Маленький художник

Светлана Наумчук
(Волшебная история)
         В одном городе жила семья. Муж с женой и, только что родившийся, мальчик. Был он красивым и сильным малышом. Шло время, а разговаривать он никак не хотел. Родители очень беспокоились и решили обратиться к врачам. Но те только разводили руками, Обследовав мальчика, они не нашли ничего необычного. Причину, по которой мальчик не говорил, они тоже не смогли установить.
Мальчик  любил играть со своими сверстниками. Никто его не дразнил, потому что его все любили за доброту и способность к рисованию. В округе знали характер малыша, который смело, защищал всех слабых.
Однажды он заступился за маленькую девочку, у которой большие мальчишки хотели отобрать игрушку, которую ей сделал папа. Раньше не было много игрушек, и их мастерили сами родители или какие-нибудь мастера. Мальчишки пришли из другого двора. Пришли с собакой, которая  гавкала на всех, напуская страх. Юлий, так звали мальчика, молча встал между девочкой и мальчишками. Он не говорил, а смело и  решительно смотрел на забияк. Его друзья замерли, они не знали, что сейчас произойдет, боялись за Юлия, но не смели вмешаться. Забияки были постарше и больше их, но от малыша исходила такая сила добра, что они стали медленно отступать. Чтобы не показать свое поражение, они стали громко свистеть и кричать:
- Мы придем! Мы придем еще!
К малышу подбежали все, кто был во дворе, и стали жать ему руку и радоваться, что обошлось без драки. Всех восхитила его смелость.
Прошло десять лет со дня рождения Юлия.
 В это время, обычно, детей отправляли на учебу к мастеру. Родителям было жалко отдавать сына, они боялись, что в незнакомой обстановке ему будет трудно общаться.
Родители понимали, что они не вечно будут рядом со своим сыном, поэтому надо, чтобы он обрел самостоятельность, и научился какому-либо ремеслу.
Вечером, после работы, они сидели на кухне и разговаривали о сыне, который пристроился рядом и что-то рисовал.
Раньше не было столько бумаги. Хорошая бумага стоила очень дорого, и была не у всех. Поэтому Юлий собирал обрывки оберточной бумаги, более дешевой и грубой, расправлял ее, обрезал и сшивал блокнотики. Он носил их с собой и зарисовывал все, что ему приглянется. Юлий был наблюдательным и старательным, запоминая интересное во время прогулок, а потом все это зарисовывал дома. Рисовал он угольком, который брал в их очаге. И сейчас он не столько слушал родителей, сколько сосредоточено рисовал отца, сидящего с трубкой и раздумывающего о будущем сына.
Родители видели его рисунки, но не считали, что ему надо посвятить свою жизнь ремеслу художника. Отец был кузнецом. Его ценили и уважали за мастерство. И он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Мама соглашалась с отцом. Она тоже хотела, чтобы сын стал мастеровым, тогда бы он жил самостоятельно и безбедно. Но душой она понимала, что у сына талант художника.
Когда Юлий рисовал своих друзей, а потом раздавал им на память, то взрослые, увидев их, думали, что это дело рук взрослого художника.
Мама подумала:
- Пусть идет к кузнецу. Когда он научится мастерству, то будет делать прекрасные вещи. У него такой зоркий глаз!
Итак, они решили. Утром, собравшись, отец отправился на окраину города, где жил кузнец, который славился своими изделиями и слыл лучшим мастером. Он брал учеников и когда-то папа Юлия тоже учился у него. За учебу надо было платить, поэтому все родители копили деньги на этот случай. Кузнец брал несколько учеников, а когда проходил месяц, он оставлял только 5 человек. Те, кто за испытательный срок не смог показать себя, те уходили к другим мастерам.
Кузнец жил в большом доме, вокруг которого был роскошный сад, о котором ходили легенды. Даже поговаривали, что посреди сада стоит дерево, на котором растут золотые абрикосы. В саду на самом деле было много диковинных растений и фруктовых деревьев. Там работал опытный  садовник, который приехал из дальних стран и знал  о растениях все. Кузнец уважал людей, которые ценили свою профессию. Он  и его ученики помогали в разных работах садовнику, который сделал оранжерею в центре сада, где росли южные, прихотливые растения. Когда светило солнце, то стекла отсвечивали желтые персики и абрикосы, так, что они казались золотыми. Вот и шла легенда о золотых плодах в саду у мастера. Кузнец  угощал своих учеников плодами из  сада.
