Миры Сумрака и Астрала

Владимир Нечаев
Есть два очень похожих по сути произведения, написанных почти в одно и то же время. Если Лукьяненко писал свой «Ночной дозор» в январе-августе 1998 года, то «Астрал» Афанасьева был закончен в апреле 1999 года. Место создания романов, если это имеет значение – Москва. Что-то подвигло авторов написать такого рода городское фэнтази, как уже потом начали называть. Всё таки не фантастика – а фэнтази, где главные действующие лица – маги и волшебники, а городское – потому, что романы как бы о нашей жизни, о том, что может быть, существовать, происходить в нашем мире, рядом с нами, в наше время. Просто достаточно сделать допущение, что мы просто чего то не знаем. А ведь и на самом деле, если разобраться – мы многое не знаем. И не потому, что не хотим. Информации море. И люди разные. Есть такие - что верят в «магию». Просто никто специально вам не будет это рассказывать, обучать. Мало кто об этом знает и мало кто говорит, но что-то такое необычно е в мире всё-таки есть.

Сейчас всё незримое, необычное принято называть эзотерикой. За последние сто с небольшим лет эта «наука» развилась очень сильно, пытаясь описать необычно с чем некоторым людям приходится сталкиваться. При всём при этом, рядом с нами живут экстрасенсы, ясновидящие, люди, которые как и в давние времена, называют себя колдунами и ведьмами. Получается, что всегда были люди, одарённые сверхспособностями, да или просто такие «ведуны» которым были доступны тайные знания, передаваемые из поколения в поколение устно. Кто-то из таких людей помогал кому, кто-то вредил, кто и помогал одним и вредил другим одновременно, преследуя свои тайные ожидания, испытывая любовь к занятиям «магией».

Глупо отрицать, что нет чего-то таинственного, незримого, но в то же время существующего и влияющего на нашу жизнь. Ещё не давно люди верили в чертей, боялись грешить, чтобы не попасть в ад. Сейчас всё немного по-другому. Вера поменялась или расширилась, переплелись религии. С доступностью информации, стало возможно изучить все религии мира и найти что-то общее. Дополнить и укрепить веру в законы жизни или наоборот отвернуть людей от веры. Много в современном мире стало  атеистов. Почему бы людям не утрачивать веру, если нет явных доказательств существованию тайного и не явного? Многие проживают свою жизнь и не сталкиваются с тем, что не явно, то есть с тем, что нельзя увидеть и почувствовать. Поверить же в то, что некоторые видят и чувствуют - тоже дело не из лёгких. Кто-то верит, кто-то нет, да и шарлатанов много. Это не увеличивает веру. Поэтому многие считают, что ничего кроме материального мира не существует.

При уровне современных научных знаний утверждать, что кроме класических законов физики ничего не существует – ошибочно, утопично.  Существует масса приборов, которые могут регистрировать невидимое. Так, например, можно преспокойно сделать снимок ауры в любом крупном городе, снять высокоскоростными камерами любые события, просматривать их замедленно и открывать для себя мир по новому. К сожалению или к счастью – наши органы чувств передают только часть информации в мозг, а далеко не всю. Даже больше того, скорее всего мозг отфильтровывает большую часть информации, чтобы не перегружать нас. Например, есть такой опыт, что под гипнозом, человек может процитировать текст с газеты, которая висела на расстоянии пяти метров в комнате в которую его на несколько секунд завели.  Говорит само за себя. Если ещё учесть, что мозг активен только на десять процентов и то, что есть масса методик, чтобы развивать свои органы чувств, чем занимаются те же йоги, то можно и задуматься.

В итоге, мне видится, что писатели фантасты – не такие уж фантасты. Параллельные миры существуют. Тот же астрал. Не в такой, конечно степени, как написано в художественных произведениях, но существует в какой-то степени  и авторы пытаются с помощью «зримых» красок – доступных пониманию образов, описать этот невидимый мир. По эзотерическим учениям человек состоит из нескольких тел и одно из них астральное. Существует мнение, что во время сна мы как раз попадаем в некий астральный мир, откуда и пришли и существуем там. Так что лично я верю, что на определённых частотах, которые не доступны нашему восприятию – существует этот невидимый мир, а может быть и не один, а как интернет – представляет собой массу миров, которые объединены в сеть.

