Культурное бытие человека

Валерий Иванов-Виленский
http://www.lt90.org/news.php?readmore=66

Сегодня мы продолжим тему нравственности. В прошлый раз мы чётко фиксировали, что нравственность определяют, прежде всего, религиозное сознание и религиозные доктрины, которые можно подразделить на четыре класса: интравертные, плоскостные, социальные и экстравертные. К этому четвёртому - последнему классу относится христианство.
Надо заметить все же, что человек, как личность, не всегда живёт в религиозном сознании, т.е. не всегда сознательно руководствуется только этим сознанием. Есть и светская жизнь у человека, когда он общается с людьми разных конфессий, из разных обществ, из разных стран, с представителями разных рас, национальностей и т.д. Естественно возникает вопрос – как здесь происходит корреляция всех нравственных определений?
Отвечу, всё это определяется и фиксируется культурой. Культура являет собой определённую социальную характеристику различных обществ и, одновременно, фиксирующее социальное бытие человека в этих обществах. Сама по себе культура является материальным воплощением всех тех нравственных табу, установленных тем или иным религиозным сознанием, на основе того или иного религиозного учения, в котором в частности живёт человек и окружающее его конкретное общество. Короче, говоря, культура - это материализация конкретных нравственных табу. Своеобразная, уже светская надстройка над первичным религиозным писанием, не оперирующая непосредственно тем или иным религиозным текстом, той или иной конфессии. Культура, это нравственность, действующая на сознание человека через исторически изменённую данным обществом среду природного, социального и умного его обитания.   
Человек может даже не верить в Бога, например, ребёнок, который ещё не знает и не понимает что такое Бог, что такое нравственность, но он уже в семье, с детьми на детской площадке, в детском садике, школе… - он уже погружён в ту конкретную культуру, которая издревле уже определяет нравственное сознание данного общества, его нравственные идеалы.
Давайте посмотрим, какие культуры принципиально, если желаете, фундаментально подразделяют всё человечество. Хочу обратить внимание, что культуры также имеют своеобразное деление на интраверные культуры – культуры дальнего востока, которые закрываются в себе, которые оперируют идеомами (своеобразными смысловыми шаблонами нравственного свойства). Вспомните, как пишут китайцы, японцы – иероглифами. Каждый иероглиф – это и есть конкретная константная идеома. Каждый иероглиф – это конкретное значение, понятие. Это не слово, как таковое. Иероглиф это целое понятие, своеобразная установка человека, в чувственном, эмоциональном, в эстетическом плане…
С другой стороны, вспомните, как пишут христиане – они пишут буквами. Из букв составляется слово, из слов предложение, из предложений смысловой абзац в книге, в писании и т.д. Там, на Дальнем востоке, мы видим ассоциативное мышление, мышление целостными смысловыми блоками. Здесь, у христиан, мы видим линейное, континуумное, логическое, рациональное мышление. И это разный подход к мировосприятию, мироощущению, миропониманию, что даёт разные эффекты. Например, китайцы первыми изобрели порох, а пушку первую сделали в Европе. Китайцы пробовали у себя там с бамбуком экспериментировать, но бамбук не выдерживал силы взрыва пороха и разлетался. А вот медная пушка, изобретённая в Европе показала всю свою строго направленную военную мощь и т.д. Китайцы, да и другие жители дальнего востока, как показала современность, прекрасно справляются с мультипликацией, массовым размножением каких-то технических новшеств, изобретённых инженерами с европейским образованием. Сознание европейцев зиждется на европейской культуре, если хотите на христианстве, на христианском менталитете, т.е на христианской нравственности и на христианском подходе к миропониманию в разных аспектах, православном, католическом, протестантском, баптистском, кальвинистском и т.д.
В свою очередь, культуры Ближнего востока, зиждущиеся на иудаизме или исламе, а также и другие, более древние, такие как зороастризм, огнепоклонники и т.д. - сильно социально табуированы. И это можно понять. Натуральная среда обитания людей Ближнего востока, это палящее Солнце, это зной пустыни, это мало растительности (в основном около рек и в оазисах) и очень большие потребности на общественную жизнь. И вот эти культуры порождают очень серьёзные социальные доктрины, которые строят и служат строительству нашего человеческого общежития на Земле.
Однако кроме культурного аспекта бытия человека, мы имеем ещё и - цивилизованный… О нём в следующий раз.