Хроника Отечественной войны. 21 июня 1941 года

Евгений Петрович Ганин
Публицистика
*************
Фотография:
************ Черчилль и Сталин. Антигитлеровские союзники и друзья "до поры до времени".
***************************
СССР.
- Политбюро ЦК ВКП(б) принято решение об образовании Южного фронта.
- Командующим фронтом назначен И. В. Тюленев. Г. К. Жукову поручено общее руководство Юго-Западным и Южным фронтами, а К. А. Мерецкову — Северным фронтом.
- Посол СССР в Германии Деканозов передал министру иностранных дел Риббентропу вербальную ноту советского правительства о нарушениях границы СССР германскими самолетами.
- Состоялась беседа наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. фон Шуленбургом, во время которой В. М. Молотов поднял вопрос об общей обстановке в советско-германских отношениях: почему усиленно распространяются слухи о близкой войне между СССР и Германией и в чём заключается недовольство Германии в отношении СССР. Шуленбург ответил, что все эти вопросы имеют основание, но он на них не в состоянии ответить, так как Берлин его не информирует.
- Вечером состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), после которого в ночь на 22 июня передана в западные военные округа директива о мероприятиях в связи с возможным внезапным нападением немцев.
*********
Германия.
- В 13:00 по берлинскому времени немецкие войска получили сигнал «Дортмунд», означающий, что наступление, как и запланировано, начнется утром 22 июня.
- Командующий танковыми войсками Гудериан находился в передовых частях, проверяя их готовность к наступлению:
«Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестра они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками».
- Около 23 часов немецкие минные заградители, находившиеся в финских портах, начали минировать выход из Финского залива. Одновременно финские подводные лодки начали постановку мин у побережья Эстонии.
********
Москва, Кремль. Кабинет Сталина. 21.06. Журнал посещений Сталина
*************************
1. Молотов 18:27—23:00
2. Воронцов 19:05—23:00
3. Берия 19:05—23:00
4. Вознесенский 19:05—20:15
5. Маленков 19:05—22:20
6. Кузнецов 19:05—20:15
7. Тимошенко 19:05—20:15
8. Сафонов 19:05—20:15
9. Тимошенко 20:50—22:20
10.Жуков 20:50—22:20
11.Буденный 20:50—22:20
12.Мехлис 21:55—22:20
13.Берия 22:40—23:00
Совещание закончилось 23:00.
************************
- Ровно через пять часов авиация Гитлера бомбила Киев, Севастополь, Житомир, Каунасс и другие города Советскоо Союза.
- Вооружённые силы Германии и её союзников по всему  фронту, - от южных окраин до северных, - перешли границу СССР.
Началась Великая Отечественная Война.
******
Великобритания. Лондон.
- Рано утором 21 июня 1941 послу СССР в Лондоне В. М. Майскому неожиданной позвонил Стаффорд Криппс – посол Великобритании в Москве, который  срочно был вызван на Родину и попросил встречи с послом Майским. При встрече сообщил важную новость:
- «У нас есть заслуживающие доверия сведения, что германское  нападение на вашу страну состоится завтра, 22 июня, или, в крайнем случае, 29 июня. Гитлер всегда нападает по воскресеньям. Я хотел информировать вас об этом».
После того, как они обменялись краткими репликами по поводу этой новости, Криппс прибавил:
-  «Разумеется, если у вас начнется война, я немедленно же возвращаюсь в Москву».
   После встречи Майский отправил шифровку-молнию в Наркомат иностранных дел. На следующий день в 8 часов утра Майский узнал о нападении Гитлера на нашу страну. Около 11 часов по советскому радио было сообщено, что в полдень выступит с заявлением по радио нарком иностранных дел Молотов.
 Много лет спустя в своих воспоминания Майский писал:
-  «Когда я узнал о предстоящем выступлении, - первое, что пронеслось у меня в голове, было:
- «Почему Молотов? Почему не Сталин?
По такому важнейшему случаю нужно было бы выступление главы правительства. Однако я не придал данному обстоятельству особого значения. Выступление наркома иностранных дел произвело на меня хорошее впечатление. Оно вполне
соответствовало моему настроению. Я с нетерпением ждал каких-либо руководящих указаний от Советского правительства и прежде всего указаний о том, готовить ли мне в Лондоне почву для заключения формального англо-советского военного союза».
