Подарок генсеку

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Подарок генсеку

Рассказ

В наши дни стало правилом не делать шума сообщая о юбилейных датах руководителей государства. Никаких тебе торжеств, геройских звезд, праздничных адресов и юбилейных подарков. А ведь каких-нибудь два-три десятка лет назад такое никто себе и представить не мог. Как это, чтоб юбилей – и без подарка?..
В ту пору я работал в Одесском обкоме партии инструктором в отделе пропаганды и агитации.
И вот собирает как-то наш Первый совещание с заведующими отделов обкома (мой зав был в отпуске и я исполнял его обязанности) по очень деликатному вопросу.
– Через две недели, – говорит, – Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу исполняется семьдесят лет. Нужен памятный адрес и подарок к юбилею, да такой, чтобы лицом в грязь не ударить. Какие будут предложения?
Все, естественно, молчат: вопрос уж больно серьезный, чтоб вот так сразу.
– Прошу хорошенько это дело обмозговать, – продолжает Первый, – и если что дельное надумаете – незамедлительно меня информируйте. Подарок должен быть такой, чтоб сразу было видно – он именно от Одессы, а не от Урала или, скажем, Казахстана. Все. Через два дня обсудим.
Подумал я, подумал и первым делом решил поехать к директору рекламно-оформительского комбината, человеку умудренному и рассудительному. Посидели мы, поговорили, а потом отправились в мастерскую к одному художнику, который, кроме того, был еще прекрасным гравером – вытачивал из китовой кости всякие оригинальные вещички и даже резал композиции, вроде «Морское сражение в русско-турецкую войну» или «Охота на китов».
… Наша идея в обкоме понравилась и в назначенное время в зале заседаний мы устроили небольшую экспозицию из отобранных в мастерской работ. Первый со свитой из членов бюро осмотрел все и остановился на сюжете «Охоте на китов». Работа была действительно необычная: на гребне волны, сливаясь с которой взметнулись ввысь три кита, застыло китобойное судно с бравыми гарпунерами.
Последовало несколько технических вопросов, было сказано, что если мы остановимся на таком подарке генеральному секретарю, то художник должен этим гордиться. Наконец, главный вопрос: цена?
Автор ответил, что над этой вещью он работал полтора года, вложил в нее много сил и… назвал сумму. Добавил: наличными.
У нашего первого секретаря брови поползли верх. От удивления? От возмущения?  Я тоже замер, спина у меня похолодела.
Художник, тем не менее, не смутился и сказал, что он по такому случаю мог бы и не брать денег, если обком поможет ему получить отдельную трехкомнатную квартиру.
Кто знает, может человеку действительно удалось бы получить долгожданную квартиру, если бы одну идею не вытеснила другая. Ее, наверняка, подсказал кто-то из обкомовских старожилов, должно быть из тех, кто в свое время предложил наградить генсека медалью «За оборону Одессы», спустя четверть века после окончания войны. И вот родилась глубокая мысль: отлить из бронзы горельеф размером метр на метр, изображающий как комиссар
Л.И. Брежнев обсуждает с военно-морским командиром Одесского укрепрайона план обороны города. Все это, естественно, на фоне наших архитектурных достопримечательностей.
Закипела работа. Два наших самых известных скульптора в поте лица трудились несколько суток над изготовлением формы, затем на литейном заводе отливали горельеф.
Когда мы приехали забирать готовое произведение, то ужаснулись. Массивная бронзовая плита весила двести килограммов!
После небольшого, но бурного обмена мнениями было принято предложение главного инженера – фрезеровать оборотную сторону плиты. Однако и после обработки горельеф весил по меньшей мере килограмм семьдесят.
Решили поручить директору мебельной фабрики изготовить для транспортировки горельефа специальный чемодан. Прекрасный полированный чемодан – коробка для подарка – сам весил десять килограммов…
Конечно, наш «персек» и его помощники как-то смогли бы дотащить это чудо до места назначения, но как его вручать Генеральному? И как он, семидесятилетний, этот подарок будет принимать? О, эти вопросы… А до юбилея оставалось три дня…
Но тут позвонил директор мебельной фабрики и сообщил о третьей идее. Сказал, что у них трудятся краснодеревщики высочайшей квалификации, которые из имеющихся ценных пород дерева могли бы сработать красивую напольную вазу.
Поначалу Первый отверг это предложение, но затем, обсудив со специалистами из Союза художников, решили делать именно вазу, инкрустировать ее серебряными колосьями, а посредине на овальной серебряной пластине выгравировать портрет Леонида Ильича, ну и, конечно, опять же на серебряной ленте, окаймляющей вазу, – слова поздравления.
А чтоб не было проколов, вазу решили делать в двух экземплярах.
Работали не покладая рук. Не без сложностей достали на приборном заводе два килограмма серебра. Я трое суток не отходил от художников. Едва успели закончить к отходу поезда.
По приезде наших из Москвы мне была объявлена благодарность и премия – 50 рублей.
Директор мебельной фабрики в скором времени стал членом бюро обкома, директору рекламно-оформительского комбината, уходившему на заслуженный отдых, оформили персональную пенсию.
Я как-то спросил у помощника нашего «персека»: как воспринял сам Леонид Ильич подарок из Одессы? Помощник пожал плечами и ушел от ответа. Но однажды «за рюмкой чая», как мы выражались, проговорился: мол, нашему Первому, стоявшему на приеме в самом конце очереди секретарей обкомов и крайкомов для поздравления Генерального, кто-то из кремлевских мудрецов посоветовал оставить вазу в секретариате, поскольку она, на их взгляд, была слишком громоздкой. К тому же ваза, хоть и из дорогих сортов дерев, а все ж не чета уральским самоцветам или азербайджанскому алмазу...
Так что вряд ли генсек оценил или даже видел вообще одесское напольное чудо.

Ну, а что с дубликатом вазы? – спросит проницательный читатель. Конечно, нашел свое применение и второй экземпляр. Через полгода по случаю шестидесятилетия был награжден орденом Ленина и наш «персек». В связи с этим на торжественном собрании общественности в местном драмтеатре ему и была вручена вторая ваза с выгравированным на серебряной пластине портретом Брежнева.
Так что – никакой труд не пропадает зря, а особенно творческий...