Мулла

Григорий Жук
     Дом мулы Амрама, отгороженный дувалом, стоял почти на самой на окраине кишлака, в очень красивой долине, где река Логар выписывает свои бесконечные повороты, подставляя непрошеным гостям острые камни, отвесные стены, валуны и отмели, в самом неподходящем месте и с каждым разом подступая к кишлаку всё ближе и ближе, опасно нависая над горной дорогой, каждый день напоминая камнепадами, обрушениями, сходом лавин и селевых потоков непрошеным гостям о том, что им здесь делать нечего.
   Холодные шапки вершин перевала Тера на сонце светились ему словно сотни огоньков оптических прицелов и Мула Амарам на минуту замер от восхищения. Теперь он знал что делать:
-Нет бога кроме Аллаха! И Мохамед пророк его!
     Поглаживая свою белую бороду, Мулла Амрам, который славился своей способностью извлекать для себя выгоду хоть из воздуха. Ему тоже так иногда казалось, что  подвластно всё. Сегодня он извлекал пользу из воды. Вот и теперь он с интересом наблюдал за работой Давида-Водоноса и  про себя смеялся над ним.
     Давид-водонос – рослый, сильный и недалёкий, но очень старательный дехканин недоумевал, почему Мулла, зная, что в одном из его горшков была трещина, непременно брал его для переноса. Давид-водонос, носил воду, с помощью  двух больших горшков, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце от источника до дома Муллы. Треснувший же горшок доносил только половину.
     Вот уже два года, как Мулла Амрам ежедневно смотрит, на вытекающую воду из треснувшего горшка, картинно шепчет проклятия в адрес Давида-Водоноса, носящего воду, что он доставляет только полтора горшка воды в дом Муллы. А видели бы вы с каким видом он платит деньги!
-Смотри Давид! У тебя некудышные горшки! Ты носишь воду дольше, чем другие водоносы! Было бы справедливо платить тебе  меньше за то, что я трачу своё время ожидая пока ты наносишь нужное количество воды, но я плачу тебе полную сумму. Помни об этом Давид!
 Так говорит Мулла, но в следующий раз он опять зовёт Давида-Водоноса.
     После того, как два года Мулла внушал Давиду чувство вины от своей работы и  Давид чувствовал горечь от своей несостоятельности. Под тяжестью вины он осунулся и ссутулился, а в один день когда тяжесть стала невыносимой он заговорил с Муллой возле источника:
- Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед Вами.
- Почему? Чего ты стыдишься?
- В течение этих двух лет я носил только половину моей ноши, потому что эта трещина в горшке в боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к Вашему дому.
Простите Мулла Амрам, я подумал, что у моей работы действительно есть недостатки и что из-за недостатков моей работы - треснувшего горшка Вы не получаете полный результат, - удрученно сказал Давид.- И я  как правоверный мусульманин понял, что то, что вы говорите справедливо! И я согласен, чтобы вы платили меньше!
Мулла почувствовал нечто похожее на жалость к водоносу и, сказал:
- Поскольку мы возвращаемся к моему дому, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.
Действительно, когда они поднялись на холм, Давид-Водонос обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути и это успокоило его немного.
     Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через его горшок опять просочилось половина его воды, и поэтому он снова принес извинения Мулле в своей несостоятельности.
Тут Мулла сказал Водоносу:
- Ты заметил, что цветы растут только на стороне пути треснутого горшка, но не на стороне целого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить мой стол. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме! Дурень! Последние слова он, разумеется, сказал про себя. Всё таки он был мулла!