Осенняя лирика дубровенской земли 2011

Днепровка
ЛІРЫКА ВОСЕНІ 2011

Моя Беларусь

Планета Земля. Она велика.
Но сердцем ты тянешься сразу
Туда, где родные лес, поле, река,
До боли привычные глазу.
Моя Беларусь. Ты такая одна,
Об этом с любым я поспорю,
Такая у глаз твоих глубина!
Такие кругом просторы!
Пускай где-то есть Лиссабон и Мадрид,
Рим, Амстердам, Варшава,
Но сердце мое чаще стучит
От слов Минск, Дубровно, Поставы.
                Ольга БАРАНОВА


Моя осень

Лето разноцветною косынкой
Мне махнуло, будто торопясь,
И уж осень белой паутинкой
Прилетела тихо, неспросясь.
Скатерть-самобранку расстелила,
Все богатства щедро раздала,
Листья в хороводе закружила,
Птиц лететь собрала в дальние края.
Да, прекрасна осень, я не спорю,
Но не греет душу мне она
В лете я всегда была с тобою,
В осени осталась я одна.
Лист осенний желтый, словно золото,
В небе кружат стаи журавлей,
Без тебя тоскливо мне и холодно
В одинокой осени моей.
                Любовь МАКАЕВА,
                пенсионерка, д.Калиновка


Прощание с малой родиной

Озеро. Отчизна. Две недели.
Вот и все. Пора в обратный путь.
Что-то мы чуть-чуть недоуспели,
Что-то недомолвили чуть-чуть.
Вроде бы пришла пора прощаться,
Но, увы, мы не находим фраз,
Тех, что помогают расставаться
Людям, расстававшимся не раз.
Так и разбежимся под молчанку.
Под небрежно-бодрое: «Пока!».
Но однажды вздрогнет спозаранку
Дом от телефонного звонка.
Голос будет слышен еле-еле,
Все же ты сумеешь разобрать:
«Озеро. Отчизна. Две недели…»
И все то, что не смогли сказать.

***

Друг! Судьба не терпит кривотолков,
Мудростью житейскою строга:
Лучше быть для Родины иголкой,
Чем мечом на поясе врага.

***

Песочные часы – волшебник жизни.
В сосудах двух и радость, и тоска.
Мечты – вверху, а прожитое – в нижнем
Вершится горкой падшего песка.
Не удержать песочные мгновенья.
Запас все меньше, все короче путь…
Как хочется дождаться повторенья,
Но некому часы перевернуть…
                Константин КОРНЕЛЮК,
                г. Витебск


Скупая лиса

Скупой теряет все, желая все достать,
Чтоб долго мне примеров не искать,
Хоть есть и много их, я в том уверен
Да рыться лень: так я намерен
Вам басню рассказать.
Однажды звери на опушке
Сыграть решили в карты.
«Ига на деньги быть должна» —
Сказала хитрая лиса.
С тем согласились все и начали играть.
Лисице удалось сейчас же банк сорвать.
Ей бы уйти от карточного пня
Да, этого ей было мало,
Она хотела больше, больше
И вдруг проигрывать взяла,
Спустила вмиг добычу всю,
Еще и зайцу задолжала.
                Артем МАШКИН,
                ученик 9 класса средней школы №1 г.Дубровно


Волк и заяц

Однажды Серый Волк спросил у Зайца
—Ну, почему, Косой, мне не везет?
Я за добычей не могу угнаться,
Сноровки, скорости былой не достает.
Косой на Волка посмотрел: убогий,
Худой и жалкий, и свалялась шерсть…
А жил когда-то на широку ногу,
Грозил соседей с потрохами съесть.
Выл беспардонным, злым и, ради смеха,
Гонял по лесу всех, кто послабей,
А нынче сдал и даже с морды съехал,
Ну, не узнать волчару, хоть убей.
Ответил Заяц, усмехнувшись криво:
—Что ты хотел? Года свое берут.
Ты прожил их богато и красиво,
А доживать бомжом придется тут.
Всех нас, зверей, известно, кормят ноги.
А силы нет — ложись и помирай.
Ну, что молчишь, бандит с большой дороги?
Тебе билет заказан и не в рай.
Жалеть тебя в лесу никто не станет,
Об этом смолоду не постарался ты.
Готовит смерть тебе худые сани,
А, значит, Волк, — хана тебе, кранты.
Хотел заехать в ухо для расплаты
И отомстить за заячий весь род,
Но лишь вздохнул: не стоит пачкать лапы,
К тому же немощных никто не бьет.
Мораль у этой басни есть, конечно —
Получишь старость ту, что заслужил.
Здесь Волком был. Там можешь быть Овечкой…
Бог видел все. И все определил.
                Ирина МОЛЧАНОВА


