Сказки от Кайчи. Ольга Вяткина

Литклуб Листок
                Сказки от Кайчи

- Ах, Оля, какое же красивое лето нынче будет! – говорит мне Сказитель-Кайчи. – Сколько чудесных цветов скоро расцветет на лугах и на горах! Только вот не всем эта красота дается…

- Что значит «не всем»? – спрашиваю я. – Разве только несчастные слепые не могут ее видеть…

- А то и значит, - продолжает он, - что люди с испорченной пороками душой не могут ею проникнуться…  Вот слушай.

       Идет по лугу, покрытому прекрасными цветами, пьяный человек. Цветы качают ему своими головками, радуются солнцу, благоухают. Над ними кружат золотистые пчелки, порхают разноцветные бабочки, в траве трещат кузнечики. Все живое славит жизнь и украшает собою  мир. Видит это буйство красок жизни человек и какой-то частью своей души тянется к этой красоте, хочет слиться с нею, ощутить себя легкой-легкой пушинкой, чтобы лететь по воздуху над цветущим лугом, но темная сторона души не дает ему оторваться от земли, тянет его вниз тем злом, которое он совершал в своей жизни.
       И разрывается душа человека на две половины. Свет и тьма борются в ней. И падает он в изнеможении на траву, зарывается лицом в нежные лепестки цветов, вдыхает их аромат, и… сдается темная сторона, просветляется душа, и льются счастливые слезы из его глаз, сверкая алмазными каплями на лепестках ромашек, незабудок и маков. И ощущает человек себя невинным ребенком, только что пришедшим в этот мир, чтобы творить  добро и создавать красоту…

- Красивая сказка! – говорю я.

- Это не сказка, а правда об одном человеке, которого спасла красота душевная встретившихся на его пути людей, – отвечает Кайчи. – Так этому человеку посчастливилось…

       ...Я молчу, глядя на него и понимая, что он сейчас не здесь, не со мной, а  совсем в других измерениях, где души людские живут своей, отдельной от телесной оболочки жизнью…

- А вот еще такой сюжет, - через некоторое время произносит он.

Стоит на опушке леса белоствольная березка. Распустила свои кудрявые ветви, украсилась сережками и нежно-нежно шумит от дуновения ветерка, как будто шепчет ласковые слова на ушко любимому. А под ней в густом кустарнике сидит человек, но глух он к голосу березки. Плохие мысли лелеет он в своей голове – думает обломать ветки у березки себе на потеху. И мыслям этим вторит голос кукушки, примостившейся в густой кроне березки.

- Ку-ку, ку-ку, давай-ломай, - подзуживает жестокая птица.

Голос у нее резкий, не то, что шепот березки, проникает он в самое нутро человека и темнит его душу. Злая кукушка своим черствым сердцем не чувствует красоты, нет в нем ни доброты, ни нежности, но цепко держит она своими лапками душу человека и «накуковывает» ему недоброе.
       Но вот неожиданный порыв ветра согнул березку почти до земли, застонала она, но не сломалась. В страхе вспорхнула с нее кукушка и улетела в темную гущу леса. А человек вдруг встрепенулся, услышал голос березки, увидел ее согнувшийся стройный стан, подошел и припал всей грудью к ее прохладной белизне.
       И почувствовал, как душу наполняет безбрежная нежность… Погладил он березку шершавой рукой, потерся о ее гладкий ствол своей небритой щекой, и она благодарно зашептала ему в ответ о самом главном на земле – о Любви…

       Снова погрузился в свои мысли Кайчи, молчу и я, думаем каждый о своем…

- А еще про Священный Кедр расскажу, - говорит он  и начинает.

       Стоял в тайге с незапамятных времен Священный Кедр. Он и сам не помнил, когда был молодым, а уж люди то и тем более – не живут они столько. И каждую осень, как только созреют в могучей кроне кедра орехи в коричневых круглых шишках, приходят люди, забираются по веткам на огромную высоту и сшибают эти шишки, а потом собирают их в мешки и радостно везут домой.
Не жалко Кедру своих орехов для людей, но обидно, что перестали они, как в стародавние времена, просить у него благословления на сбор урожая…  Печалится Кедр, устал, подумывает об уходе из этого мира.

- Вот разразится в следующий раз большой ураган, - думает он, - покорюсь ему и рухну на землю.

Смотрит Кедр вниз, выбирает место, куда лучше упасть, и видит, почти у его подножия примостился маленький Кедреночек.

- Малыш, ты откуда взялся? – проскрипел старый Кедр.

- Я  твой внучок, дедушка, - ответил Кедренок. – Поможешь мне вырасти таким как ты? Прикроешь меня от ветров?

Расчувствовался старый Кедр, приободрился и заботливо раскинул над Кедренком свою густую крону.

- Расти-расти, Малыш! Я буду рядом. А придет время, ты окрепнешь, тогда я уступлю тебе место…

       В комнате, где мы сидели с Кайчи, сгустились лиловые сумерки, а в очаге, который он всегда разжигает перед разговором, тихо потрескивали догорающие поленья. И казалось мне, что мы где-то совсем в ином мире, где нет повседневной суеты, зависти, непонимания, и царствуют самые простые, но главные ценности – Любовь, Красота.