Миссия Gliese 581d

Фёдор Коновалов
Это произведение получило приз зрительских симпатий в литературном конкурсе "России-2045". Цель конкурса - написать произведение, продвигающее идею использования аватаров.

***

Миссия Gliese 581d

«Интерфейс «мозг-компьютер» загружен…
Сверхсветовая связь «Марс (Солнце) –   Gliese 581d (Глизе-581)» установлена (расстояние: 20.4 световых лет; скорость 1Гбит/с)
Запуск основных систем аватара RAPEBH IV (Robot-Avatar for Planet Exploration with Biologic Hazard IV(heavy))…
Начало синхронизации с мозгом пользователя…»

Я понимаю, что мне не ничего не угрожает, что я вообще нахожусь за миллионы километров от той планеты, но я всё равно немного нервничаю. Вдруг я стал видеть текст на чёрном экране менее явно. Я чувствую, что будто бы засыпаю. Знакомое гудение оборудования. Все видно будто бы через пелену, мыслей много, но они нечёткие. Нужно успокоиться и ни о чём не думать. Голова немного кружится, я как бы вхожу в сон, сознание уходит...

Я очнулся. Качество картинки хорошее. Вижу гигантскую тёмно-зелёно-серую планету. Из-за планеты выглядывает, подсвечивая густую атмосферу, большая страшная красная звезда, как глаз какого-то громадного монстра... Спускаемый аппарат уже давно отсоединился от автоматического орбитального звездолёта и начал падать на планету. Я смотрю через камеру, установленную на спускаемом аппарате, который имеет форму небольшой летающей тарелки. В темно-зеленом небе подо мной все время вспыхивают ярко-зелёные молнии. Страшновато. Вхожу в атмосферу. Слышу низкий гул, свист, чувствую вибрацию и тряску. Такое впечатление, будто бы я и вправду нахожусь в спускаемом модуле. А небо, как болото, всё ближе и ближе. Вот пролетаю сквозь зелёные, как водоросли тучи. Вокруг оглушительно шарахают молнии, наводя помехи на изображение. Один раз молния промелькнула так близко, что я даже на секунду будто бы потерял равновесие. Подсознательно хочется вернуться, но нельзя, уже поздно. Да и вообще, такова моя работа – оператор исследовательского аватара. Миссия – исследовать эту таинственную планету, этот странный мир…
Когда я пролетел сквозь тучи, стало совсем ничего не видно. Темно-зеленый мрак. Не видно ни неба, ни земли. К усилившемуся свисту добавился звук хлестанья воды.  Неужели  нельзя было переждать плохую погоду и приземлиться позже? Хотя нет, тут такая погода всегда. Стекло камеры покрылось каплями. Ух ты, в капле чт-то шевелится! Значит, планета обитаемая. Хм, неудивительно. Это только добавляет ей загадочности. Надо будет потом взять образец.
Кроме мрака, я вижу в углу информацию. Температура атмосферы – +30 градусов Цельсия! Какие комфортные условия! В космосе так редко бывает. Высота – 3100 метров, а земли всё равно ещё не видно. 1900 метров. Сильный, но плавный толчок, внизу громко загудела струя ярко-сине-фиолетовой плазмы. Это включаются тормозные двигатели. 800 метров. Я погрузился в зловещий зелёный туман. 500 метров. Вглядываюсь во мрак внизу. О! Там что-то светится! Справа и слева от меня светятся зелёным сиянием какие-то горы причудливой формы: закрученные в спираль, с пещерами и пиками. Не похоже на горы естественного происхождения, но и на город тоже совсем не похоже. 300 метров. Двигатели заработали сильнее, тряска усилилась.  Я спускаюсь между двух гор, которые уже возвышаются высоко надо мной. 100 метров. Основания гор светятся зелёным. Из-за густого тумана и водного вихря ничего не видно. 50 метров. Вдруг что-то бабахнуло по корпусу снизу. Капсулу качнуло. Струи плазмы замотались в разные стороны, чтобы выровнять положение летающей тарелки. Что же это могло быть? 30 метров. 20 метров. Внизу что-то тёмное. 10 метров. Приготовился к удару. 1 метр. Громкий плюх, брызги во все стороны! Сильно тряхнуло. Спускаемый зонд на несколько секунд ушел под темную жидкость, но затем всплыл. Стекло чем-то забрызгало, ничего не видно. Приземление (или приводнение) окончено. Стало тихо, только непрекращающийся ливень барабанит по металлической крыше. И аппарат покачивает на воде. Я перевёл дух. Но ещё не сделано самое важное…

