Оксана 27-28-29

Виктор Шель
27.
Училище, в которое привезли девушек, базировалось на военном госпитале. Все преподаватели совмещали преподавание с работой в госпитале. Все курсанты тоже должны были работать в госпитале. Преподаватели работали врачами, а курсанты санитарами. Медсёстры госпиталя были выпускницами того же училища. До войны это училище было гражданское, и  готовило медсестёр за два года. Сейчас курсанткам было необходимо пройти весь курс за шесть месяцев. 
Жизнь в училище начиналась с шести утра. Завтракали в половине седьмого, а в семь утра уже сидели в аудиториях и слушали преподавателей. Преподаватель биологии сразу объявил, что курс он будет читать в ускоренном темпе, а экзамены принимать так же строго, как и до войны. Другие преподаватели, хотя и не объявляли, что будут строги, но вели себя так, как будто курсантам дано не шесть месяцев, а два года на подготовку к профессии. Особенно строгим был преподаватель анатомии. 
В час дня все строем шли в столовую, обедали. Кормили вполне сносно, если принять во внимание, что шла война, и вся страна сидела на полуголодном пайке. Сегодня, когда в изобилии всяческие продукты, овощи, зелень, покажется странным, что курсанты того далёкого сорок третьего года считали приличным питанием суп из горохового порошка, полбанки разбавленного водой сгущённого молока и перловую кашу. Всё познаётся в сравнении. На гражданке в то время с питанием было куда хуже. 
После обеда так же строем шли в классы, где занятия продолжались до трёх часов дня. В три часа дня курсантам разрешали пятнадцать минут свободного времени, после чего курсанты направлялись в палаты госпиталя. На курсантах лежали обязанности по уборке палат, помощь медсёстрам при раздаче лекарств и другие работы. Работали с небольшим перерывом на ужин до одиннадцати вечера, когда на смену курсантам приходили гражданские санитарки, которых солдаты-раненые называли нянечками. И так каждый день. 
Оксана попала в палату тяжелораненых. На койках лежали молоденькие парни. Страдания ребят были невыносимыми. По указанию врача, сестра многим из них вводила морфий, чтобы заглушить боль. Надо сказать, что в сорок третьем году было значительно меньше болеутоляющих средств, чем сейчас, а те, которые были, не имели той эффективности, которая необходима для снижения болей. Работа в этой палате была первым серьёзным испытанием намерения Оксаны стать врачом. Необходимость быть окружённой страданиями всю жизнь, была не очень привлекательной чертой профессии. 
Оксана должна была присутствовать и помогать при перевязках. Впервые она присутствовала при перевязке ноги молодому бойцу. Настя, медсестра, проводившая перевязку, размотала ногу, и, увидав, что пальцы ноги начали немного чернеть, не стала перевязывать, а велела Оксане позвать врача, чтобы он осмотрел рану. Дежурный врач велел закончить перевязку и сказал, что завтра бойца прооперируют. Придётся отрезать ступень, пока гангрена не распространилась выше. 
Пока возились с этим бойцом, из угла палаты раздался молящий звук:
- Сестричка утку.
- Беги Оксана, утку подай раненому, - сказала Настя.
Оксана посмотрела на Настю удивлёнными глазами. Где здесь утки? Девушка впервые слышала этот термин.
- Раненый писать хочет. Подай ему это, - спокойно указала Настя на сосуд, стоявший в левом углу палаты. - Положено на каждого раненого по утке, но у нас в палате только две. Как сделает, вымой утку хорошенько, и поставь сюда же, чтобы потом не искать.
Оксана подошла с сосудом к раненому. Она, смущаясь, протянула ему сосуд. Боец дрожащей рукой взял утку и стал засовывать утку под одеяло. У него не получалось. Оксана понимала, что надо помочь раненому, но не решалась. Увидев, как смущённо Оксана стоит над раненым, Настя решительно подошла, открыла одеяло и, спокойно взяв в руку мужской орган больного, всунула его в отверстие утки. По мере того, как жидкость наполняла сосуд, видно было, что больному становилось легче.
- Здесь госпиталь, - сказала Настя. - Надо обслуживать раненых. Стесняться нечего.  Привыкай. У медицинских работников нет пола, понятно? Ты кончил, миленький? - Настя обратилась к раненому. 
Настя, передав потяжелевший сосуд Оксане, заботливо укутала раненого одеялом. Оксана, было, хотела побежать, освободить сосуд и его вымыть, но её остановила Настя, велев отлить часть жидкости в пробирку, чтобы сдать на анализ в лабораторию.
Оксана всё выполнила, как ей велели. Работа потребовала ловкости, чтобы не облить пальцы. Потом Оксана на маленьком квадрате бумаги написала имя и фамилию раненого и  прикрепила бумажку к пробирке. Настя велела вымыть утку карболкой для дезинфекции - в госпитале всё должно быть очень чисто.
Каждый день с фронта привозили новых раненых. Привозили больше, чем выписывали, и вскоре начали заполнять ранеными коридоры.  Выздоравливающих переселяли из палаты в коридор, а их места в палатах заполняли новоприбывшими. В районе Курска шли тяжёлые бои, и в раненых недостатка не было.

