Я друга не предам

Зинаида Письман-Проза
Роме было 11 лет, когда умерла его мама. Отец Ромы - Петр Алексеевич, офицер служил то в одном, то в другом месте. Семья жила в Киеве. После смерти мамы, Рома остался жить с бабушкой Цилей Давидовной, матерью его мамы. Чтобы Роме не было так тоскливо, отец перед  очередным отъездом подарил ему  щенка. Это была самочка породы колли, шерсть на спинке песочного цвета, а живот и лапки белые, карие умные глаза  смотрели ласково и доверчиво. Собачку назвали Алисия. Она стала любимицей семьи. Алисия спала в спальне мальчика, около кровати. Когда Ромы не было дома, Алисия всюду ходила за бабушкой. Они вместе ходили в магазин или на р ынок. Алисия часто ждала Рому  у дверей  школы, и они ходили гулять на собачью площадку или в парк, вместе бегали и играли. Отец присылал деньги на содержание семьи, бабушка, Рома и Алисия жили дружно и любили друг  друга. Алисия была членом семьи.
Прошел год, и отец Ромы решил жениться, создать новую семью. Он служил под Одессой, влюбился в молодую девушку Наташу, голубоглазую учительницу из местной школы. Они встречались недолго и поженились. Отец решил забрать Рому к себе, чтобы жить одной семьей.
Петр Алексеевич и Наташа, так звали его новую жену, приехали в Киев рано утром,
Циля Давидовна радушно встретила Наташу и Петра Алексеевича. В прошлом Циля Давидовна тоже была учителем, и она обрадовалась, считая, что учитель всегда поймет душу ребенка. Зайдя  в комнату, где играл Рома, и лежала Алисия, Наташа случайно наступила на хвост собаки. Алисия завизжала от боли, Наташа остановилась и зло пнула Алисию ногой. Собачка  перевернулась, ощетинилась и укусила Наташу. «Ой, ой,- закричала Наташа, -  какая противная собака».
Рома подбежал к Алисии, обнял её и заплакал. Он плакал, обнимал и ласкал собаку, Алисия слизывала слезы со щёк мальчика. Петр Алексеевич подошел к Роме и сказал: «Как ты себя ведешь перед мамой».
«Никакая она мне не мама, она плохая, злая, злая, не хочу, чтоб она жила с нами, - сквозь слезы прокричал Рома.
Циля Давидовна старалась не замечать напряженности, которая возникла в семье:
- Давайте, ужинать, я  напекла булочки, есть варенье, сыр, что вы любите, Наташа?
- Я, прежде всего, не люблю ложь, вы и Рома меня ненавидите. Я вашу дочь не убивала. Я ничего вам не сделала – сказала Наташа и заплакала.
- Успокойтесь, Наташа, все наладится, и мы будем жить  одной дружной семьёй.
- Нет, нет, я её не люблю,- закричал Рома,- Она плохая, злая, чуть Алисию не убила. Не хочу Вас видеть, уходите, уходите.
Мальчик плакал, собака лаяла изо всех сил. В квартире стоял такой шум, что соседи по площадке открыли дверь. Петр Алексеевич надел шинель, взял чемоданы и сказал:
- Наташа, одевайся, едем в гостиницу, а там видно будет.
Они ушли, Циля Давидовна не знала, что теперь делать, как объяснить ребёнку, что он не прав и не может самостоятельно решать свою судьбу.
В доме все стихло.
- Как дальше жить? Нужно менять квартиру, у меня пенсия, на неё мы не проживём, - думала Циля Давидовна.
Утром пришел Петр Алексеевич и сказал:
- Ничего не меняйте, мы будем жить с Наташей в Одессе, на Рому буду высылать вам деньги так, что вам хватит.
Он ушел, даже не попрощался с сыном. Рома сидел и плакал, видно, больно было и тоскливо маленькому сердечку. Циля Давидовна подошла, обняла мальчика, и сказал:
- Давай-ка пойдемте гулять, купим мороженное и устроим праздник, что нам киснуть, как жили, так и будем жить.

Жизнь продолжалась.

