Главная Встреча

Александр Муровицкий
"Как в Чечне: ребятишки стоят, чеку выдернул один придурок, сейчас – взрыв, подполковник, не думая, бросается. Его в куски. Восемь человек живы. Коммунист, некрещеный, никогда в церковь не ходил, о Боге вообще не думал, но он христианин. В рай – ракетой.

А то в храм пришел, поклоны бьет, свечек понаставил. А сердце – пусто. Христианский поступок? Мимо. Хоть обмолись весь, объезди все Афоны, облобызай мощи. Ничего не будет..."

Петр Мамонов, актер.



Здание  Михайло-Архангельского храма издалека бросалось в глаза, отличаясь от всех остальных строений разрушенного Грозного. Стены иссечены тысячами пуль, кровля и купола отсутствуют.

Рядом с входом в храм сидит на табурете солдат из нашего отряда и что-то усиленно трёт.
- Что оттираешь? - спрашиваю.
- Деньги из церковной кассы! – ответил воин, - Там сейф церковный сгоревший, бумажные-то деньги все в труху, а вот металлические – нормальные. Сейчас ототрем, всё ж для церкви подспорье будет.

Зашел внутрь храма, везде пустота пожарища и только кое-где лежали остатки сгоревшей утвари. Закопченные пожаром стены скрывали рисунок росписи. Создавалось впечатление какой-то нереальной, немного фантастической обстановки.

Наш отряд первый день работал в храме. Все люди были расставлены по объектам и занимались своим делом. Экскаватор расчищал территорию вокруг здания, автокран поднимал на крышу бетонную плиту для установки  вместо разбитой. В здании насчитал около пяти пробоин от снарядов разного калибра.

Ближе к обеду на территории храма стали собираться люди, обратил внимание на то, что среди них было десяток детишек разного возраста. Оказалось, что дети пришли на занятия в воскресную школу при храме. Еще подумалось, что не видел я больше школ в Грозном, наверное это было единственное учебное заведение в городе. Кроме религиозных дисциплин детям читали все предметы школьного курса в соответствии с классом обучаемых. Хотя это деление было условным, поскольку многие дети по году и больше не посещали школу,  да и  учебный год церковной школе  начался только в апреле 1995 года.

Здесь же и кормили всех кто придет. Таким образом, на церковном подворье действовал этакий культурный центр сопряженный с, говоря военным языком,  «полевым пунктом питания». 
- Где берёте продукты? – спросил у тетушек, занятых приготовлением еды.
- Да, где придется, милок! То кто-нибудь принесет, то батюшка, дай Бог ему здоровья, где-нибудь достанет.

Потом решили проблему по хлебу, нашему полевому хлебозаводу была поставлена задача на дополнительное производство хлеба для этого «пункта питания».
- А где же батюшка? – спросил я.
-  Должен завтра приехать, поехал по районам.

На следующий день, прибыв на место работ, личный состав отряда занялся уже ставшим привычным для нас делом: поиском неразорвавшихся боеприпасов, разбором завалов, уборкой строительного мусора, ремонтом (по мере возможности) того, что можно отремонтировать.

Между храмом и зданием воскресной школы, где происходили богослужения, появился микроавтобус «Раф», которого не было вчера. Капот, двери и в стекла транспортного средства были  простреляны десятками пуль. Спросил у находящегося во дворе бородатого мужчины, как потом оказалось – дьякона: «Как же он ездит?».
- Да, вот, - ответил священнослужитель, - слава Богу - двигается, вчера вечером вернулись из Аргуна.  Если бы не этот автобус, не знаю, как бы мы тут со всем обходились.

Спросил про батюшку.
«Сейчас выйдет», - ответили женщины.

Через какое-то время из строительного вагончика, приспособленного под жилье, вышел крепко сложенный, среднего роста, русоволосый священник в рясе, в хромовых сапогах,  без головного убора.

Подошел к нему, представился и поздоровался.