На третий месяц учёбы в училище Оксане присвоили звание сержанта и перевели работать медсестрой. Она отвечала за раненых, расположенных  в коридоре второго этажа. Её подшефными были в основном выздоравливающие. Это были молодые солдаты, получившие увечья на войне. Почти половина из них были так тяжело изувечены, что о дальнейшей службе в армии речи и не шло. Оксану научили помогать потерявшим ногу раненым учиться пользоваться костылями и протезами. Протезы были грубые и жёсткие. Пользоваться ими было нелегко, особенно ослабевшим от операций раненым. Они натирали нежную ткань ноги до крови. Некоторые раненые не в состоянии были держать равновесие даже после несколько недель усиленных тренировок. Оксана как ребёнок  радовалась каждому успеху в освоении протезов.
Ещё больше радовались раненые, когда чувствовали, что, несмотря на потерю ноги, могут передвигаться самостоятельно. 
 
28.
Оксана в первые же дни учёбы в училище написала письма Васе, Соне Бронеславовне и Марии Ароновне. От  Сони Бронеславовны и Марии Ароновны письма пришли практически одновременно. Ответа от Васи не было. К радости Оксаны, в письме Марии Ароновны был приведён адрес Лёни. Мария Ароновна написала, что Лёня попал в артиллерийское училище в Ульяновске. Училище Оксаны было в Саратове. По Волге не так уж далеко, а надежды увидеться никакой. Оксана написала письмо Лёне. В письме она описала свою учёбу в училище, успехи в освоении профессии. Не забыла передать привет от Клавы. 

С Клавой у Оксаны сложились хорошие дружеские отношения. Когда Оксана училась в школе, она была не особенно близка с Клавой. Они были скорее приятельницы, чем подруги. В училище они очень сблизились. Это было вполне естественно, ведь они были одноклассницы, попавшие в окружение незнакомых людей. Пока Оксана не познакомилась ближе с другими курсантками, Клава была единственным человеком, которому Оксана могла доверить свои заботы и переживания.  Клава тоже делилась всеми своими переживаниями с Оксаной. Её беспокоило положение осаждённого Ленинграда, где остался Клавин отец, работавший на Кировском заводе. От отца не было вестей, и они с мамой очень за него переживали. 
Клаве нелегко давалась учёба в училище. Изучаемые предметы давались ей легко, но физически слабой Клаве было тяжело выдержать режим дня. Те шесть часов, которые выделялись курсанткам для сна, были недостаточны для восстановления сил. Голодная зима 41-42 годов, которую Клава провела в Ленинграде, сказывалась на её физическом состоянии. Девушка засыпала на ходу. Клаве было тяжело признаться, что она не может выдерживать работу санитаркой в госпитале. Оксане самой было тяжело, но Клаве было намного тяжелее. Оксана видела это. Надо было что-то придумать, и Оксана решилась обратиться к командиру роты с просьбой перевести Клаву на более лёгкую работу. Оксана доложила капитану Нестеренко, командиру их роты, что Клава пережила Ленинградскую голодную зиму и не успела восстановить силы, поэтому, если возможно, нужно перевести её на более лёгкую работу. Речь Оксаны случайно слышала главный врач госпиталя полковник Анна Ивановна Кручёных. Она вмешалась в разговор, спросив, как учится Клава по теоретическим предметам. Нестеренко доложила, что у преподавателей к курсанту Клавдии Вороновой претензий нет. Анна Ивановна велела прислать курсанта Воронову к ней на осмотр.  Вечером, когда Клава вернулась со смены в госпитале, она рассказала Оксане, что главврач распорядилась перевести Клаву в отделение выздоравливающих, где работа была немного легче. Клаву перевели на повышенный паёк для восстановления её сил. Анна Ивановна выписала Клаве рыбий жир. Оксана никогда в жизни не слышала о таком жире. Клава показала ей бутылочку, выданную ей в аптеке госпиталя. Открыв пробку, она дала Оксане понюхать жидкость. От одного запаха Оксану затошнило.
- И ты будешь эту гадость пить? - спросила Оксана.
- Говорят, что это очень помогает набрать силы. Я зажму нос, когда буду пить. Я так делала в детстве, когда мама меня заставляла пить рыбий жир.
- Ты его в детстве пила?
- Я его ненавидела, но мама требовала, чтобы я его пила.
Оксана была довольна, что её ходатайство привело к положительным результатам. 
На следующий день Оксану вызвали к главврачу. Оксана вошла в кабинет, стала по стойке смирно и доложила: 
- Сержант Коваленко явилась по вашему приказанию.
- Садись Коваленко. Я тут навела справки, и все о тебе хорошо отзываются. Преподаватели тобою довольны, и в отделении о тебе отзываются хорошо. Я решила перевести тебя в хирургию, помощником хирургической сестры. Работа тяжёлая. Опыт, который ты получишь в этом отделении, пригодится тебе в будущем. Сложность заключается в том, что операции не могут ждать, когда закончатся занятия в школе. Мы обычно приступаем к операциям в семь тридцать. В зависимости от сложности операция может длиться час и много часов. Каждая бригада делает по две операции в день. Будешь работать в операционной день через день. Материал занятий, которые ты пропустишь, тебе придётся изучить самостоятельно. Вопросы есть?
- А если в пропущенный день будет контрольная?
- Мы не можем делать никаких поблажек. Тебе нужно освоить все теоретические предметы в полном объёме. Договаривайся с преподавателями. Они в курсе и помогут.
- Больше вопросов нет товарищ полковник.
- Приступишь к работе завтра утром.
- Слушаюсь. - Оксана встала и направилась к двери.
- Мне понравилось, что ты за подругу вступилась. Сочувствуешь. Из тебя хороший медицинский работник получится. Иди Ковалёва.
 
