Нечаянная охота

Виктор Молчанов
Давно было.
Добывали  мы с другом кедровый орех.
Накануне  ночью был сильный порывистый ветер.
Добывать после ветра проще, ходи себе, собирай паданку - шишку сбитую ветром, и  не надо таскать на спине  тяжёлый  лиственничный  колот,  бить кедры по  "мордам", чтобы сбить шишку. Мордой называют затёкшее смолой пятно на стволе кедра на высоте около двух метров, обычно, с нагорной его стороны, потому, что с колотом  легче идти под гору.
Образуется пятно от многократных ударов тяжелым колотом, сдирающих кору и повреждающих  ткань дерева и так присходит практически ежегодно, за исключением неурожайных лет.

Колот – незамысловатое орудие промысловика,  похожее на  бутафорскую киянку весом 3-4 пуда. Длина рукояти около 2 метров. Рукоять скреплена под острым углом с огромной лиственничной чуркой длиной около 1 метра. Носят колот на правом плече (правши) рукоятью вперёд.  Чурка возлагается на спину. В том месте, где чурка  прикладывается к спине,  её заботливо зачёсывают, чтобы не  мяла спину.  Иногда под чурку на плечо и спину для смягчения накидывают подкладку –  нечто  похожее на рукав телогрейки.

Чтобы мешок "под завязку" наполнить, около 500 поклонов кедрам отбить требуется, "под шнуровку"
или "под ёлочку" - ещё на 100 раз больше. Но местные такой мелкой тарой, как обычный мешок, не пользуются.
У них мешки специальные, больше похожие на пододеяльник из грубой, прочной ткани - "шишконосы".
В такую тару больше 1000 шишек помещается.
Стартовать с таким "горбом" самостоятельно весьма не просто. Обычно в этом помогают друг другу.
При хорошем урожае за день промысловик может собрать до 6-8 стандартных мешков (3-4 тыс.шт).
А если ещё колот носить, да колотить им изо всех сил в течении дня,
да  мешки с добычей к зимовью перенести - то уж ясно, что ночь короткой покажется.

Ходим, осматриваем под каждым кедром поросль брусничника перемежающуюся то  баданом*,
то черничником, то валунами на россыпях, теряя друг друга  из вида, собираем паданку.
Прогремел  выстрел.
Выпрямился, смотрю в сторону, откуда громыхнуло, и  вижу,  как сквозь заросли голубики
прямо на меня стремительно  мчится  кабарга**.
Я и подумать ни о чём не успел, как правая рука сорвала с пояса нож, а ноги подчиняясь древнему инстинкту,
бросили моё тело   навстречу  ослеплённой страхом  оленихе.
Тело вспомнило и выполнило движения отрепетированные в детских играх-упражнениях по фехтованию
с дубинками вместо сабель и шпаг.
Нож легко, почти не испытав сопротивления,  вошёл в  грудь.
Жертва, словно бы споткнувшись, упала на колени к моим ногам.
Я  присел  рядом.

Кабарга медленно перевалилась на левый бок и затихла.
На меня удивлённо смотрели изумрудно-зелёные глаза.
Под моей левой рукой стихая, трепетали и вздрагивали её  разгорячённые бегом мышцы.
Сказочно красивая она  смотрела не мигая и, казалось, что она хочет что-то спросить.
Ощущение усилилось, когда  по её губам пробежала легкая дрожь - "зачем?"
Онемевший от  содеянного я вынул нож из  её  груди и,  как сквозь пелену,
увидел на правой руке и ноже багряную ленту  крови.
Подошёл Дмитрий. Он почувствовал моё состояние и ничего не говоря,  принялся хлопотать над тушкой.
Я сорвал пучок травы,  обтёр  кровь с ножа и, молча, побрёл к ручью «умывать» руки.

Дмитрий варил похлёбку и размышлял вслух: "не понятно, кто стрелял и куда целился,
кроме ножевой раны других ран нет... Может пацаны по шишкам картечью пальнули?"
Похлёбку я есть не стал. Выпили по стопке водки.
Я молча курил и думал: зачем я убил её, ведь я не голоден...
Дома на вопрос жены о  мясе, которое принёс из леса, хмуро соврал, что  поделились охотники.

Было в этой давней истории ещё одно обстоятельство, которое делает мой дикий поступок особенно неприятным для воспоминаний.
Дело в том, что в предыдущие дни я уже встречался с ней(?) на её тропинках в окрестностях нашего зимовья.
Таёжники знают, как любопытна кабарга.
Она часто наблюдает за человеком, ну или просто внимательно смотрит, кто ж её разберёт.
Вот и я в те дни несколько раз замечал, как шагов с пятидесяти она внимательно смотрела на меня.
Я же занимался сбором урожая всем видом показывая, что мне нет до неё дела.
И стало мне  неспокойно от мысли, что она ко мне, как к старому знакомому бежала защиту найти...

Прежде доводилось и  птицу, и зверя  добывать.
И теперь не осуждаю охотников, но с того дня, потерял всякий интерес к оружию и охоте.

*   бадан - травянистое растение с  толстым корнем и большими округлыми листьями.
      В зарослях бадана очень трудно разглядеть шишку.
**   кабарг'а - самый маленький вид  оленя, обитает в сибирской тайге.


Автор фото В.Утенков