Летние Каникулы

Александр Зубков 2
 

                Летние каникулы.

     И вот, наконец, сданы зачёты, экзамены, летняя практика.  Второй курс позади.  Мы уже на третьем курсе.  Впереди самое приятное – летние каникулы. Целый месяц буду дома. Увижусь со школьными друзьями.
        В этот момент мой друг и земляк, Коля Аристов, предложил поехать на несколько дней вместе с ним к его родственникам в Воронежскую область  в село Костёнки, расположенное на правом берегу Дона. Николай рассказал мне, что это село находится недалеко от станицы Вешенской. А  это всё шолоховские места, которые описаны в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Мне стало интересно, и я согласился. А почему бы и нет? Позвонил домой родителям и сообщил им, что немного задержусь.  Закончив заниматься последними формальностями, через пару дней вечером мы с Николаем в поезде ехали на Воронеж.
     Утром следующего дня были  в Воронеже. Городским транспортом добрались до автовокзала. Николай объяснил, что дальше надо  ехать автобусом до села Гремячье, которое находится в 40-ка километрах от Воронежа.  Затем  из Гремячьего  -  в село Костёнки.  Через 40  минут   сидели в автобусе. В село Гремячее прибыли часа через полтора. Солнце палило,  но мы были молоды, полны энергии. Нам всё было нипочём.
     На автовокзале, узнали, что утренний автобус в Костёнки уже ушёл, а следующий будет только в 19 часов. Нам посоветовали выйти на дорогу и ловить попутную машину. От Гремячьего до Костёнок было чуть более 8 км. Пешком с чемоданами тащиться по жаре не хотелось. Мы с Николаем последовали советам знающих людей, вышли на дорогу и стали ловить попутку.  Вскоре оказалось, что одна, из остановленных нами грузовых машин, направлялась в нужное нам село. Водитель согласился взять нас.  Мы  запрыгнули в кузов следом за своими чемоданами. Машина быстро поехала по разбитой просёлочной дороге. Минут через 15 были уже в Костёнках.
     По главной  пыльной улице под любопытными взглядами местных жителей очень скоро оказались во дворе дома бабы Поли - тёти  моего товарища.
     Дома хозяйки  не было. Коля, пошарив рукой под крыльцом, достал ключ. Мы вошли в дом. Время было уже далеко за полдень. Мы устали, хотели есть и пить. В доме стояло ведро с водой, и жажду утолили сразу.  Николай  открыл погреб, достал  картошку. Затем нашли яйца, растительное масло и, вскоре  сковорода с жареной картошкой залитая яйцами, стояла на столе. Поставив сковороду на стол, два голодных молодых парня набросились на аппетитно пахнущую еду.
     Когда  сковорода опустела, в доме появилась баба Поля.  Она засуетилась, захлопотала и стала причитать:
    - Бедные  мальчики,  Вы же,  голодные?  Сейчас я вас накормлю.
Николай показал ей на сковородку  и  сказал:
    - Баба Поля, не волнуйся. Мы уже навернули полную сковороду жареной картошки. Немного червяка  заморили.
    Хозяйка дома принялась хлопотать у плиты, задавая одновременно вопросы Николаю о его родителях, об учёбе.  Затем  она рассказала, как ей сообщили на ферме о том, что какие-то солдаты зашли в её дом,
    Вскоре,  в доме появились две молоденькие симпатичные женщины. Одна из них – Настя оказалась дочерью тёти Поли. Вторая тоже Настя  была подругой. Женщины, оценивающе постреляв  в нас с Николаем глазами,  стали помогать хозяйке. Через некоторое время, на столе стояли нехитрые  деревенские блюда, которые  источали аппетитные запахи.  Я почувствовал, что могу съесть ещё немало.
     Все сели за стол. На столе появилась бутылка вина. Начались расспросы.  Николай отвечал на вопросы своих родственников. Я же молчал,  перехватывая любопытные взгляды молодых женщин,  которые откровенно оценивающе рассматривали нас.
     За разговорами не заметили, как всё, что  находилось  на столе,  было выпито и съедено.  За окном уже стемнело. Мы за этот день порядочно устали. Настя, дочь тёти Поли спросила:
    - Мама, а где же ты их положишь спать? У тебя ведь негде. Идёмте  ко мне. У меня большой дом. Там много места. Поместимся все. Вот и Настя пойдёт с нами.