Шли годы, рос Рома, и всё больше привязывался к Алисии, они были неразлучны.
Окончена школа, Рому призвали в армию. Алисия скучала, подходила к кровати Ромы и лежала там, нюхала вещи, подходила к Цили Давидовне и ласкалась о её ноги. Трудно представить, как животное может страдать.
Но вот окончена служба, Рома возвратился, но не один, а со своей женой Симочкой. Жизнь налаживалась, Рома и Симочка работали, Циля Давидовна хлопотала дома. У Симочки и Ромы родилась дочка Лидочка. Лидочка хорошенькая девочка, головка в кудряшках, любимица всей семьи: мамы, папы и бабушки.
Однажды, маленькая Лидочка играла с собакой, теперь уже взрослой и красивой Алисией, девочка сунула ручку собаке в рот. Собака, играя, чуть, чуть дотронулась до ручки ребёнка, как это она делала со щенками. Девочка испугалась, закричала и заплакала.
Симочка закричала:
- Рома, смотри, что делает твоя собака, ребенка, кусает
- Что ты, она играет и никогда не укусит Лидочку, успокойся, пожалуйста, -  сказал Рома.
- Ты собаку любишь больше дочери и жены.
- Что ты такое говоришь, у меня разная любовь и всех вас я люблю.
Симочке многое не нравилось, ей казалось, что в семье командует, как она говорила Роме, Циля Давидовна. В семье все чаще возникали скандалы. Цили Давидовне становилось все неуютнее и неспокойнее в семье внука.
Старшая дочь уже давно жила в Израиле, и она решила уехать. Не получилось у неё с Симочкой взаимной привязанности.
В стране в 90 годы не было стабильности, многие уезжали. Циля Давидовна уехала. Рома остался со своей семьёй. Но чувство одиночества и тоски по любимой бабушке не покидало. Ему казалось, что ушло из его жизни тепло и ласка бабушки, которая  заменяла ему маму, воспитывала и растила его одна. Не было той душевной теплоты, которая была раньше в семье.
Приходя с работы, он не мог найти себе покоя, чувство вины перед бабушкой не покидало, ему нахватало бабушкиной улыбки, её слов:
- Ну, что у тебя на работе, Ромушка?
И он начинал ей рассказывать о друзьях, знакомых, а она молча кивала и смотрела на него ласково, и на душе становилось легко и спокойно.      
Однажды, придя с работы, Рома сказал:
- Знаешь что, Симочка, я не могу жить без бабушки.
- Ха, ха, ха, ты что, Рома! Ну, живёт твоя бабушка в Израиле. Ей там хорошо, нам не мешает, не хозяйничает.
- Всё так, но я хочу поехать в Израиль, там бабушка, моя тетка, а здесь у нас нет никого, мало ли, что случится и помочь некому. Я напишу бабушке, и поедем, она будет рада.
Но всё получилось иначе. Лидочка заболела воспалением легких, болезнь осложнилась астмой, и врачи посоветовали поехать на море, в теплые края, поменять климат.
Рома и Симочка решили поехать в Израиль.
- Там тепло, ребёнка подлечим, там моя бабушка, - говорил Рома, - а квартиру не будем продавать, если не понравиться можно вернуться.

 Они уехали в Израиль.

Рома рад:
- Скоро, скоро я увижу свою бабушку.   
Симочка думает:
- Нет, нет, я не буду жить с этой старухой, отдам собаку, пусть живут.
Вот и Ашкелон, их  радостно встречает бабушка. Она седая, сухонькая старушка. Бабушка рада, наконец, она увидела своего Ромушку:
- Ой, как хорошо, что вы приехали, я ждала вас целых 2 года, дорогие мои Ромушка, Симочка, Лидочка и Алисочка.
Циля Давидовна снимала небольшую двух комнатную квартиру и состояла на учёте, в очереди на получение социального жилья. Рома со своей семьёй жили у бабушки месяц. Но надо снимать квартиру, жить в маленькой квартире тесно. Рома искал квартиру, ходил по городу, но хозяева квартир не хотели сдавать квартиру семье, у которой была  собака. Решили собаку оставить у бабушки, её хозяйка разрешила. Всё устроилось, Рома нашёл работу, Симочка сдала экзамен, подтвердила свой диплом и устроилась работать. Лидочка ходит в детский садик, всё хорошо в семье. Рома навещает бабушку, да и погулять с Алисией нужно. Симочке не нравится, что Рома часто остается ночевать у бабушки. Циля Давидовна стала часто болеть, давление повышалось, аритмия. Однажды ей стало совсем плохо, положили в больницу, и через несколько дней она умерла. Похоронили  Цилю Давидовну. Рома привёл Алисию к себе домой. Симочка устроила скандал:
- Рома  отведи собаку к морю, там кто-нибудь её возьмёт.
- Симочка, я не могу так сделать, это мой друг, я с ней всю жизнь живу.
- Рома, нас выгонят из квартиры, мы с хозяйкой не договаривались о собаке.
- Никто нас не выгонит, я ухожу на работу.
Рома  ушёл, а Сима взяла Алисию и пошла к морю. Она подошла к берегу моря, насыпала в  мешок камни, завязала на шее собаки и толкнула её в море. Собака поплыла, зацепилась за верёвку и стала тонуть. Сима быстро побежала домой, сердце стучало. Спасатели увидели, что тонет собака, и вытащили,  её на берег. Алисия лежала на берегу. Камни из мешка вывалились в море, это  помогло Алисии продержаться на воде, пока её не вытащили спасатели.