После начала войны с Германией послу СССР в Лондоне не было послано ни одного сообщения о его дальнейшей деятельности. Майский, как честный человек, патриот, не мог оставаться безучастным к судьбе своей Родины:
- «Я считал, что в годину великого бедствия каждый советский гражданин должен что-то сделать для своей страны. Из моих прежних разговоров с товарищами в Москве я знал, что вопрос о втором фронте является одним из важнейших в случае нападения Германии на СССР. Я решил сделать самостоятельно соответственный демарш. Но с кем говорить на такую тему?  По зрелому размышлению я пришел к выводу, что, пожалуй, целесообразнее всего первый демарш сделать перед Бивербруком. Лорд Бивербрук был в то время членом военного кабинета Черчилля и имел отношение к общим вопросам стратегии и ведения войны. Вдобавок за  предшествующие шесть лет у меня сложились с ним хорошие личные отношения. И я решился: на пятый день после начала германо-советской войны - я отправился в имение лорда «Черкли» и попросил Бивербрука поднять в военном кабинете Черчилля вопрос об открытии второго фронта во Франции. Дорд заверил меня, что Англия встанет не мешкая на сторону России, Вернувшись в посольство, я немедленно телеграфировал в Москву о разговоре с лордом Бивербруком. Никаких возражений против моей инициативы не последовало.
Молотов позвонил мне и, ссылаясь на сочувственное отношение Бивербрука к идее второго фронта, просил британского посла поставить этот вопрос перед британским правительством.
22 июня в 8 часов 30 минут утра, когда на моей Родина уже шла война, секретарь МИДа позвонил мне и просил меня быть сегодня у министра иностранных дел Англии Идена. В 12 часов дня я был у Идена. Он начал с расспросов о содержании речи Молотова.  Я его подробно информировал. Далее он заявил, что только сегодня утром  беседовал с Черчиллем и на основании этой беседы считает нужным заявить, что объявление  Германией войны Советскому Союзу ни в какой мере не меняет политику Англии, что ее действия в борьбе с Германией сейчас не только не ослабевают, но, наоборот, усилятся. Британское правительство готово оказать нам содействие во всем, в чем оно может, и просит лишь указать, что именно нам нужно. В частности, военная и экономическая миссии могут вылететь в Москву в любой момент для переговоров со Сталиным, если мы того пожелаем. Иден просил меня выяснить также, не нужна ли нам какая-либо помощь в морских делах?  Вообще, подчеркивал Иден, нам нужно только сообщить, что мы хотим, а Британское правительство постарается, поскольку это в его силах, исполнить всякое наше желание. Я ответил, что по понятным причинам не могу сейчас дать ответ на вопросы Идена, но обещал снестись с Советским правительством и после этого вновь его повидать.
Иден сообщил мне, что сегодня в 9 часов вечера премьер выступит по радио и выскажется в том же духе, в каком Иден только что сделал мне заявление.  Я заметил, что, учитывая слухи и разговоры,  которые в последние недели велись вокруг прилета Гесса, «мирной кампании» немцев в США и так далее, было бы хорошо, если бы Черчилль в своей речи ясно и определенно заявил, что Англия тверда в своей решимости вести войну до победного конца. Иден обещал переговорить об этом с премьером и добавил, что совершенно спокоен за позицию своей страны: ни о каком мире с Гитлером не может быть и речи. Затем я поинтересовался мнением Идена об американской реакции на совершившиеся событии. Иден ответил, что только вчера вечером имел длинную беседу с Вайнантом, который вчера прилетел из США на бомбардировщике, и в предчувствии того, что совершилось, как раз поставил
перед американским послом аналогичный вопрос. Со своей стороны Иден добавил, что, поскольку нападение Германии на СССР носит характер самой явной и оголтелой агрессии, реакция Америки должна быть более благоприятной для СССР и Англии, чем это имело бы место в других условиях. Далее Иден интересовался поведением Турции и Японии, но я не мог ему сообщить ничего нового. В заключение нашей беседы - я поставил Идену прямой вопрос:
- «Могу ли я сообщить Советскому правительству, что ни о каком мире между Англией и Германией не может быть и речи, что Англия не только не ослабит, а, наоборот, усилит свою энергию в борьбе с Германией и что Англия твердо будет продолжать войну?
Иден ответил:
- «Да, можете это сообщить».
Когда я прощался, Иден в раздумье произнес:
- «Это начало конца для Гитлера».
Я ответил:
- «Война делает повороты всемирно-исторического значения».
********
СССР.
За 28 часов до войны - Сталина немного успокоила информация Майского. Вождь поверил, что если война будет завтра, то:
- Начальник штаба вооружённых сил Британии сэр Диллон прилетит из Лондона в Москву в самом срочном  порядке, и поделиться военным опытом войны с Германией;
- Будет отправлена военная миссия для передачи РККА  практический опыт войны с Германией, причем данная миссия сможет отправиться по воздуху без посадки из Англии в СССР через Швецию;
- Посол Криппс договорится с соответствующими инстанциями о столь же срочной посылке к нам экономических экспертов в целях налаживания хозяйственной координации между обеими странами. Люди, которых в данных условиях послала бы Англия, были бы людьми «первого ранга», могущими решать большинство вопросов на месте;
- Британское правительство не допустит никакого промедления в оказании СССР той помощи, на которую оно будет способно».
*********
Резюме:
Британская помощь несколько запоздала. Настоящая реальная англо-американская помощь пришла, с открытием  «Второго фронта», только на третий год войны СССР. У Сталина в 1941 году било только три надёжных союзника: "Армия, Флот и Русский народ".