Загадочная гостья

Отгадай загадку
И ответь ты нам:
Что за чудо гостья
Бродит тут и там?
Дни чуть-чуть короче,
В школу ходишь ты.
Листья позолочены,
Спелые плоды.
Рыжая-прерыжая
В парке шелестит.
С журавлиным криком
В гости к нам летит.
                Оля ЧЕМУРАКО, 7 класс, п.Осинторф


Эта осень…

Возмущаясь осени законам,
Всем ветрам и всем дождям назло
Зацепился мокрый листик клена
Жёлтою ладошкой за стекло.
Не упавший наземь, не растоптан,
Не сметён, не убран, не сожжен.
Он пока что гость случайных окон,
Хоть уже от жизни отторжён.
Что ему от этого немножко?
Жизнь ли, смерть ли -
На все Бог судья.
Но упрямо держится ладошка
За прозрачный холод бытия.
                Константин КОРНЕЛЮК, г.Витебск


Сердцу милые места

Вот и милая деревня —
Край до боли дорогой.
Я сюда стремлюсь всем сердцем
Навестить свой дом родной.
Речка мелкая струится,
На лугу пасется скот.
По реке плывут мальчишки,
Смастерив нехитрый плот.
Хорошо им на приволье,
Нету никаких забот.
А на речке им раздолье:
Солнце! Молодость! И плот!
Вот знакомые домишки,
У забора — старики.
Кое-где лежат дровишки…
—Добрый день вам, земляки!
Здесь в моей родной деревне
Дочь сестры моей живет.
На крыльце меня встречает,
Погостить, зайти зовет.
Как случится, приезжаю
В край родимый, дорогой.
Здесь я сердцем отдыхаю,
Отдыхаю здесь душой.
                Александр МОРОЗОВ, г.Дубровно


На перроне

На перроне пустом у вокзала
Ветер гнал, разметая листву.
Бабье лето тихонько скучало,
Старый тополь склонил голову.
Все картины знакомы и близки.
Я спешил мимо них много раз,
Так же в сквере стоят обелиски,
Тем, кто жизнь свою отдал за нас.
Лето милое, осень печальная,
Звонкий говор весенних ручьев…
И зима — моя грусть хрустальная —
Время сказок и девственных снов.
Я любил вас за дивные сказки.
А в круженьях мирской суеты
Вы дарили мне яркие краски,
Вы в стихи превращали мечты.
Ветер кружит листвой как захочется…
В этой жизни я — тоже листок.
У порога моя осень топчется…
Что я сделать успел? Что не смог?
                Андрей ПОДРЯДЧИКОВ, Орловичи


Журавлиный монолог

Жизни, друг, сверх меры не добавить,
Но зато — и в этом благодать —
Накопилась жизнью наша память:
В ней никто не должен умирать,
В памяти плохого не случится,
А скорей совсем наоборот,
Снова в окна вишня постучится
И обедать мама позовет…
Оглянись! Черпни былое горстью
И останься с ним наедине…
Журавли летят всего лишь в гости
И домой вернутся по весне.
                Константин КОРНЕЛЮК, г.Витебск


Настроение

Сквер разделся, листья сбросил,
Они к ногам легли ковром.
Вошла сегодня в город осень
Холодным ветром,
Проливным дождем.
Зонтами все отгородились,
Укутались в тепло шарфов,
И краски осени размылись
В спешащем шорохе шагов.
И тучи ниже, день короче,
Солнца луч, как редкий гость
Теплом своим встревожит душу,
А после только резче грусть.
Тепла так хочется и света,
Еще листвы, еще цветов,
Неярких солнечных рассветов
И тишины грибной лесов.
                Елена КОРСАКОВА, г.Дубровно


Маё жыццё

Адпрацавала 40 год
І ў дадатак два…
Недзе там згубілась
Маладосць мая.
Рукі састарэлі —
Цяжка ім рабіць.
Як раней не хочуць
Ножанькі хадзіць.
Працавала ў полі,
Трактары гулі,
А грамчэй за трактар
Спявалі салаўі!
Разам з салаўямі
Я сама спявала:
Радавалась сонцу,
Што нас сагравала.
Дзе ж вы, тыя спевы?
Дзе ж вы тыя весны?
Усё прайшло так хутка,
Як улетку росы…
Век свой дажываю,
Узгадваю былое,
Сэрца шчэміць горка,
Што жыццё малое.
                Ніна Мікітаўна ПЯТРОВА, 85 год, в.Юкава


