Рецензия на фильм Perfume The Story of a Murderer

Екатерина Арслан
Жанр: Драма / Триллер
Режиссёр: Том Тиквер
В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд, Биргит Минихмайр, Сайен Томас, Сэм Дуглас, Каролине Херферт, Коринна Харфаух, Карлос Рейг, Сара Форестье

15 лет и 10 млн. долларов понадобилось Бернду Айхингеру, чтобы воплотить свою мечту в жизнь – написать сценарий к одному из самых философских произведений Патрика Зюскинда – «Парфюмеру».
Накануне премьеры не смолкали споры о том, сможет ли фильм передать «аромат» самой книги? И долго после его просмотра в голове звучала надрывная речь экранного Гринуя, попытавшегося  отнять запах у стекла, меди и кота Бальдини: «Чем пахнет?! – Ничем. – А должно пахнуть стеклом!! А это чем??? – Ничем. А должно пахнуть медью!!...»
Завораживающая музыка, мастерство актеров, даже практически полное соответствие сценария книге и видеоряд, передающий дух произведения -  все это не спасло картину от жесткой критики. Замысел режиссера и сценариста блестяще исковеркал основную идею романа.
Жан-Батист Гренуй, человек, родившийся без собственного запаха, но обладающий феноменальным обонянием, создает невероятные духи, убивая прекрасных девушек…
У Зюскинда этот гениальный парфюмер и хладнокровный убийца жаждет прежде всего признания собственного существования, учится манипулировать эмоциями других, создавая запахи и меняя их, как одежду. Его жертвы (25, а не 13 как в фильме) словно цветы в букете, а  Лаура Риши -  главная нота лучших в мире духов и смысл всех остальных убийств - словно бриллиант, нуждающийся в оправе. 
На эшафоте вместо торжества Гринуй испытывает разочарование и презрение к толпе и попросту теряет интерес. Ведь искусность мастера никто оценить не в силах – одурманенная толпа не чувствует божественного аромата, все только поддаются его воздействию.    
В фильме же чудовища «вроде де Сада, Сен Жюста, Фуше, Бонапарта», не уступавшего  «знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности» вы не увидите. Бен Уишоу играет бедного, обиженного жизнью и гонимого людьми паренька, живущего в собственном мире, наполненном вместо человеческих эмоций ароматами. Именно через них он поддерживает связь с другими людьми. Гринуй  вызывает сочувствие, даже когда погибает его первая жертва – убийство происходит  совершенно случайно и сам он испуганно плачет над остывающим телом девушки.
Конец фильма сравним разве что с голливудским финалом. «Автор» говорит, что Гринуй просто хотел любить и быть любимым обыкновенной человеческой любовью, которая была ему недоступна. И на эшафоте, вспоминая Ту, первую, рыжую девушку со сливами, пленившую его своим ароматом, Жан-Батист Гринуй плачет, наблюдая за сценой массового разврата, а люди, не замечавшие гения из-за отсутствия собственного запаха, так же смотрят сквозь него, подверженные действию волшебных духов, не видя их создателя…  Любовь, которой он так хотел добиться – не просто химия, запах, ее нельзя создать искусственно, собирая  души любимых во флакон…
Иначе говоря, смысл книги можно выразить словами: «счастье – это когда тебя понимают…», а смысл фильма – «счастье – это когда тебя любят…».
Отнять у романа Патрика Зюскинда запах не удалось. А впрочем…
Дастин Хоффман в роли стареющего «Сальери», забавного и мудрого, Бен Уишоу, поразительно передающий через мимику настроение, волнующая музыка создали новый аромат. Теперь в роли ценителей выступаем мы.