Изображение с забрызганной камеры исчезло. Выводится информация об окружающей среде. Температура: +50 градусов. Не холодно, так скажем. Так, давление значительно выше земного. Но ничего, робот выдержит. Состав атмосферы. О, сколько всего! И почти все газы – ядовитые! Ядовитые для нас, землян. Бактерии в атмосфере – присутствуют. Образцы взяты. Связь с орбитой – низкий уровень сигнала, передатчики работают на максимальную мощность. Атмосфера слишком плотная, и вообще, погода отвратительная. Жидкость, в которой сейчас плавает исследовательский модуль – смесь каких-то кислот, воды, органики и другой химии. Ух ты, есть даже высокоэнергетические соединения! А это что? Простейшие? Или бактерии? Или многоклеточные? Не понятно. Ладно, пусть этим биологи потом занимаются. У меня другая работа. Пора выходить.
«Запуск систем аватара: питание… телеметрия… навигация… движение…  инструменты… аудио… видео… оружие… готово!» – пронеслось отчёты передо мной.
Изображение вдруг переключилось на вид из робота-аватара. В кабине капсулы загорелся свет. Робот прочно закреплен в тесной кабине, чтобы он не повредился в случае жёсткой посадки. Пора. Сверху открылся люк-диафрагма, и меня, то есть моего аватара-робота, плавно подняло из люка, а крепления убрались. Я почувствовал мощь могучего тела, сделанного из стали, платины, карбона, керамики и даже углеродных нанотрубок. Я подвигал тяжёлыми руками, приводимыми в движение гидравликой, электросервоприводами, а также электрическими мускулами. В руки были интегрированы различные исследовательские инструменты и оружие. Мысленной командой я включил яркий прожектор на голове. Радар, спектрометр, инфракрасные датчики и другое оборудование уже работали. Я осмотрелся, рассекая туман лучом прожектора. В луче летали какие-то белые точки. Вокруг одно болото. Посветив в жидкость прожектором, я заметил там какие-то тёмные растения, как змеи. Несмотря на то, что робот был водонепроницаемый, прыгать туда всё равно не хотелось. Вдалеке я заметил зелёное свечение. Задав компьютеру курс, я включил двигатели и взлетел…
Из-за спины вырвались струи плазмы, и тяжёлый аватар подбросило вверх и вперёд. Жалко, конечно, тратить топливо, но купаться в болоте как-то не хотелось. Тем более мне нравится летать. Ливень бил в глаза, то есть в линзы камер. Они всё время протирались специальными щёточками. Ничего не видно, я ориентировался по заданному курсу. Мне показалось, что что-то пролетело надо мной, но я не разглядел. Полёт плавный, но быстрый и качает. Я долетел до места назначения, начал снижаться и вдруг плюхнулся по пояс в жидкость. Передо мной была светящаяся тёмно-зелёная стена – бок той горы, которую я видел сверху. Самое удивительное, что стена состояла из овальных и прямоугольных ячеек – как из клеток! Я хотел подойти, но ноги запутались в растениях и я упал в жидкость. Хорошо, что аватару не надо дышать, а то бы он захлебнулся. Я рванулся вперёд. Не получается, я крепко застрял. Я отогнал мысли о том, что придётся оставить здесь аватара, со звоном выдвинул из рук лезвия с дырочками для плазмы, включил подачу горячей плазмы и разрубил лианы. Испаряющаяся вода шипела вокруг. Затем выделил много энергии в механизм ног и прыжком добрался до стены. Внутри клеток видны различные органоиды, в том числе и светящиеся. Аккуратно потрогал их. Стенки прочные, но гибкие. Похоже, что гора состоит из клеток! Здорово.