В ответ услышал  по-военному четкий ответ «Протоиерей Анатолий Чистоусов».

Мы прошли с отцом Анатолием по объектам работы, обговорили дополнительные мероприятия. Им была высказана просьба провести обследование на предмет радиационного загрязнения территории, прилегающей к храму в связи с тем, что ранее в теперь разрушенных зданиях располагался онкологический центр и имелась информация, что поврежденные источники ионизирующего излучения заражают прилегающую местность. Еще, меня поразила фраза, сказанная отцом Анатолием: «Переживаю за людей. Люди волнуются».

Вызвал по радиостанции специалистов рационной и химической защиты, которые прибыв, провели замер уровня радиации. Наш начальник службы РХБЗ Сергей Решетов всё обстоятельно объяснил отцу Анатолию. В принципе радиационный фон был повышен, но только в каких-то конкретный местах разрушенных помещений, за пределами этих помещений, радиационный фон был естественным.

Накануне  проведения обедни отец Анатолий побеседовал с нашим Командиром - Александром Васильевичем Молевым, а затем и мной и предложил поучаствовать в службе. Посчитав, что наша беседа является исповедью, после службы отец Анатолий нас  причастил,  помазал мирром и благословил на наши труды во имя спасения людей!  А еще подарил по иконе Владимирской Матери Божьей. С тех пор эта икона всегда со мной, вот и сейчас пишу эти строки, а с иконы, подаренной отцом Анатолием, на меня смотрят глаза Богородицы и Младенца – Спасителя!

Потом настоятель храма пригласил нас с Командиром на обед. Кроме отца Анатолия, Александра Васильевича Молева и меня, на обеде присутствовали священнослужители: отец Александр Смывин и отец Василий – священник из станицы Червленая.

Тут мы с Командиром  узнали, что отец Анатолий окончил военное училище, дослужился до звания «майор», а потом уволился, стал священником и вот возглавляет грозненский приход. В Грозный попросился сам, зная, что здесь тяжелее всего! Все предшественники, настоятели грозненского храма, сбегали отсюда в страхе за свою жизнь. Главной своей задачей Анатолий Чистоусов считал защиту людей, поддержка их духовно - постоянно и материально, по мере возможности.
За обедом был, обычный в таких случаях, разговор повидавших жизнь людей, о житейских проблемах, о службе как военной, так и церковной, о войне, о жизни и смерти. 

Поражал спокойный тон разговора отца Анатолия, его взвешенная позиция  о том, что происходит, отсутствие страха  и готовность к самопожертвованию ради Людей и дела, которому он служит!  В его глазах виделся железный характер и воля! О таких людях обычно говорят: «кремень – человек».

Потом, после обеда отец Александр рассказал нам о том, что во время штурма Грозного, когда железнодорожный вокзал в январе 1995 года  был в осаде и  боевики окружили десантников,  в храм приехало несколько боевиков, ни слова не говоря, под дулами автоматов посадили отца Анатолия в машину и привезли к железнодорожному вокзалу. Там они приказали ему уговорить русских солдат сдаться.

В переговорах принимали участие  представители правозащитных организаций, уговаривавшие солдат по мегафону сдаться,  и что-то  им  обещавшие.

А отец Анатолий перекрестил офицеров и  солдат, благословил их. Благословил  на то, чтобы они выжили, на то чтобы  вернулись к своим матерям,  жёнам и сёстрам.

И вот в 1996 году после хасавюртовских соглашений и сдачи Грозного мы услышали страшную новость, что отец Анатолий захвачен боевиками и увезен в неизвестном направлении, а потом и о том, что он принял мученическую смерть. А отец Александр Смывин был жестоко избит и с трудом смог покинуть Грозный.

Потом в 2000 году, когда я встречался с будущим Патриархом, а тогда Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, был разговор об отце Анатолии. Его Святейшество – поддержал меня в том, что этот человек достоин  высокого звания «Святого» как мученик, но есть принципы,  которыми руководствуются при причислению к  лику Святого и для решения данного вопроса нужно время.

