Для прилежных учеников

Товарищ Хальген
Ракетная стая взмывает над Евразийским Континентом и рвется через океан. Да не тут-то было. Из космоса на нее обрушиваются рои антиракет, точно разящие цели и разрывающие в клочья свои жертвы. Антиракет на всех не хватило?! Часть металлических хищников все же прорвалась?!
Не беда! В черном космосе происходит несколько вспышек, из их недр вырываются ежовые колючки – лучи лазера. Они то уж разрежут все оставшиеся цели, в худшем случае обратив их в потоки бессильных обломков, а в лучшем – в облака металлического пара. Но если и этой силы не хватит, то… Лазерная стрела, запущенная с Земли и отраженная подвешенным на орбите зеркалом, зачистит все, что осталось.
Были времена, когда этот мультик часто показывали по телевизору. Это техническое чудо именовалось СОИ, Стратегическая Оборонная Инициатива. Во времена противостояния полузабытой страны СССР с хорошо известными США эти картинки наглядно убеждали, что в случае войны Америка останется в полной безопасности.
Позже стало ясно, что американские лазеры могли лишь чуть-чуть подогреть русские ракеты, но не более того. Но, еще вероятнее, их стрелы просто бы потерялись в холодной глубине космоса, так ничего и не настигнув. Туда же провалились бы и антиракеты. Ведь при существовавшем (да и существующем) уровне точности наведения, иного достичь невозможно…
Всю же дорогостоящую систему можно легко вывести из строя одним-единственным ящиком шарикоподшипников, выведенным на орбиту. Разлетевшиеся железные дешевые шарики легко разнесут вдребезги дорогостоящие зеркала и оптику наведения.
Создание же такой сложной (сколь и ненадежной) системы потребовало бы материальных средств, много превышающих бюджеты всего западного мира. Одним словом, вся система была чистым обманом. Мультиком, который может оставаться лишь мультиком…
Но все-таки своей цели мультик этот достиг. Государство, именуемое СССР, а фактически – русская цивилизация, в итоге перестала существовать. Мог ли быть иной выход? 
Однозначно – не могло. Ибо советская идеология сама оставляла широкие ворота для лжи, особенно – для той, что идет с Запада. И надо отыскать глубинную причину этой лжи с тем, чтобы удалить пор возможности ее корень.
Заметим, что с самого начала советская идеология обладала губительной двойственностью. С одной стороны она продолжала путь русского Богоискательства (о чем говорил, в частности, Н. Бердяев), но с другой – отрицала его в себе, позиционируя себя в качестве прилежной ученицы Запада, обученной самому передовому ее учению – марксизму. Примирить живое, но сокрытое, Богоискательство с открытым, но мертвым марксизмом, оказалось невозможно. Оттуда и пошла ложь, по-научному именуемая «манипуляцией сознанием». 
Но откуда пошло само желание «учиться у Запада» чему угодно, хоть марксизму, хоть либерализму? Думаю, что родилось это странное преклонение перед одной из сторон света с поражения в Ливонской войне, то есть в 16 веке. В те времена, связанные с именем Ивана Грозного, Русь стремительно расширялась и на юг, и на восток, но вот на западе произошло поражение, страна надорвала свои силы, ослабленные начавшимся малым ледниковым периодом. Но сильных врагов всегда уважают, побежденные всегда склонны комплексовать перед победителями…
Потому уже в начале царствования Романовых символическое сочетание слов «учился на Западе» стало своего рода знаком высшего качества для человека. Но чему можно в самом деле обучиться на Западе? Вопрос этот ни разу не задавался, а потому на него быстро не найдешь ответа. Самый первый ответ как будто сам собой слетает с языка (так хорошо он на него посажен) – технике! Но так ли это?
При внимательном рассмотрении неожиданно окажется, что русская земля породила научных и технических открытий отнюдь не меньше, чем Запад. Причем за Россией – львиная доля открытий глобальных, изменивших судьбу всей техники. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, теория Бутлерова, теория Циолковского, летательные аппараты Сикорского. Даже зубчатое колесо, эта основа всей механики, впервые выточено русским мастером Андреем Нартовым.
Всем известно, что многие открытия были сделаны параллельно в русской земле и на Западе (телеграф, паровоз, электричество).