29.
Работа в операционной была действительно тяжёлой. Первые дни Оксана стояла рядом с операционной сестрой и старалась запомнить всё, что она делала. Цепкая память девушки позволила ей быстро усвоить названия всех инструментов, которые применяли хирурги. Нелегко было привыкнуть к крови, к виду живого мяса, по которому резал скальпель хирурга. Бригада, в которую направили Оксану, была слаженная и умелая. Оксана на первых порах чувствовала, что её неумелые движения раздражают хирургов.  По мере того, как Оксана осваивала свою работу, чувство раздражения прошло. Каждый в бригаде должен был делать своё дело, не ожидая  приказа. На долю Оксаны приходилась подготовка помещения и больного к операции, помощь операционной сестре во время операции и уборка помещения после завершения работ. К чистоте и порядку в операционной относились как к религии. Оксана запомнила на всю жизнь, лозунг, который ей впервые сказала главный врач Кручёных: "Инфекция это наш главный враг, а чистота это тяжёлая артиллерия  против инфекции". 
Работа в операционной сильно усложняла учёбу в медицинской школе. Приходилось пропускать важные лекции. В свободные от операций дни Оксана посещала классы. Скидки на занятость преподаватели не давали. Требовали навёрстывать пропущенные лекции. В этом ей сильно помогала Клава. Клава очень аккуратно записывала все, что говорил лектор на лекции, и давала Оксане прочесть эти записи. Так Оксана прозанималась последние два месяца учёбы в училище. 