Вдруг что-то осветило меня сзади. Гигантский прозрачный светящийся дирижабль летит по чёрному небу. Летит довольно быстро! Космический корабль инопланетян?! Приблизив дирижабль с помощью зума, я рассмотрел его. Так он же живой!  Существо заглатывает воздух через дырки сбоку, а затем резко сокращается и выбрасывает воздух сзади. Интересный способ полёта. Внутри я разглядел отсеки с воздухом. Наверное, лёгкий газ. Интересно, чем питается эта громадина? Наверное, захватывает из воздуха аэропланктон. Потрясающе. Хороший видеоматериал сейчас передаётся людям. Вдруг в дирижабль ударила зелёная молния. Один из отсеков лопнул, издав громкий хлопок. Соседние отсеки раздулись, заняв место лопнувшего. Да, он приспособлен к грозам. Вдруг меня ослепила и оглушила молния, ударившая прямо у меня перед носом! Я вскрикнул и вырубился. Точнее, мой робот. Мне тоже очень неприятно, будто бы по голове дубиной шарахнули. Хотя никаких шишек не останется! Надо будет поставить потом более чувствительный предохранитель. Не чувствую тела. Читаю мелькающие надписи на чёрном экране:
«ВНИМАНИЕ!!! Критическая ошибка! Потеряна связь с аватаром!
Попытка подключения… Ошибка! Аватар не найден. Превышено время ожидания.
Попытка подключения 2… Ошибка! Аватар не найден. Превышено время ожидания».
Кошмар, неужели миссия окончена? Робота сожгло молнией? Жаль. Но я тут не виноват.
«Попытка подключения 3… Аватар найден. Запуск основных систем аватара… Запуск систем: питание… телеметрия… навигация… Ошибка! Не удалось запустить радар! движение…  инструменты… аудио… видео… оружие… готово».
Я вновь почувствовал железное тело. Вижу червеобразные растения перед лицом. Поднимаюсь на ноги из-под воды. Тёмная жидкость и водоросли текут с робота. Жаль, радар сгорел из-за молнии, но могло бы быть и хуже.
Я продираюсь сквозь водоросли вдоль стены из клеток. Мне что-то послышалось. Я обернулся. Из болота на меня двигалось чудовищное существо: длинное, как рыба, огромное, как кит, с челюстями, состоящих из четырёх створок, с четырьмя хватательными конечностями! Всё тело покрыто длинными толстыми жгутиками, с помощью которых монстр мог перемещаться как под водой, так и по мелководью. Мне стало неприятно, что чудовище движется на меня. У меня из руки выдвинулось дуло пулемёта. Разрывные пули стали дробить панцирь, но это не остановило существо. Из плеча у меня выдвинулась ракета и полетела в него, оставляя огненный след в тумане. Монстр перехватил ракету конечностью. Взрыв. Монстр остался без лапы, но у него есть ещё три! Жалко тратить на него много боеприпасов. Лучше скрыться. Поэтому следующую ракету я выпустил в стену из клеток. Когда чёрный дым рассеялся, я увидел, как дыра от взрыва затягивается! Я включил двигатели и рванул в дыру. Ударившись о край дыры и опалив себя собственной плазмой, я кубарем рухнул в дыру, которая тут же затянулась за мной…
Я встал, тут же поскользнулся и опять рухнул. Пол оказался очень скользким. Клетки, составлявшие его, выделяли какую-то слизь. Стены (тоже из клеток) наоборот шершавые, твёрдые, рифлёные. А потолок тускло светился красным. Странное место… Туннель уходил куда-то далеко и в одну, и в другую сторону. Я аккуратно встал, держась за шершавую стену, и пошёл, точнее, заскользил вперёд. В туннеле очень тихо, только какая-то жидкость откуда-то капает…
