Лабиринты Кенигсберга. Предисловие

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
Внимание!  Копирование, сохранение  на жестком диске или иной способ сохранения произведений осуществляются пользователями на свой риск. Все ссылки  в электронном варианте, содержащиеся в произведении, принадлежат своим законным владельцам (авторам, переводчикам, издательствам). Все ссылки на книги и статьи взяты из открытых источников и размещаются здесь только для ознакомительных целей. Публикация данного произведения не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов. Все авторские права сохраняются за правообладателем.


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Предисловие.

Начало приключений двух друзей - в повести "Житель горы Гальтгарбен": http://proza.ru/2012/01/28/474.

Отношение к сочинениям подобного рода может быть разное. Но одно бесспорно - они имеют право на существование. И пусть каждый решает сам для себя - какой урок извлечь из прочитанного, какими выводами обогатить свой духовный мир. Советую лишь одно: не делать поспешных заключений, не ограничиваться первой попавшейся мыслью. Признак поистине научного суверенного человеческого мышления - это способность подвергать собственное убеждение постоянной проверке, это - открытость к новой информации, это - готовность отказаться от прежних воззрений в случае появления новых фактов или новых способов объяснения уже известных истин. Я. Вейш.

Наверное, о каждом человеке можно было бы написать роман или повесть, в крайнем случае, рассказ.
С любым из нас хоть раз в жизни происходили невероятные события, а некоторые люди их просто притягивают к себе и порой не знают, как избежать приключений, которые так и валятся на голову. Некоторые же, наоборот, ищут себе приключений сами, как писал Мичурин, «не ожидая милостей от природы». Они, презрев мирный труд и сидение у телевизора, отправляются в поход на поиски новых ощущений, приключений, впечатлений, знакомятся с новыми людьми, природой края и страны. Многие, в связи с открывшимися в последнее время возможностями, отправляются «дикими» туристами изучать другие страны матушки Земли. История, которую хочу рассказать, стала мне известна не от самих участников. Скажем так – 70% написанного – переработка автором материалов, доставшихся ему от героев, остальное – творческая переработка материалов архивов, книг и газет. Чтобы избежать справедливых претензий, имена и фамилии в рассказе, а также некоторые факты изменены.

Автор при написании повести исходил из средневековой психологической традиции, которая гласит, что «Не имеет значения индивидуальное авторство: творец выступает как орудие в руках Божьих; он воплощает в своем творчестве реальность, независимую от себя самого, и потому не претендует на звание ее создателя». Вместе с тем автор не скрывает, что «смешал в одну кучу философские премудрости и такую невероятную чушь, что отсюда нельзя извлечь иного, кроме потерянного времени и бессмысленных расходов, если только многое из того, что я говорил ... не толковать и не принимать в метафорическом смысле», как говорил Филалет.

Вопрос о достоверности сведений, приведенных в книге, далеко не прост. Не случайно, что на одних и тех же вроде бы фактах делаются взаимоисключающие выводы. Это потому, что факты, дошедшие от древних эпох, разрозненны. Теория помогает объяснить факты и сама уточняется фактами. Трудность состоит не столько в том, что источников мало, сколько в том, что они отрывочны и противоречивы.(46).

Свидетельства лишь тогда заговорят в полный голос, когда они будут взяты во всей совокупности. Такая работа не по силам одному человеку, а потому и специалист, и любитель должны смириться с неизбежностью: знания наши ограниченны и относительны. Но резерв их пополнения практически неисчерпаем.(46).

В любой теме имеется исходный круг необходимых сведений, повторяющихся в разных концепциях. Именно таковым является ниже приводимый корпус письменных данных. Все они складывались в разных условиях и не зависели друг от друга. Их непросто "наложить" одно на другое. Но их так и надо воспринимать: проблемы и противоречия изначально заданы уже основным кругом источников.(46).

По общему правилу, свидетельства современников и очевидцев имеют наибольшую цену. Но они же часто и направляют на ложный путь. Генерал в штабе обычно лучше понимает то, что солдат своими глазами видит перед окопом. Непосредственное свидетельство не всегда самое верное. Историк и мыслитель могут вернее передать суть явления именно потому, что они сопоставляют разные сведения о нем, очищают от случайного. Даже хронологическая точность не обязательно сопутствует очевидцам.(46).

Память человеческая несовершенна, а взгляд на прошлое не всегда объективен, так как дается сквозь призму сегодняшнего дня.(40).

Нередко оказывается, что исправление какой-то частной ошибки талантливого писателя требует пересмотра всей устоявшейся концепции, новой проверки показаний многих источников.(46).

"Кто захочет, тот найдет много непреложных свидетельств. Нужно только чуть-чуть потрудиться, постараться понять, оценить и - сравнить, помня все время, что не бывает чудес, из ничего ничто не рождается, нет ничего непонятного, ничего сотворенного просто случаем или судьбой". (45).

