Дембельский альбом

Антоша Робкий
Посвящается Катюше Мармеладовой.


Разные истории с поучительными выводами.



Предисловие.


Ты не замечал, читатель, в жизни, как правило, чёрные полосы чередуются с белыми. У меня тоже, как у всех. После белой полосы детства и юности замаячила и чёрная. Возник вечный вопрос «А возьмут ли в армию?». Скажу я сейчас невероятную вещь, многие сочтут меня выдумщиком, но, от армии тогда никто не косил. Наоборот, служил в нашей танковой роте один башкир, звать забыл, как, за давностью лет, фамилия была Манаев, со страшнейшим плоскостопием. А надо сказать, в месте нашей службы жара была летом всегда под пятьдесят, здоровые ноги, и то в сапогах гробили. Спрашиваю парня:

 « - Да как же тебя с таким плоскостопием в армию взяли, куда врачи смотрели?»
А он гордо отвечает:
« - Ящик водки поставил военкому и двух баранов на бешбармак, вот и взяли».
« - Да объясни мне, бестолковому, зачем тебе это, ты же еле ходишь».
« - Что же ты дурак этакий, не поймёшь, ни одна девка за меня, не служившего, замуж не пойдёт. Не служил - значит неполноценный».

Это еще не анекдот, просто к слову пришлось. Нынешние невесты за него точно бы не пошли, более того, отправили бы парня куда-нибудь подлечиться. Ну, так вот, вопрос возник. На вопрос этот два варианта ответа, два выхода. Не возьмут - хорошо. Возьмут - опять же, два выхода. Попадёшь ли ты на Синайский полуостров или на китайскую границу. Не попадёшь - хорошо, попадёшь - два выхода. Сразит тебя шальная пуля или не сразит. Не сразит - хорошо, сразит - вновь два выхода. В рай попадёшь - хорошо, в ад - два выхода. Не съест тебя главный чёрт - хорошо. Ну, а если съест - тут уж выход один - только через желудочно-кишечный тракт.

Возвращаюсь к теме. Наступил, в общем, тот самый ёксель-моксель, когда с деревьев листья опадают, и состригают пацанам битловские причёски. 25 месяцев очередной полосы протекали в Средней Азии. Надо сказать, служба в армии предполагается по уставу. То есть, по вполне серьёзному документу. И ежели в армии происходит с тобой что-то посмешнее, чем написано в уставе, значит, либо ты облажался, либо устав нарушил. А если ни разу не облажался, и устав не нарушил, то и вспомнить будет нечего.


История первая. Как запомнить величину зазора.

В танковой учебке так учили водить боевую машину по минному полю. Сначала - на тренажёре. Сидишь ты в настоящем кресле, смотришь в настоящий триплекс, держишься за настоящие рычаги, но в тёплом учебном классе. Инструктор салаге объясняет:
« - Чтобы пройти проход в минном поле - смотри прямо перед собой. Ты увидишь в триплекс вбитые в землю колышки примерно через пять метров каждый. Рычагами управления наводи машину так, чтобы колышки, видимые в триплекс, проходили у тебя точно между я...»

- Тут прерву фразу, чтобы, если кто не знает, пояснить. Инструктором в учебке обычно был сержант второго срока службы, который, как правило, важничал, но относился к салагам вполне доброжелательно. Само слово «дедовщина» выдумали, чтобы развалить армию, а в Советской армии про дедовщину никто не слыхал.

Так вот, инструктор говорит: « - Колышки у тебя в должны проходить точно между я…ловыми сапогами, то есть посерёдке триплекса». Всем всё понятно, даже мне. Назавтра - практические занятия.

Туркестанская зима. С утра на улице минус 10. В ватных бушлатах едем на полигон. К 10 часам утра становится плюс 15. Все в поту. Инструктор говорит:
« - Курсанты, зарубите на носу. Если кто не справится с каким-либо препятствием - будут практические занятия номер два. Например, кто сколько колышков задавит в минном поле, тот  столько раз будет повторять проход».

Настала моя очередь. Вот он, проход в минном поле. Всего-то 60 метров. Вижу «колышки», которые вовсе не колышки, а врытые в глину отстрелянные снаряды высотой полметра. И вижу в триплекс - греется на солнышке двухметровая змея, прямо передо мной. Скажу честно, не думал о Красной книге, хотя это была, как потом выяснилось, это была именно занесенная в Красную книгу гюрза. Просто растерялся, соображать перестал совсем, и стал её объезжать. Может, боялся, что она меня и через броню укусит. Штук десять «колышков» сбил.

