Пролог

Алла Коркина
ЗАВЕТНЫЙ ВЕНЗЕЛЬ

                Стансы Пушкину
               
I
Дитя величия России
На сердце вензель, Пушкин, ты.
Так на балу средь суеты
Проступят на морозной сини
Инициалы, тем явив
Признанье тайное в любви.

Руси боярской, древней отпрыск
И царской Африки своей,
Ты – знак таинственных путей,
Петра наследство – судеб оттиск,
Код будущего, но шутя
Живешь, поэзии дитя.

Тебя сошлют за вольнодумство
На юг, где армия стоит
И гул побед еще с ней слит
От первых ласк, любви безумства,
Друзей, успехов, мишуры –
В безвестность, в глушь, где нет игры.

Ты в Бессарабии цветущей
Хандрил, влюблялся, умирал…
И на дуэлях нрав смирял,
Озорничая в райских кущах,
Не знающий своей судьбы
Средь пестрой, неродной толпы.

О, если б знать, что все во благо
Для гения – и глушь, и шторм!
Все для души взрослевшей корм,
Чтоб словом напоить, как влагой
Господь кропит свои сады…
Не знал и клял на все лады.

2000       

1812 год…. Прошло 200 лет с тех пор, как Молдавия по Бухарестскому договору была освобождена от турок и присоединена к Российской империи. Треть её населения издавна была славянской, ещё в армии господаря Штефана Великого воевали славянские воины, с Дмитрием Кантемиром ушли в Россию не только молдаване.
Православная Молдавия стала бурно развиваться в огромной империи.
Кишинёв – в ту пору заштатный губернский город – был, тем не менее, городом театральным. Театр здесь обожали, и стоило приехать итальянской опере или артистам балета из Петербурга, как жизнь преображалась.
Выступления знаменитостей происходило в зале Дворянского собрания.
Ещё в 1812 году командующий русской армией в Кишинёве граф Милорадович пригласил из Петербурга «мастеров танца», а вскоре и сосланный сюда за вольнодумство поэт Александр Пушкин танцевал на балах с молдавской боярышней Пульхирицей Варфоломей и был очарован её красотой, а также умением танцевать модную мазурку.
Кишинёв, в который столько труда вложили и его мэр Шмидт, и русский архитектор Бернадацци, был чистым, ухоженным, с домишками бедноты по его окраинам, с виноградниками. Из этих домишек вышла в мир Мария Чеботарь, а в юности просто Мария, которая пела в церковном хоре Березовского, а потом в неё влюбился ведущий актёр русской труппы Вырубов и увёз в Европу, навстречу всем бедам и победам судьбы мировой звезды. И кто бы мог знать, что в 90-х годах ХХ столетия молдавская писательница Вера Малева напишет о ней замечательный роман «Реквием по Марии», а позже в Кишинёве будет издан фотоальбом, где автор Аурел Данилэ ярко и обстоятельно расскажет о её трагической судьбе.
Здесь в первой половине ХХ века гастролировал великий Фёдор Шаляпин, жила примадонна оперной сцены Большого театра Лидия Липковская. На улочке, которую позднее назвали его именем, жил знаменитый силач Иван Заикин. Здесь в русском ресторане пел Пётр Лещенко, в Петербурге училась балету у Ольги Преображенской Ольга Плэмэдялэ..
Здесь жили поэты, которые позже стали знаменитыми – Николай Костенко, Емилиан Буков, Георге Менюк.
И все-таки город оставался обыкновенным уездным городом, в котором не было ни оперного театра, ни драматического, ни академии наук, ни университета. Он был небольшим, уютным, утопал в зелени, провинциальным.