Шепот зимы

Незаметно промчалась осень,
За окном откружилась листвой.
Вновь зима все снегами заносит
Навевая холодный покой.
На стекле тонкой кистью узоры
Расписал шаловливый мороз
Да из инея бросил узоры
Он на плечи продрогших берез.
                Мария ДОЛГОПОЛОВА, п.Осинторф


Земная красота

Люблю дорогу полевую,
Разноголосье птиц над ней,
Полоску леса голубую
Над краем бархатных полей.
Все здесь красиво, величаво —
Сама земля и все на ней,
И, кажется, что здесь начало
Прекрасной Родины моей.
                Н.МИХАЙЛОВ, г.Дубровно


С Днем Матери!

Природа нарядилась
В золотой кафтан,
Готовится торжественно
Поздравить наших мам.
И листья для букетиков
Рассыпала вокруг,
И птицы задержались
И не летят на юг.
Ветер в вальсе праздничном
Листву в саду кружит.
«С Днем Матери! С Днем Матери!» —
Каждый листок шуршит.
Любимая и нежная,
Родной мой человек!
Счастья тебе безбрежного
На долгий-долгий век!
                Юлия ЧЕМУРАКО, п.Осинторф


Любимой маме

Как заклинанье, в мыслях повторяю:
Тебя на свете лучше и дороже нет.
Ты, мамочка моя родная,
Мой самый добрый и любимый человек.
Я самой лучшей дочкой стану,
Я все сумею, все смогу.
Любовью, теплотой, заботой
Я твои будни озарю.
Чтобы ты, родная, не болела,
Не знала бы душевных мук.
Чтобы сердце радовалось, пело,
Улыбка не сходила с губ.
Я тебе, родная, обещаю,
С тобою рядом быть всегда.
Вновь и вновь молитвой повторяю:
«Мама, милая, я так люблю тебя».
                Валерия АВДЕЕНКО,
                ученица 7 класса средней школы №1 города Дубровно


Дзве крыніцы

Дзве крыніцы, дзве крыніцы
На маёй старонцы:
Адна — з чыстаю вадзіцай,
Друга — з песняй звонкай.
Б’е з зямлі адна такая
Пырскі-блескі рассыпая,
Уся халодная такая,
Добра смагу наталяя.
А другая ажывае,
Калі свята завітае,
Песняй-птушкай узлятае,
Як зайграе сонейка
На сваім гармоніку.
Ля адной ў спёку добра.
Ля другой — у свята.
Як прыемна, што ў Дуброўна
Ёсць крыніц багата.
Можна смагу наталіць,
Можна рану загаіць,
Адпачыць душою,
Зачарпнуць настрою.
Дзве крыніцы, дзве крыніцы
На маёй старонцы:
Адна з чыстаю вадзіцай,
Друга — з песняй звонкай.
                Ганна ДУДАРАВА, в.Ланенка


О годах…

Пестреет лужок полевой,
Покой здесь ничем не встревожен…
Что смотришь так, мой дорогой?
Да-да, я не стала моложе.
Бегут, проплывают года.
Приходится с этим считаться.
Так было и будет всегда,
Земля пока будет вращаться.
Не стоит об этом жалеть,
Пока что года нам не в тягость.
Ведь жить — это значит гореть
И светом отпугивать старость.
По осени блекнет лужок.
А старость, коль к нам подкрадется,
Рука твоя знай, мой дружок,
Всегда на мою обопрется.
                Людмила ИВАНЕНКО, п.Осинторф


Калыханка

Вось і ночка наступае.
Засыпай хутчэй, малая.
Люлі-люлі, люлі-люлі
Ты кладзіся ля матулі.
Па дарожках ночка ходзіць,
На маленькіх сон наводзіць.
Вось і ты кладзіся спаці
На бачок бліжэй да маці.
Ты заплюшчы свае вочкі,
Як у лялькі, у куточку.
Люлі-люлі, люлі-люлі
Засыпай каля матулі.
                Яўгенія КАРТАСАВА, п.Асінторф


Гораду В.