   - Пойдёшь ко мне, Настя?
Настя, закрыв глаза, молча кивнула.
 Но тётя Поля  твёрдо сказала:
    - Настя, ребята мои гости и я их никуда не отпущу. Я им постелю в саду на сене.
    Настя же, гипнотизируя меня своим взглядом, произнесла:
    -Да где же ты их двоих положишь?  Пусть хоть один заночует у меня.
    Под её взглядом я терял способность сопротивляться и сказал:
    - Хорошо, давайте я пойду.
    Николай, крепко взяв меня за локоть, твёрдо произнёс:
    - Никуда ты не пойдёшь. Мы будем спать здесь.
    Мы устроились в саду, положив на сено матрасы.  Мой друг мне рассказал, что дочери тёти Поли – Насте 29 лет. Она была замужем. Сейчас она вдова. Четыре года тому её мужа – Ивана убило молнией во время грозы. Засыпая, я слушал рассказ Николая и только успел подумать, что мой друг мне, 21-летнему парню, сегодня помог сохранить непорочность.   И уже совсем отключаясь, в моём мозгу мелькнула мысль:
     - А мне это  было надо?
 И я забылся.
       Мне снилась Настя, которая звала меня к себе домой А я не мог сопротивляться, и  пытался идти за ней  Но мои ноги были как ватные. Затем, она куда-то пропала.  Мне стало сниться, что я на поле боя один.  Вокруг ухают разрывы снарядов. Наступают немцы, стреляя в меня короткими автоматными очередями.  Я же пытаюсь убежать в лес.  Эти видения меня разбудили. Но, уже проснувшись, редкие глухие удары и короткая дробь каких-то звуков продолжал различать. Прислушавшись к этим звукам, понял, что в саду с дерева падают спелые груши. Охающий звук от тяжёлых плодов напоминал далёкие взрывы. Затем раздавалась дробь, падающих группами спелых слив. Эти звуки напоминали короткие автоматные очереди. Где-то совсем рядом «ухнула» тяжёлая груша, и я вновь забылся.
    Утром нас разбудило Солнце. Баба Поля уже ушла на ферму, оставив нам с Николаем  сковороду с яичницей на сале и кринку молока.  Так вкусно я в своей жизни больше никогда не завтракал.  После завтрака Николай предложил пойти купаться на реку. Село было расположено на берегу реки Дон. Река у села  совсем неширокая, но глубокая. Вскоре, мы  были уже на берегу реки. С нашей стороны, обрывистый берег зарос густой травой. Не было ни деревьев, ни кустов. От палящего Солнца некуда было спрятаться. Зато противоположный  берег был пологим, песчаным. У самой кромки воды склоняли свои ветки ивы. Раздевшись, связали свою одежду в узел и вошли в воду. Вода была тёплой и, вскоре, мы оказались на другом берегу.  Мы купались, загорали, наслаждались  ласковым Солнцем и свободой.  К  вечеру вернулись домой.
     В селе была горячая пора. Все местные жители были заняты работой в колхозе. Мы с Колей обсудили ситуацию: два здоровых молодых лба греют животы на солнце, а в это время народ трудится.  Как то было неудобно мозолить людям глаза и загружать заботами нашу хозяйку. Мы решили, что пора ехать нам в Куйбышев. Вечером сообщили о своём решении тёте Поле. Она поахала, поохала:
     - Ребята чё так мало погостили?
Сослались на короткий отпуск и на то, что нас ждут родители.
     Рано утром  следующего дня позавтракали и пошли на автовокзал. Автобус на Гремячье уже стоял «под парами». Обратная дорога из Костёнок в Гремячье и далее в Воронеж показалась не такой утомительной. От автовокзала в Воронеже  до железнодорожного вокзала было около 5-ти километров.  На рейсовом автобусе переместились на железнодорожный вокзал. Но из Воронежа прямого поезда на Куйбышев не было. Надо было ехать до Ряжска, а там пересаживаться на прямой поезд.