Если говорить о мире, созданном фантазией Романа Афанасьева, то такой мир видится более реальным. Конечно, я не видел в метро или на улицах Москвы людей, почивающих среди бела дня, таких как бы магов, которые зашли в астрал, но как знать – может они существуют? Если их немного, то и заметить их не такое просто дело. Многие же просто могут дома этим заниматься – отключать сознание от нашего мира. Вообще понятие об астральных путешествиях – существует и в эзотерике. Как бы во время транса – это как бы сна, но в бодрствующем состоянии сознания – некоторые люди умеют путешествовать «не выходя из дома». Есть факты, рассказывающие об этом, записи таких людей об их путешествиях.

Думаете чем монахи в храмах занимаются или шаманы в далёких племенах? Они попросту подсматривают за нами, до конца не понимая как устроены наши города, что такое транспорт. У тех же, кто смотрит  телевидение, слушает радио или пользуется интернет, у тех, кто общаются, читают книги – есть мнение, куда они попадают. Может они и не хотят этим делиться. Как знать? Очевидно, что мир по которому они путешествуют – похож на наш. Может это и есть наш мир. Но может это копия нашего мира? Может и смещённая во времени. Таких миров может быть сколько угодно много - как копий Земли, так и миров других планет солнечной системы, так и миров планет других звёздных систем. Не изучены ещё чёрные дыры.  А что если мы сами находимся в чёрной дыре, и через неё возможны переходы в другие видимые физические миры, но мы пока не умеем это делать. Или умеем, но возврата нет или уже не хочется обратно возвращаться. Не разгадана тайна сна, да и возможно никогда не будет разгадана. Может это и есть – паралельные миры, в которые мы попадаем? Может они и создаются нами? Где то читал, что есть зона головного мозга – блокирующая доступ «туда». Зрительно очень напоминает формой птицу.  Не это ли птица счастья «феникс», знакомая нам по сказкам?
Что же касается Астрала в произведениях фантастов, то в астрале Афанасьева маги могут создавать свои миры – сферы – места, такие как им нравится и приглашать туда в гости других. Сумрак же Лукьяненко – сам по себе. Можно на мгновения исчезать из реального мира и входить в сумрак, чтобы что-то лучше увидеть или куда проникнуть. Телепортироваться в сумрак можно прямо в одежде и с вещами какими нужно. Даже машину можно засунуть в сумрак и ездить на ней там. В реальном мире будет похоже, что машина как бы телепортировалась из одного места в другое. Причём время в сумраке бежит немного по-другому. Тем не менее, не как угодно. Чтобы перемеситься из одной точки земного шара в другую - нужно открывать порталы. Не все это умеют. Нужно иметь нужный уровень магии и достаточное количество энергии. В чём похожи произведения Лукьяненко и Афанасьева – это в том, что маги имеют уровни, управляют энергией, которая черпается из людей или из талисманов-артефактов, заряженных энергией. И вот откуда у двух писателей, примерно в одно и то же время, выходят из под пера такие похожие романы-миры?

Самое интересное в том, что в чём-то эти миры схожи. Откуда же авторы подчерпнули информацию для игры своей фантазии? Не всё в фантастике полёт мысли. Художественная литература жёстко опирается на реальный мир, на то, что в мире допускается людьми. Другая литература не нужна. Она не может возникнуть или будет похожа на бред и, её невозможно будет читать. Писатели, которые создают полноценные произведения – это здоровые люди, которые расставляют информацию, присутствующую в мире сегодня и сейчас по полочкам. Они пытаются донести до нас новые знания, находя их и вплетая в свои романы, согласно жёсткой логике. В романах всё взаимосвязано. Задача автора привлечь внимание как можно большего числа читателей, и достигают они это тем, что заставляют себя постоянно опираться на существующие факты и правдоподобные теории.
 
Из этого всего я хотел бы сделать вывод, что что-то на подобии Сумрака или Астрала существует. Возможно, что тот параллельный мир – имеет совокупные черты тех, что описаны в романах. Хочется верить, что писатели в свои творческие планы включают описание и действия героев в похожих мирах и в будущем, мы сможем себе представить более полно, что же такое «тот» параллельный мир, откуда мы пришли, куда мы попадаем во время сна, «тот» в который мы попадём после смерти.

Нечаев В.
14 июня 2012 года
Москва