В книге "Несвятые святые" Архимандрит Тихон (Шевкунов)пишет: "Я назвал эту главу "Несвятые святые". Хотя мои друзья  - обычные люди, таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об том нет даже и речи.
Но вот, в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: "Святая - святым!".
Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они? Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие присащения, потому что они - верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную церковь, для Бога - святые".

Святые люди - среди нас!

Святость исходит от их мыслей, поступков и целей! Замечаем мы их или нет, не важно - они есть и они среди нас! Не забывайте это, замечайте этих людей!   

Много разных  людей я встречал по жизни: простых и важных,  полководцев и политиков,  рабочих и бомжей, крестьян и ученых. Но! Встреча с Анатолием Чистоусовым – офицером и священником, Святым Человеком, была, наверное,  самой Главной встречей в моей жизни!



Справка:

26 апреля 2000 года Федеральная служба безопасности России передала митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, председателю Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, подборку документов, свидетельствующих о судьбе настоятеля Михайло-Архангельского храма в Грозном священника Анатолия Чистоусова, похищенного чеченскими боевиками 29 января 1996 года.
Полученные документы представляют собой часть архивов департамента государственной безопасности Чеченской республики Ичкерия, ныне находящихся в распоряжении российских компетентных органов.
Согласно имеющимся свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере департамента государственной безопасности Ичкерии в районе села Старый Ачхой. Здесь священник Русской Православной Церкви был расстрелян, приняв мученическую кончину от рук своих похитителей.
Это подтверждается, в частности, соответствующим актом от 14 февраля 1996 года, который был составлен ответственными сотрудниками службы безопасности при президенте Ичкерии и заверен военным прокурором республики.
Среди переданных документов имеется фотография тела священника Анатолия Чистоусова, сделанная его палачами после расстрела.
В продолжение всего периода, когда судьба отца Анатолия оставалась неизвестной, Священноначалие Русской Православной Церкви предпринимало решительные усилия по вызволению похищенного священника, равно как и иных клириков и чад Церкви, плененных в Чечне. В одних случаях узники в конечном итоге обретали свободу, в других, к прискорбию, – были казнены бандитами и упокоились в селениях праведных.
Русская Православная Церковь скорбит о безвременной кончине священника Анатолия Чистоусова, до конца достойно исполнявшего свой пастырский долг в труднейших обстоятельствах и запечатлевшего верность Христу даже до смерти.
26.04.2000
Источник: РПЦ. Архив официального сайта Московского патриархата.
http://www.mospat.ru/archive/nr004261.htm

Священник Русской Православной Церкви
БИОГРАФИЯ
Окончил военное училище штурманов ВВС и педагогический институт (заочно). В восьмидесятые годы XX век проходил службу офицером-воспитателем в одном из военных училищ города Ставрополя.
В 1993 году уволился из рядов Вооружённых Сил России. Майор запаса.
18 марта 1994 года Митрополитом Гедеоном (Докукиным) рукоположен в сан диакона.
20 марта 1994 года — рукоположен в сан иерея.
21 марта 1994 года направлен в распоряжение благочинного православных церквей Чеченской республики.
С 15 марта 1995 года — настоятель Михаило-Архангельского храма города Грозного и благочинный православных церквей Чеченской республики.
29 января 1996 года, во время Первой чеченской войны, вместе с протоиереем Сергием Жигулиным был захвачен боевиками и помещён в концлагерь так называемого «Департамента государственной безопасности Чеченской республики Ичкерия». Под пытками не оговорил себя и не отрёкся от веры и, в итоге, был расстрелян боевиками.
Погиб 14 февраля 1996 года.
Останки отца Анатолия были эксгумированы только в июле 2003 года в горах недалеко от Старого Ачхоя.
Источник: Сайт «People.su»
http://www.people.su/122769