Поодаль, на пригорке, стояла кузница. Спустившись с пригорка можно было подойти к реке, протекающей  рядом.
Дом был построен как сказочный дворец. На окнах кованные узорчатые решетки, на крыше  флюгер, в виде сказочной птицы феникс,  поворачивающийся от любого ветерка.
Двор был круглым. Посреди  него был большой колодец. Вокруг колодца стояли скамьи, росли невысокие деревья, на которых краснели фрукты называемые гранатами. Вечером,  все собирались здесь,  сидели в прохладе и слушали рассказы садовника, который много путешествовал и видел разные страны. Сам кузнец, который слышал их не раз, всегда присутствовал с удовольствием.
Юлию сразу понравилось  у кузнеца. Было и интересно, и красиво. Хозяин радостно приветствовал своего бывшего ученика, папу Юлия:
- Здравствуй, здравствуй, не посрамил наше дело! Молодец! Наслышан о твоих делах и рад хорошей молве, идущей впереди тебя.
Юлий с любовью посмотрел на отца и крепко сжал его руку. Отец ответил ему улыбкой и тоже пожал его маленькую ручонку.
Кузнец, увидев мальчика, сказал:
- Вижу, сына привел. Крепкий малый! Хорошего паренька вырастил. Оставляй. Знаешь обычай. Через месяц решится – быть ему кузнецом или другим мастером. Как тебя зовут, сынок?
Юлий смотрел на все широко открытыми глазами, но молчал. Тогда отец, положив руку на его голову, ответил кузнецу:
- Он у нас с рождения слова не проронил. А зовут его Юлий.
- Ничего. Я тоже не многословен. За него скажут его руки.
Кузнец велел кухарке отвести Юлия в комнату, где уже расположились другие мальчишки, которых тоже привели родители.
Грустные, отец с матерью возвращались домой. Первый раз их сын ушел из дома так надолго. Они, конечно, будут видеться на праздники, но их беспокоило, как он будет общаться с другими ребятами. Целый месяц они будут соперниками, так как каждый хочет остаться у кузнеца. Но останутся только пятеро.
Мальчишек разместили в большой комнате, которая имела форму овала. Им дали матрацы, все остальное они принесли с собой. Кухарка показала место на помосте, который был немного выше пола, где надо  было постелить постели, и они заняли места так, что получился полукруг.
Все стали знакомиться. Юлий написал свое имя. Мальчики подували, что раз он немой, то и глухой.
Мальчишки бывают жестокими, но не, потому   что злые, а как бы заранее защищаясь.
Они стали подшучивать над Юлием и дразнить, так как думали, что он ничего не слышит. Мальчишки хотели подметить недостатки другого, что себя поставить выше.
Вдруг Юлий встал посредине комнаты. Он молча обвел всех своим, не по-детски , серьезным взглядом, как бы  обращаясь ко всем. Все восемь мальчиком замолчали и смотрели на него, ожидая, что он заговорит. Но Юлий молчал. Его взгляд больше говорил, чем слова. Воздух в комнате стал прозрачным и легким. Пронесся ветерок, хотя все окна были закрыты. У ребят не было ни страха, не испуга. В их душах появилась радость, оттого, что они вместе, и что им все по плечу. Друг за другом они встали и, подойдя,  к Юлию, взявшись за руки,  произнесли:
- Клянусь никогда не строить козни никому! Клянусь помогать, и не обижать своих друзей!
Было потрясающее чувство единства, которое они испытывали впервые в жизни. Напряжение постепенно спадало. Тут вошла кухарка и позвала всех на кухню обедать. Мальчишки весело побежали за ней, так как еще не знали, где располагается кухня.
Кухня тоже была необычной. Очаг был отделан коваными  изделиями разных форм. Висели чугунки, сковороды, Висели окорока, лук, чеснок, разные травы. Было ощущение, что эта сказочная кухня, где жила Золушка, так как здесь было чисто и аккуратно.