     Ближайший поезд Ставрополь – Архангельск отправлялся из Воронежа  в 12 часов с минутами. Взяв на него билеты до Ряжска, вскоре,  уже сидели в вагоне.  В Ряжск  прибыли около 17 часов вечера.
     Город Ряжск Рязанской области являлся крупным железнодорожным узлом. Из Ряжска поезда шли в разных направлениях, но для нас главным было то, что через город  Ряжск  шли поезда из Москвы на Куйбышев.
     Старое, вросшее в землю здание вокзала в Ряжске, произвело на меня удручающее впечатление. Но, когда  вошли в кассовый зал,  картина стала ещё более унылой. Убогое, с неприятным запахом и низким потолком, помещение было похоже скорее на колхозный хлев.  Ободранные  стены, вытертые кормовой частью пассажиров, передвигавшихся в очереди  к окошку кассы вдоль стены, создавали такое впечатление.  Крошечное окно билетной кассы и очередь из пассажиров к этому окну вызвали у меня подозрение, что отсюда мы не уедем никогда. Заняв очередь,  неожиданно  быстро оказались у заветного окна. Ближайший поезд на Куйбышев: Москва – Орск должен был отправиться в 20 часов 30 минут. Взяв билеты, имели ещё свободными пару часов. Пора было позаботиться о наших желудках, которые настойчиво уже стали о себе напоминать. В ресторане на вокзале,  пополнили наши жизненные запасы, удовлетворив настойчивые требования наших желудков. После этого  Ряжский вокзал  уже не казался таким убогим. Жизнь стала налаживаться. Вскоре пришёл наш поезд, и мы заняли свои законные места в плацкартном вагоне.
    Ознакомившись с расписанием  движения поезда,  узнал,  что  будем проезжать  через города: Мичуринск, Тамбов, Ртищево, Саратов, Сызрань, Моршанск, Пензу, Кузнецк, село  Евлашево (там наша семья жила в годы войны), Чапаевск, Новокуйбышевск. 
    Большую часть пути  поезд проезжал ночью. В полдень следующего дня уже были в родном городе. Наше «кругосветное путешествие»  благополучно завершилось.
     На вокзале  расстались и разъехались по домам, договорившись созвониться. Дома меня уже ждали родители.
     На следующий день попытался дозвониться до школьных друзей, но никого из них в городе не было. Все  куда-то разъехались на лето. Через пару дней позвонил Николай. Он пригласил к себе, сказав, что хочет познакомить меня со своими родителями. Приехал  к нему во второй половине дня.  Коля познакомил с родителями.  Поговорили, посидели за столом. К Николаю приехал его двоюродный брат.  Он  был немного моложе нас. Я хотел поехать домой, но родители Коли пригласили заночевать у них.  Николай предложил пойти на танцплощадку и познакомиться с тем, какие танцы для молодёжи организует комсомол на Безымянке.
     На танцплощадке Николая окружили его школьные товарищи. Начались расспросы, общение со старыми друзьями. Я в этой компании никого не знал и, предупредив Николая, ушёл к его дому.  Возле дома  посидел  на лавочке и подождал возвращения своего товарища. Утром  уехал домой.
     Через пару дней снова позвонил Коля и сказал, что на субботу нас приглашает на свадьбу наш однокурсник Коля Шанин.
     Коля Шанин наш земляк, учился вместе с нами в параллельной группе. Он в КВИРТУ поступил после окончания техникума. У него были серьёзные отношения с куйбышевской девушкой – Олей ещё до поступления в училище. Она ему писала письма почти каждый день и вот они решили пожениться. Оля жила на окраине Куйбышева, в посёлке Зубчаниновка, в частном доме.  С подарком и цветами мы явились по указанному адресу. Это была первая свадьба среди наших однокурсников. Затем уже в Киеве  устраивали свадьбы ещё несколько наших ребят. Женитьбу Коли и Оли мы отмечали три дня. После этих событий я ещё недельку пожарился на городском пляже. Кончались наши каникулы, пора было собираться в обратную дорогу.
     Такими насыщенными получились  каникулы в августе 1956 года.
Прошло уже более полувека с той поры, а моя  память до сих пор хранит подробности тех дней.
                Александр Зубков, Киев.