Ты пакліч, пазаві мяне, родны Віцебск.
Ўсімі думкамі я побач з табой.
Няхай шлях да цябе не блізкі,
Я заўсёды вярнуся дамоў.
Усміхнуся тваім праспектам агністым
І заплачу ля родных дзвярэй.
Толькі ты дачакайся, сустрэнь мяне,
дзяцінства калыска!
Майму сэрцу нічога няма за цябе даражэй.
                Ганна КАЦІКАВА


Беларусь моя родная

Беларусь моя родная —
Родина моя.
Здесь я родился и вырос,
Здесь моя семья.
Все поля, леса родные
Заменить нельзя.
Речка, что течет в низине —
Родина моя.
В мире много стран прекрасных,
Городов, полей,
Но прекрасней Беларуси
В мире нет моей.
Я люблю свою природу:
Все леса, поля.
Беларусь моя родная —
Родина моя.
            Артем МАШКИН,
            ученик 9 класса средней школы №1 г.Дубровно


Осень

Вот и лето прошло,
Отшумели деревья.
Я взглянула в окно —
И глазам не поверила,
Все: деревья, земля —
Запылали пожаром.
Ну, а птицы, спеша,
Закружили над садом.
Осень землю укрыла
Одеялом надежно —
Чтоб она не остыла,
Чтоб она не замерзла.
                Карина МАЛАХОВИЧ,
                ученица 7 класса средней школы №1 г.Дубровно


Чаму?

Чаму нам сёння так нялёгка жыць?
А ўспаміны клічуць журавамі…
Туды, дзе птахам маладосць ляціць,
Дзе мара ледзь абрысы набывае.
Чаму так гне да долу груз турбот?
Чаму пагляд і стомлены, і цьмяны?
Чаму я паўтараю як удод:
“Няма таго, што сэрцу так жадана”.
Шукаю, дзе мне адпачыць душой
І паляцець да зорак без прыпынкаў,
Каб зноўку стаць гарэзлівай такой,
Шчаслівай, бесклапотнаю дзяўчынкай.
Усё: мроі, час назад не павярнуць,
Як ліст апалы не вярнуць на дрэва—
Ён абляцеў, пад снегам каб заснуць
Пад белыя мяцеліцы напевы.
І людзі ўсе падобны на лісты,
Жывуць, каму і як наканавана.
А час ідзе і спальвае масты
У маладосць да мар неспадзяваных.
Змяняе ўсё такі няўмольны час,
Змяняюцца і звычаі, і мода,
І твар, і постаць, нават голас наш…
Бо і ў жыцця ёсць, пэўна, поры года.
І мы, бясспрэчна, падуладны ім.
Вясна — дзяцінства. Лета — час юнацтва.
Увосень — сталасць мар рассее дым,
Узімку — старасць будзе набліжацца.
Колазварот жыцця, колазварот…
Няпроста жыць, бо на парозе — восень.
І ўсё ж я паўтараю, як удод:
“Хвала Усявышняму за тое, што ўдалося!”
                Ірына МАЛЧАНАВА


Молитва

Матерь Божья Пресвятая!
Помоги нам, умоляю.
Помоги, как никому,
Мне и сыну моему.
Обрати свой светлый лик
И в последующий миг
Протяни святые руки
И облегчи мои муки.
Дай дитя мне к изголовью!
Жизнь дай и дай здоровье
Нам обоим, нам двоим!
Припаду к стопам Твоим
Я с молитвою горячей:
“Сделай ты беду незрячей,
Чтоб она в который раз
Обошла счастливых нас”.
Матерь Божья, помоги,
Нас с дитем убереги,
Отведи от нас заразу
Злого умысла и сглаза,
Чтоб у детской колыбели
Матери лишь песни пели.
Заслони от всяких гроз,
Защити от горьких слез.
Пресвятая Матерь Божья!
Ты должна меня понять.
Умоляю на коленях
Ниспошли благословенье,
Отведи ты все ненастья,
Материнского дай счастья!
                Людмила УГОЛЬНИКОВА, п.Осинторф


Учителям

Ни дня покоя. О себе забыв
Ведете души детские вперед,
И нет у вас одной минутки лишней,
А есть у вас тяжелый груз забот.
С вами ясно и светло.
На душе всегда тепло.
И простите, если в срок
Был не выучен урок.
Ваше дело — святая кузница
Воспитания детских душ,
Пусть сегодня на всех улицах
В вашу честь играют туш!
                Янина РЫБАКОВА,
                ученица 11 класса средней школы № 2