Одним словом, никакого превосходства Запада в технике никогда не было, просто параллельно существовали две технократические цивилизации, имевшие различные мировоззренческие основы. Между ними происходил более-менее равный обмен, справедливость которого оценить трудно, как трудно сравнить ценность мартеновской печи с теорией Менделеева. При этом обе цивилизации «переваривали» плоды друг друга с помощью своего мировоззрения, результатом чего сделалось некоторое внешнее сходство двух миров при их глубочайшем внутреннем отличии.
Если говорить о культуре, то тут все еще более очевидно. Ведь понимается и принимается культура – сердцем, а сердце всегда примет лишь культуру своего народа. Чужая культура, конечно, может быть интересна для ума, но вот душу она никогда не согреет. Царям из династии Романовых было не отрадно смотреть на мраморных Зевсов да Аполлонов, многие из них скучали по русским резным узорам, но ничего было не поделать, престиж государства (в понимании тех времен) требовал. Так было до времен Александра Третьего...
Конечно, русским и неплохо было познакомиться с культурой Запада (а Западу – с культурой Руси), но никакая мачеха, конечно, не в силах заменить родную мать. Потому и в области культуры мог быть лишь обмен, взаимное ознакомление, но никак не обучение.
Чему осталось нас учить? Может, формам организации и социальным учениям? В этом Запад, конечно, преуспел. Только вот все западные мысли, внедренные в русскую землю, всегда заканчивались провалом. Вместо математически правильного, железного порядка – полная его противоположность. Не учли «ученички» различия земель и народов…
Сделаем общий вывод. До второй половины 20 века диалог России и Запада не был похож на отношения учителя и ученика, т.е. когда один – говорит, а другой – слушает, боясь пропустить хоть одно слово. Нет, это был именно диалог, в котором говорят оба его участника, и каждый что-то мотает себе на ус. Не обходилось, конечно, без эксцессов, вроде Алексеево-Петровских времен, ну да с кем не бывает?!
Но к концу 20 века положение несколько изменилось. С поражением Германии (а вместе с ней – и Европы, как целостной сущности) во 2 Мировой Войне главенство в западном мире ушло за океан.
Северная Америка, базирующаяся на кальвинистской этике, в которой ценность предмета равна его цене, а прижизненное богатство дает спасение души после смерти, взяла контроль над Западом, и сама стала означать – Запад. Потому Запад потерял способность не только учительствовать, но даже быть полноправным участником диалога. Его научный и культурный потенциал иссяк, Запад еще может совершенствовать уже созданное, но создавать новое ему уже не под силу, и в науке и в культуре.
Так Западная цивилизация стремительно одряхлела. Больше у нее не осталось источников величия, и потому поддерживать свое величие она смогла лишь через обман, через создание его видимости. Впрочем, согласно кальвинистской этике, если обман удачен – то он тоже угоден Богу, ибо его удача указывает на предопределение обманщика к Раю.
Вместе с тем в послесталинской России возобладало мнение о подчиненном положении Русской Цивилизации в отношении к Западу. Это мнение активно проводилось в сознание народов России через школьную программу.
И вот в настоящее время псевдоучитель - Запад стремится убить своего ученика, который добровольно принял на себя такую роль. Сам отравленный ядом лжи, Запад распространяет ее везде, где может. Такое поведение всем знакомо, русский поэт и певец Егор Летов выразил его емкой фразой «Покончив с собой уничтожить весь мир!»
В настоящее время каждый человек нашей цивилизации, равно как и западной, погружен в оболочку из обмана. Если прежде лжец получал власть над тем, кому лгал за счет того, что сам владел истинной картиной мира, преподнося своему объекту – ложную, то теперь этого уже нет. Каждый из людей сделался многократным субъектом и объектом обмана одновременно, а истинная картина мира оказалась просто утраченной. Это – истинный смысл постмодерна.
Последнее, что осталось у нас – это сама русская земля, на которой, как мы знаем, всегда терпели крах все «ученические» проекты. Ибо она – суровая, более чем суровая РЕАЛЬНОСТЬ. А источником нашей жизни все так же, как и много веков назад, остается она, земля, точнее – ее недра. Фальшивая реальность – лишь плесень, покрывающая ее сверху, не имеющая возможности превратиться во что-то самодостаточное. Потому РОССИЯ – неизбежно самое слабое место ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО проекта, в котором и случится его разрыв. И галлюцинация последнего западного учения неизбежно растает над нашими лесами и степями, реками и болотами…
Андрей Емельянов-Хальген
2012 год