЛАЙ ФЕОФАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (1866 - 1939)
В  1898 году открыл собственную мастерскую на Крещатике, 40( дом Барского). В 1908 году демонстрировал в фотоателье собственные киносъемки, например, «Наводнение на Днепре в Киеве 1907 года», а через несколько лет стал работать в Москве в студии Александра Осиповича Дранкова, где снял первый русский художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), получивший заслуженное признание. 


Рецензии