А практические занятия номер два заключались в том, чтобы наверстать упущенное, сделать работу над ошибками, не гоняя зря солярку, а именно, преодолеть это же препятствие по-пластунски. В бушлате (а как же - зимняя форма одежды отменялась только весной), в плюс 15, пропуская полуметровые «колышки» между я...ловыми сапогами - десять раз. На какой высоте в это время другая точка тела можно представить.

Загнали танки в бокс. Если кто помнит учебник природоведения - в Каракумах песок да глина. Тоже можно представить, сколько пыли собирается. Инструктор и говорит мне и таким же невезунчикам:
« Ну, курсанты, двоечники, засранцы, немного займёмся теорией. Кто знает, каков зазор между тряпкой и бронёй?». Помним, в плунжере зазор - 0,7 миллиметра, недавно изучали. А этот вопрос не проходили. Так инструктору и отвечаем, зачем, дескать, спрашивать то, что мы ещё не проходили.
« - Темнота! - отвечает инструктор, - Зазор между тряпкой и бронёй - три и три. Вот и трите до ужина, пока не заблестит».

Вывод – всегда учите матчасть!



История вторая. Как друг Коля установил рекорд по прыжкам с места.


В учебке подружился я с Колей Ермолаевым из Тамбова. После учебки мы, с другом Колей, попали в один город, но в разные части. А повидаться-то хотелось. Как-то раз собрался я в самово-...

Тут прервусь, чтобы сообщить, что часть Колина располагалась в старинной крепости времен Тамерлана, с пятиметровыми стенами в высоту, и почти такой же ширины. Так вот, собрался я в само…образовательный поход по городу, там было чего посмотреть европейскому человеку. Закусочные всякие, хурма-бурма, да мало ли чего. С Колей заранее было условлено, где встретиться. Ознакомившись с частью местных достопримечательностей, приняли мы по полкило приторно-сладкого узбекского портв...

Прерву рассказ, чтобы заметить, что в тот год довольно обычным делом были в той местности средней силы землетрясения - баллов 3-5. Так вот, съели мы по полкило… пломбира, возвращаемся вдоль крепостной стены. Справа - арык трёхметровой ширины, слева - пятиметровая стена. Кустики всякие. Тут Коля и говорит:

« - Посиди-ка ты на бережку, а я присяду вон под тем кустиком, живот прихватило».

Балдею я на противоположном бережку, жара под пятьдесят, приятно у воды. Вдруг закачалась земля, стена крепостная ходуном заходила. Землетрясение. Я - бежать подальше от стены. А Коля-то на корточках под той стеной. Но Коля - мастер спорта по классической борьбе, гроза всей тамбовской шпаны. Реакция не подвела. Коля, не вставая, в прыжке все свои 95 килограммов перенес через трехметровый арык, да еще метров десять пробежал со спущенными штанами. Зря бежал. Вековая стена и не такие землетрясения выдерживала.

Вывод – всегда учите историю!


История третья. Ишак - друг человека.


Если верблюд - корабль пустыни, то ишак - лодка. Ездили мы мимо Аму-Дарьи, на другом берегу которой дремал тихий афганский кишлак, нести службу в караул. Бдили мы между двумя рядами колючей проволоки в квадрате примерно километр на километр, за пределы которой выходить-то не полагалось. Ну, мы дальше соседней бахчи и не выходили. Разве что, до соседнего кишлака, за портвейном. Однажды видим, на бахче хулиганы из близлежащего кишлака издеваются над ишаком. К дереву его привязали и бьют палкой. Мы его вызволили, к себе в караул привели. Пить давали, а травку он сам щипал. В утреннюю пору нет-нет, да и прокатишься на ишаке по всему периметру, вспомнив детство, как Чапаев на белом коне. Кроме всяких боеприпасов, находились под нашей охраной стратегические запасы топлива, а именно - поленница саксаула высотой метра три. За этой поленицей и прятали мы ишака от начальства. Но однажды бдительность утратили. Дело было ночью. Приехал в караул проверяющий, как сейчас помню, майор Спичкин. Идёт с разводящим на пост, бдительность часового проверять. Вопросы часовому всякие, как положено по уставу, задает. Часовой, надо сказать, в грязь лицом не ударил. И вдруг над ухом у майора раздается 90-децибельный рёв ишака. Слышали бы вы, как завопил в ночи сам майор! А видели бы вы его штаны! К счастью для лычек разводящего, состояние своих штанов майор скрыл от нашего начальства, как и сам факт жительства на территории воинского склада ишака. А дошло ли дело до гауптвахты спросите вы?


Вывод: Деревня! Кто же его посадит, он же ишак!