"Так уж заведено, что искатели культурных ценностей, приступая к разработке той или иной версии, тщательно изучают историю объекта исследования. Не будем и мы отходить от этой традиции. Подобный экскурс в глубь веков искатели культурных ценностей совершают каждый раз, когда разрабатывается какой-либо версионный объект. Это... позволяет определить состоятельность той или иной версии, уберечь от напрасной траты времени и средств при проведении раскопок и дает возможность прогнозировать возможные последствия в выявлении подземных аномалий".(47).

Поскольку находки... все еще продолжаются, многие авторские версии и заключения следует считать лишь рабочими гипотезами, отправными точками для проведения дальнейших исследований. Хотелось бы надеяться, что большинство из них будет уточнено в последующих изданиях данной книги. Автор будет весьма признателен каждому, кто пришлет свои конструктивные замечания и пожелания. (47).

Автор и издательство старались сохранить подлинный дух документов - первоисточников. В тексте книги можно увидеть стиль монаха-летописца и боевой сводки, сухой канцелярский стиль статистических материалов и торжественно-приподнятый - победных рапортов и передовых статей. Это привело к неровности языка книги, но искупается духом подлинности, который автор старался сохранить.
При изложении исторических фактов вполне возможны разногласия и разночтения.
Не исключены расхождения между документальными источниками - в освещении фактов, тем более - в оценках. Мы дали наиболее общепринятые, проверенные факты.
Не все события, описанные в этой книге, общезначимы; некоторые из них имеют преходящее значение и могли бы быть опущены.
В то же время какие-то существенные события, возможно, не отражены здесь. Во всяком случае, мы будем благодарны читателям за высказанные замечания и учтем их в последующих изданиях.(34).

"Сей труд весьма несовершен, но каков есть, много подаст сведений до ныне малому числу людей известных, дополнить же и исправить легче, нежели собрать из нескольких десятков книг" – писала Императрица Екатерина II в работе "Записки касательно Российской истории".

В своей книге я попытаюсь поведать лишь о нескольких тайнах старого города, с которыми мне пришлось соприкоснуться лично в той или иной ситуации, иногда для меня понятной, а иногда совершенно недоступной трезвому объяснению. Именно в Калининграде я в свое время столкнулся с элементами мистики и поверил в то, что есть вещи, которые нельзя объяснить только правильными логическими построениями и умозаключениями, что некоторые явления надо принимать как данность, не пытаясь определить причины их возникновения.(55).

Как я уже говорил, "Не имеет значения индивидуальное авторство: творец выступает как орудие в руках Божьих; он воплощает в своем творчестве реальность, независимую от себя самого, и потому не претендует на звание ее создателя " – учит средневековая психологическая традиция.
Исходя из этого незыблемого постулата, автор и описал ставшие доступными ему материалы исследований и поисков двух друзей - кладоискателей, поставивших себе цель - найти спрятанные в военное и послевоенное время ценности.

В этой книге автор использовал материалы и архивные, и опубликованные в открытой печати. Основной упор сделан на открытые материалы, которые доступны каждому. С другой стороны, сделана попытка осмыслить те материалы, которые достались автору «в наследство» от друзей-кладоискателей. Материалов накопилось так много, что автор вынужден опубликовать сначала неполный вариант повести, так как вся повесть занимает более 2000 страниц.

Мы знаем понемногу о многом. Этим мы и опасны. Сегодня многим из нас как-то стало не до истории своей страны, своего народа, своих городов. Вместе с тем, без взгляда в прошлое, без осмысления минувших событий, нет настоящего, а тем более будущего. Это в первую очередь касается нас, жителей Калининградской области, бывшей территории Восточной Пруссии.

Автор не приукрашивает двух друзей-кладоискателей, а излагает их действия и мысли в исторической последовательности.
С другой стороны, по их просьбе, как уже говорилось, автор "смешал в одну кучу философские премудрости и такую невероятную чушь, что отсюда нельзя извлечь иного, кроме потерянного времени и бессмысленных расходов, если только многое… не толковать и не принимать в метафорическом смысле", как говорил Филалет.

Не забывал автор при написании повести и изречение Артефия: «Неужто ты в простоте своей подумал, будто мы изложим тебе ясным и внятным языком величайшую и важнейшую из тайн? Неужто ты готов принять слова наши буквально? Уверяю тебя, тот, кто станет толковать написанное в прямом и буквальном смысле, непременно заблудится в тупиках лабиринта и не выберется из него никогда, ибо не обладает нитью Ариадны, которая могла бы его направить и вывести на верную дорогу, так что любые труды его окажутся тщетными, а деньги будут выброшены на ветер».

Говоря иными словами, только при внимательном чтении и вере в подлинность написанного, можно отправиться по их следам и найти спрятанные сокровища, которые все еще находятся там.

Автор не претендует на абсолютную достоверность изложенных материалов, будет благодарен читателям за высказанные замечания и учтет их в последующих изданиях.

Использованы рисунки и фотографии из Интернета.

"Война не закончена до тех пор, пока не захоронен последний солдат"...

Всем павшим посвящается ...

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/14/1637