Чем бы бабушку не огорчить

Суворова Ася
Моим родителям, как и большинству родителей всех времен и народов, каждый год приходилось решать летнюю сезонную проблему «куда деть ребенка?», в то время, когда они работают, а детский сад так несвоевременно закрывается на ремонт. Вот для чего нужны бабушки и дачи!

У бабушек, в свою очередь, тоже могут возникнуть неотложные проблемы, пусть менее долгосрочные, не на все лето, но хотя бы на пару часов. Но, «куда деть ребенка?». Так, много лет назад приключилась эта история, когда моя бабушка по срочным делам засобиралась в город и на мои уговоры взять меня с собой, никак не поддавалась, находя все новые аргументы неисполнимости моего желания. В свои, только что исполнившиеся семь лет, я была послушным и относительно самостоятельным ребенком, поэтому договориться со мной, чтобы я осталась одна, в принципе было можно.
- Я скоро вернусь. – Пообещала бабушка. – Никуда не уходи со двора! – Это был самый строгий наказ, ослушаться его было никак нельзя. – Не скучай. Будь умницей. – Сыпались всевозможные наставления, а между ними я успевала протестовать, ныть и канючить.      
На прощание прозвучала неожиданная просьба:
- Присматривай тут за Муркой. – И указала на кошку, только что вошедшую на террасу. Я, конечно же, быстро отвлеклась, а ничего не понимающая кошка, разнеженная утренним солнышком, сонно жмурилась и в знак, то ли протеста, то ли согласия, коротко мяукнула. 

Бабушка на прощание обняла меня, поцеловала, попросила «не огорчать ее» и захлопнула за собой калитку. В щелку я смотрела ей вслед, пока она не скрылась за кустами соседского шиповника. Смирившись с безнадежностью своего положения, я подумала «чем бы таким не огорчить бабушку».


Мурка смотрела на меня взглядом, будто бы это ей поручили за мной присматривать, а не наоборот. Решив кардинально изменить взаимоотношения с кошкой, я совсем по-взрослому задала ей вопрос, который чаще всего слышала в свой адрес:
- Ты не голодная?
Муркино «мяу» я приняла как команду к действию и стала обследовать кухонные столы и полки. От печенья, яблок и сухих макарон привередливая киса категорически отказалась, но покидать территорию кухни не торопилась и, как бы невзначай, прохаживалась вдоль холодильника. За белой дверцей холодильника для Мурки нашлось молоко, которым она также пренебрегла. Потеряв интерес, судя по всему, к совсем неголодной кошке, я увлеклась содержимым холодильника. Бабуля что-то говорила про обед, к которому все приготовила, и как только приедет  из города, сварит щи. Видимо для этой цели на широком подносе лежала нашинкованная капуста, тертая морковка и луковица.
Главным моим развлечением на даче было помогать бабушке, от того она и называла меня «моя помощница» (правда при этом часто просила,  чтобы я не мешала ей), и как варить щи, я видела много раз. Время на раздумья не оставалось, ведь бабушка скоро вернется, вот порадуется готовому обеду! 

Газовая плита зажглась с первого раза. Я знала, где нужно повернуть вентиль, после чего зажечь спичку, быстро ее поднести к конфорке и повернуть ручку (уважаемые родители, избавьте от подобных знаний своих малолетних детей!). Голубые язычки пламени заплясали по кругу конфорки, а меня переполняло чувство гордости за мой первый успех. Кастрюля с бульоном и сахарной косточкой (папа так называет косточку в супе, но сколько раз я ее пробовала, она совершенно не сладкая!) оказалась тяжелой, и поставить на плиту мне ее никак не удавалось. С помощью стула мои усилия увенчались успехом. Продолжая кухонные хлопоты, я погрузила в кастрюлю приготовленные бабушкой капусту и морковь; луковица никак не вмещалась, она вытесняла бульон, который по стенкам кастрюли струился к пламени конфорки и там угрожающее шипел. Я избавилась от луковицы, успокаивая себя тем, что лук вообще-то не люблю, и уселась на стул возле плиты ждать результатов своих трудов. Войдя в роль хозяйки, мне вспомнилось, что бабушка никогда не сидела около плиты, а все время суетилась по делам. Я спрыгнула со стула, огляделась, и, не обнаружив для себя дела, отправилась посмотреть,  чем занимается Мурка.   
- Мурочка! – Позвала я с крыльца свою подопечную.
Кошка лежала на скамейке в тенечке, заслышав свое имя, она произнесла ленивое «мур-р-р» и посмотрела на меня, едва приоткрыв один глаз. 
- Анечка! – Раздался голос соседки бабы Мани из-за забора. – Чем занимаешься? Бабушка попросила приглянуть за тобой.
Уж не знаю, как она могла приглянуть за мной! Морщинистая старушка, напоминавшая Бабу Ягу, но, вопреки своей внешности добрая и ласковая, почти не выходила со своего двора, потому как передвигалась, едва опираясь на клюку. 
- Я щи варю, баба Мань. – Сообщила я.
- Ну и молодец! Играй, деточка. – Успокоилась соседка и с чувством исполненного долга поковыляла вглубь своего двора.
Пробежав до калитки, заглянув в щелку на улицу и не усмотрев приближения бабушки, я вернулась в кухню и с порога обратилась к кастрюле:
- Ну-у-у, как у нас тут дела?
Кастрюля пыхтела и пузырилась, огонь шипел и подпрыгивал, а я даже не растерялась и, как бабушка обычно делает, убавила огонь, приговаривая:
- Угомонись, угомонись!

Кастрюля послушно прекратила бурное кипение. Я осталась довольна собой.
Потом снова сбегала до калитки посмотреть, не идет ли бабушка. Не идет. Вернулась в кухню.  Заглянула в кастрюлю. Вспомнила про зеленую травку с огорода, которую бабушка непременно кладет, когда готовит, и снова выбежала во двор. От изобилия зелени на грядках я растерялась, чтобы угадать наверняка, нарвала всего и побольше. Заглянула в щелку калитки, вздохнула и помчалась обратно к кастрюле. За мной в кухню забежала  любопытная Мурка, ее носик смешно понюхал воздух, наполнившийся ароматом щей. Запихнув пучок зелени в кастрюлю, я подхватила на руки Мурочку, и, утомившись кухонными хлопотами, отправилась с ней на диванчик.


- Анечка, помощница моя, поднимайся. – Сквозь сон услышала я нежный бабушкин голос.
Сон мгновенно отступил, я резко приняла сидячее положение и обеспокоено заговорила:
- Бабуля, у меня же там щи варятся! – И приготовилась расплакаться, пока еще не зная зачем, а потом сдалась в объятия бабушки, от которой привычно пахло ароматами кухни. 
- Они уже готовы, пошли скорее обедать. – Улыбнулась бабушка и прижала меня к себе еще крепче. – А какие вкусные-то, мммм…

И мне казалось, что такие невероятно вкусные щи я ела впервые! И совсем не важно, как в них появилась картошка, золотистый лучок и яркие помидорки.