Посредине стояли большие столы и скамьи, где сидели все, кто жил в доме у кузнеца. А жили  в доме; кухарка, ее помощница и мальчишка, сын помощницы, который колол дрова, носил воду, и вообще был на подсобных работах, садовник, конюх и два подмастерья, которые помогали в кузнеце.
Хозяин сказал ребятам:
- Здесь мы кушаем, собираемся для решения своих дел, и здесь же я буду учить вас грамоте.
После обеда все пошли в кузницу. Она была просторнее, больше, чем у отца Юлия. Посреди кузницы стоял большой горн, в котором подмастерья стали раздувать огонь. Рядом располагались одна большая и несколько маленьких наковален. Всех расставили по своим местам. Кузнец сказал:
- Следите, чтобы в кузнице никто не ходил просто так, так как все заняты своим делом и могут нечаянно повредить. Работа тяжелая, опасная, так как мы имеем дело с огнем, поэтому будьте внимательны сами.
Он подходил к каждому показывал, как надо стоять, держать молот, бить, чтобы у изделий получались разные формы. Кто раздувал огонь в горне, тому он говорил, какого цвета должно быть пламя, чтобы добиться нужной температуры  разогрева металла. У каждого металла она разная. 
Незаметно пролетело четыре часа. Кузнец остановился и сказал ребятам:
- Теперь все к речке. Отмывайте  свои чумазые рожицы, купайтесь. А я пока еще поработаю.
Ребята радостно побежали к реке. На другом берегу, почти у реки, начинался лес. Этот пейзаж показался Юлию необыкновенно красивым. Он достал свой блокнот и стал быстро делать наброски, чтобы потом дорисовать.
Мальчишки уже выходили из речки, а Юлий только раздевался. Они попросили посмотреть, что он нарисовал. Юлий дал им блокнот, а сам с удовольствием нырнул в воду. Поплавав, он вышел на берег.
Ребята листали его блокнотик и не могли поверить, что все эти рисунки нарисовал он. Тогда он взял уголек и быстро нарисовал портрет двоих мальчиков и отдал им. Все с уважением посмотрели на Юлия. Интересно то, что эти два мальчика в последствии стали его самыми верными друзьями на всю жизнь
После ужина кузнец провел занятие по математике и начал рассказывать про секреты своего мастерства.
Ребята показали ему рисунки Юлия. Кузнец долго смотрел, перелистывал, к некоторым рисункам возвращался снова и снова, и, наконец, сказал, обращаясь больше к Юлию:
- Мой сад вы видели. Я хочу сделать новую ограду. Нарисуй мне, как ты ее представляешь. Если мне понравится, будем делать все вместе.
Юлий махнул головой, в знак согласия  и стал смотреть по сторонам. Кузнец понял, что он ищет бумагу. Он попросил подмастерьев принести из его кабинета бумагу.
Лист бумаги был белый и слегка шершавый. Юлий восхищенно гладил его, любуясь. Кузнец дал ему карандаш, который  был из мягкого металла, оставляющего серебристый след на бумаге. Это было настоящее богатство, которое  удивило и привело в трепет Юлия.
Все освободили стол и, затаив дыхание, с интересом стали наблюдать за тем, как Юлий начал рисовать. В его фантазии ограда превратилась в живую изгородь из цветов и  ветвей. Вьюнки тянулись вверх, листья заполняли пространство между ветвями. Царица сада, прекрасная роза, главенствовала в это удивительной изгороди. На глазах у всех калитка превратилась в арку  переплетенную ветвями дикого шиповника. Глаза Юлия блестели, щеки от волнения и напряжения разрумянились. Его вдохновение передалось всем присутствующим. Вокруг стола собрались все, кто жил в доме кузнеца.
Было захватывающе красиво, необычно. Кузнец молча взял лист с рисунком. По его загоревшимся глазам было понятно, что рисунок потряс его воображение. Радостно посмотрев на ребят, он сказал:
-Ты будешь великим мастером. Я помогу тебе. Мы будем делать эту сказочную красоту. Я сделаю из вас мастеров, которых еще не было в этом городе!