Операционная бригада работала как хорошо отлаженный механизм. Оксана любовалась умелой работе хирургов. За годы войны хирурги госпиталя проделали такое большое количество операций, что, казалось, их руки работают как автоматы. Оксана видела, какую подготовительную работу проделывают хирурги, чтобы каждая операция была успешной. Они внимательно изучают раны и намечают план операции. В госпиталь привозили в основном раненых, прошедших первичную обработку в условиях полевого госпиталя. В полевых условиях нелегко было соблюсти все требования гигиены. Часто новоприбывших раненых надо было спасать от инфекций. Хирурги госпиталя вскрывали рану, очищали от инфекции и зашивали.
Не всегда удавалось спасти раненого. Случаи смерти на операционном столе были чрезвычайно редки, но всё же случались. На долю Оксаны выпало присутствовать на двух таких операциях. В первом случае сердце молоденького бойца не выдержало продолжительной операции и остановилось, когда хирург уже был готов зашивать рану. Этот случай был особенно тяжёл для  Оксаны. Тяжёлый не столько физически, сколько морально. В эту ночь Оксана долго не могла уснуть. Парень был не старше Васи, и всю ночь Оксане снилось, что такое же произошло с Васей. Мёртвое лицо бойца в её сне приобрело черты Васи.  Утром на лекции Оксана не могла сосредоточиться. Клава в перерыве спросила её, что случилось. Оксана рассказала о бойце, умершем во время операции, ни словом не обмолвившись о её сне. 
Очередная почта принесла письмо от Лёни. Лёня с юмором описывал свои приключения в артиллерийском училище. Ни слова о трудностях учёбы в письме не было. К своему удивлению Оксана в почте нашла собственное письмо к Васе. В углу треугольника письма от руки было написано: "Вернуть. Адресат выбыл". Поверх надписи был отпечаток штампа полевой почты. Оксана не могла понять, что это обозначает. Клава сказала, что, скорее всего, Вася ранен и отправлен из части в госпиталь. Клава не успокоила Оксану. После страшного сна, Оксана вовсе не хотела, чтобы Вася оказался в госпитале.  Оксана обратилась за советом к  капитану Нестеренко, её непосредственному командиру. Нестеренко посоветовала послать письмо в часть, где служил Вася за разъяснениями, куда выбыл боец Коваленко. Так Оксана и сделала.
В январе 1944 года начались выпускные экзамены. В отличие от школы, когда на время экзаменов освободили от работы в колхозе, работа в госпитале продолжалась и во время экзаменов. Оксане пришлось пропустить экзамен по анатомии. В этот день её вызвали на работу в операционной. Пришлось договариваться с преподавателем анатомии  на индивидуальный экзамен после смены. Анатомия была единственным предметом, который Оксана сдала на хорошо. Все остальные предметы были сданы на отлично. 
27 января утром в новостях Сов информбюро передали об окончании блокады Ленинграда. Оксана первая услышала эту новость. Она побежала обрадовать Клаву. Выслушав новость, Клава всплакнула. Много горьких воспоминаний было у неё связано с блокадой.
- Не плачь, радоваться надо, - сказала Оксана.
- Я от радости плачу. Маме напишу, чтобы возвращалась домой в Ленинград.
- Счастливая ты, у тебя мама есть, - теперь уже налились слезами глаза Оксаны.
Окончание училища было отмечено торжественной церемонией во дворе госпиталя. Всем выпускницам было присвоено звание младшего лейтенанта и вручены дипломы медсестёр. Сам начальник училища вручал девушкам дипломы и офицерские пагоны. Потом он разрешил устроить танцы под патефон. Ужинать выпускниц пригласили в офицерскую столовую.
Утром после торжественной церемонии всем выпускникам вручили назначения. К радости Оксаны она получила назначение в ту же воинскую часть, что и Клава. В эту же часть были направлены ещё четыре девушки, окончившие училище вместе с Оксаной. В предписании было указано, что воинская часть расположена в Куйбышеве. До Куйбышева необходимо было добраться на поезде.
Оксана прощалась со своей хирургической бригадой. Прощание проходило в перерыве между операциями. Старшая хирургическая сестра обняла Оксану и разлила спирт по стаканам. В стакан Оксаны она налила грамм пятьдесят чистого спирта. Хирургу налили почти полный стакан. Все выпили за здоровье Оксаны, запив водой из графина. Спирт ожёг горло, наполнив душу грустью. Было жаль расставаться с хорошими людьми, к которым Оксана успела привыкнуть. Невольно пожелала себе Оксана, чтобы в части её окружали такие же сердечные люди. Откуда-то появились солёные огурцы и вобла. Сестра налила ещё по порции спирта. Оксана отказалась от своей доли. Хирург долил свой стакан порцией Оксаны. Оксана подозрительным взглядом окинула хирурга, ведь ему предстояла операция.
- Не пропадать же добру, - сказал хирург. - Не боись дочка, я после спиртика лучше работаю.
Оксана не поверила, но спорить с подполковником не стала. За полгода в армии она усвоила субординацию.

Вечером этого же дня Оксана получила письмо из части, где служил Вася. Командир роты писал, что в сложной боевой обстановке Вася пропал без вести. Был тяжёлый бой, высота несколько раз переходила из рук в руки. Когда немцы отступили, среди  раненых и убитых Вася обнаружен не был. По мнению командира, Вася мог быть подобран санитарами другой части.
Оксана переживала, не знала, как поступить. Ей казалась невероятной мысль, что Вася пропал. Где его искать? Она показала письмо Клаве. Клава, прочтя письмо, пришла к выводу, что Вася где-то в каком-то госпитале. 
- Приедем в часть и начнём его искать, - сказала Клава.
- А как его искать? 
- Сейчас не знаю, но уверена, что придумаем.
Уверенные слова подруги немного успокоили Оксану. Девушки приступили к сборам в дорогу. Каждая думала о предстоящей службе в боевой воинской части. Впереди была война. На душе было тревожно.