Вдруг я заметил, что потолок засветился ярче. Что бы это могло значить? Далее я услышал какой-то шум далеко впереди... Посмотрев в глубину туннеля с помощью 12-кратного зума, я увидел, что ко мне приближается что-то большое, занимающее весь туннель. Оно скользило по скользкому полу, а по бокам торчали толстые жгутики, которые цеплялись за шершавые стены. Существо приближалось с большой скоростью, а  потолок горел всё ярче. Я рассмотрел, что оно представляло собой что-то вроде гигантского червяка с отростками по бокам, которые толкали его вперёд, отталкиваясь от стен волнообразными движениями. А ещё я заметил, что, приближаясь ко мне, этот живой поезд и не думает останавливаться или хотя бы снизить скорость! Это грозит пренеприятным столкновением. Ещё секунда – и червь сметёт меня и даже не заметит! Больше размышлять было некогда, я развернулся, шлёпнулся на пол и включил двигатели... Сразу же набрал сумасшедшую скорость, так как вся чудовищная тяга двигателей шла только на движение вперёд, а не на поддержание высоты. Сильно стукаясь то об правую, то об левую стену, что даже искры летели (жалко отполированную броню), я не мог оторваться от монстра. И туннелю всё нет конца, а топливо не бесконечно! Я наугад выстелил назад ракетой. Взрыв и грохот. Потолок туннеля обвалился. Затем ещё один грохот. Это гигантский червь врезался в завал. Я обернулся и с ужасом увидел, что он протаранил завал и продолжает движение! Поддав плазмы в двигатели, продолжил скольжение ещё быстрее. Вдруг за очередным поворотом туннель расширился и превратился в огромный зал. Я сейчас же свернул со скользкой дороги и во что¬-то врезался…
Передо мной открылось потрясающее зрелище: гигантская полость многоклеточной горы, испещрённая каналами, была заполнена разнообразными ползающими, бегающими, катящимися, прыгающими, летающими объектами… Больше всего было странных небольших (ростом с человека) существ. Их горизонтальное зелёно-красное тело спереди разделялось на две части. Если смотреть на него сверху, получается буква «Y». Конечности, отростки, всякие органы чувств я не успел рассмотреть, потому что существа всё время находились в движении. Некоторые из них прикреплялись к более крупным существам, и перемещались на них, как на транспорте. Высокий потолок и извилистые стены с входами в бесконечные туннели и балконами светились красным. В потолок уходила винтовая трасса, по которой сновали различные существа. Зал уходил куда-то в туманную даль. Вся грандиозная картина походила на город, только дома построены не из камня, а живые. И транспорт сделан не из металла, а тоже живой. Всё это был гигантский, всеобщий СИМБИОЗ.
Но рассматривать подробности не было времени, потому что клетки пола вокруг меня вдруг деформировались, и через щели между ними вылезли какие-то огромные змеи, которые вдруг расправили длинные конечности. О нет, плазмы почти не осталось. Я выхватил пушку. Вдруг одно из Y-подобных существ стало подавать мне какие-то знаки светом, звуком, движением. Похоже, что эти существа были разумные. Компьютер стал воспринимать сигналы и пытаться их расшифровать.
Но что это были за сигналы, так и не известно.  У меня вдруг закружилось голова, потемнело в глазах, и робот-аватар вырубился, потому что была потеряна связь со спускаемым аппаратом, а значит и с орбитой, потому что спускаемый аппарат, несмотря на отчаянное сопротивление многокиловатной лазерной пушкой и бурлением двигателей, был нагло утащен под болото.

Синхронизация сознания завершена. У меня такое чувство, будто бы я только что проснулся, но будто бы мне снились кошмары. Чувствую себя немного усталым. Несмотря на потерю дорогостоящего оборудования, были собраны уникальные сведения о планете. И следующие экспедиции уже будут знать, что их там ждёт…
А теперь пойду в марсианские оранжереи. Прогуляюсь по земному саду, среди дружелюбной, а не враждебной природы…