- Но, мастер, это невозможно сделать из металла!
Ребята не верили, что этот рисунок  когда-нибудь станет настоящей изгородью.
- Пойдемте, я покажу вам, что можно сделать из металла. Если есть фантазия, мастерство и желание, то многое возможно.
Он повел их в свой кабинет. Там было много вещей, сделанных его руками. В вазах стояли цветы, на которых были видны прожилки и даже капельки росы. Ребята ахнули. Таких изделий им не доводилось видеть.
- Ну, что? Хотите стать мастерами -  кузнецами?
Горящие глаза ребят сказали все за них.
Людей сближает общее дело.
На следующий день мастер велел всем после ужина взять глину, которая лежала на дворе в большой кадке. Он говорил, что надо развивать воображение. Если не представляешь изделие, то его нельзя будет сделать. Они начали лепить самые простые предметы.
Месяц пролетел незаметно. Никто за это время даже не вспомнил о том, что его могут не оставить, все были увлечены  постижением мастерства. Когда пришли родители, чтобы узнать о решении кузнеца, то ребята удивились, и насторожились.
Мастер с почетом встретил всех родителей, пригласил их к столу. После обеда он сказал:
- Хороших ребят вы привели ко мне. Трудолюбивых. Я впервые нарушу свой порядок, и оставлю всех. Это благодаря Юлию. Раньше, во время испытательного срока, ребят больше беспокоило то, чтобы подставить друг друга, и самим остаться. В этот раз было творчество, чему я рад, и не могу никого отослать. Они все  нашли радость в творчестве, а это и есть счастье. И важно, что это произошло в детстве.
Один щедрый на доброту человек может сделать чудо, объединить вокруг себя, подружить.
Началась настоящая учеба и работа. На выходные и по праздникам их отпускали к родителям. Они радовались, но с нетерпением ждали возвращения к кузнецу.
Однажды, после работы, когда кузнец отпустил их, и многие уже побежали к реке, подмастерье начал уменьшать огонь в горне. Вдруг маленький уголек вылетел и попал на фартук кузнецу, который был увлечен работой и не заметил этого. Фартук загорелся, мастер попытался снять его, но тот уже  полыхал.
От неожиданности и страха никто не мог помочь. Юлий, выходя из кузницы, обернулся.
- Мастер! Ребята, воды!
Вода была в кузнице, поэтому все, кто был на месте, бросились на помощь. Побежали и за помощью в дом кузнеца. Прибежала кухарка, неся с собой особую мазь. Кузнец был без сознания. Его освободили от обгоревшей одежды и стали мазать чудодейственной мазью, которую делала сама кухарка.  После ее не оставалось даже следов от ожогов. Кузнец стал приходить в себя. Подмастерья подняли его на руки и отнесли в дом.
Ребята так переволновались за мастера, что только тогда, когда кухарка сказала, что дело едет на поправку, они вдруг вспомнили, что кричал Юлий! Он заговорил! Они стали тормошить его и просить что-нибудь сказать. Юлий смущался и радовался одновременно, представляя, как обрадуются родители.
Ребята спрашивали:
- Почему ты не говорил?
На что Юлий отвечал:
- Перед моим рождением в дом к моим родителям приходила одна женщина. Странница ходила из одного селения в другой. Ее все привечали, потому что она лечила людей. Мои родители встретили ее приветливо и оставили у себя дома, пока она была в нашем городе.
Однажды вечером, когда странница и мои родители сидели у камина, она посмотрела на маму и мысленно обратилась ко мне:
- Малыш, твоей маме завидовали, потому что она сама мастерица, и муж известный мастер. На нее навели порчу и ты должен умереть. Я сделаю так, что какое-то время ты просто не будешь говорить, но зато останешься живым. Порча сделана очень сильным колдуном, поэтому как снять ее полностью я пока не знаю. Ты запомнишь это, поэтому, родившись, не будешь бояться.
Я поверил ей, зная, что она добрый человек. И как видите, я дождался снятия этой порчи. Моим родителям это тоже принесет радость.