Алисия и Рома неразлучные друзья.

Рома закончил работу утром, он работал ночным сторожем - это была его вторая работа, и шел домой, думая отоспаться. Зайдя в квартиру, он очень удивился, Алисия не встречала его своим ласковым лаем. Симочка сидела за столом и кормила Лидочку.
Рома зашел, поздоровался, поцеловал Лидочку и Симу, спросил: 
- Где Алисия?
- Она убежала от меня у моря, - ответила Симочка.
- Как она могла от тебя убежать, не верю.
Рома быстро выбежал из дома. Он бежал и думал:
- Что могло случиться, чтобы  Алисия  убежала? Только бы её найти, где она может быть? Быстро шел Рома, почти бежал, а вот и место, где они гуляют. Он подошел близко к берегу моря. Алисия бегала у берега мокрая, растерянная, с верёвкой на шее, пустой мешок болтался, почти касаясь ног. Рома схватил Алисию, обнял, развязал верёвку, так они сидели, обнявшись. Рома плакал, а Алисия лизала  его лицо языком. Море шумело, волны набегали белыми барашками и исчезали, брызги блестели на солнце, и монотонный шум успокаивал их.
- Ну, что, моя дорогая, пойдём забирать вещи, найдем квартиру, и будем жить.
По дороге к дому, Алисия обсохла, успокоилась и весело бежала домой, Рома шел хмурый, печальный, все рушилось в его семье.  Вдруг, он услышал лай, Алисия повернулась, и Рома увидел девушку с собакой. Собака тянула девушку, а девушка  постукивала палкой и шла за собакой. Рома понял - девушка слепая. Он остановился, девушка с собакой подошла к ним, поздоровалась, спросила:
- Как пройти к остановке автобуса?
- Пойдемте, я  вас доведу.
- Я ослепла недавно, поэтому учусь ходить самостоятельно. Помогает мне моя собака Рекс. Он прошёл специальный курс подготовки собак по вождению, он мой друг и помощник, я ослепла после теракта и теперь учусь жить по-новому.
Они дошли до остановки автобуса.
- Давайте познакомимся, меня зовут Рома, а моего друга Алисия. Мы недавно приехали из Киева.
- Очень приятно, давайте, говорить на русском, вы ещё плохо разговариваете на иврите. Меня зовут Мая, мы приехали из Москвы, прошло уже семь лет. Я здесь училась в школе и была в армии. Но, вот случился теракт, и я ослепла. Учусь в школе слепых и стараюсь привыкнуть к новой жизни».
-А я ищу квартиру, мы с Алисией теперь остались одни.
- Если хотите, то можете  жить у нас, мы жили с мамой, но она погибла в теракте, а я выжила. Живу одна в трехкомнатной квартире, есть отдельный вход и одна комната рядом с кухней, если вас устроит, то могу сдать, мне будет веселее, и собаки подружатся.
- Я буду очень рад. Подождите меня на остановке, я возьму свои вещи, и поедем вместе.  Рома пришёл в квартиру, собрал вещи, написал записку. «Сима, мы разные люди, жить вместе не можем, я ухожу. Лидочке буду платить, сколько положено, помогать  вам буду материально и видеться с дочкой. Всего доброго, Рома, я позвоню». 
Рома взял вещи и вышел с Алисией из дома.
Солнце золотило, становилось всё жарче, Алисия радостно бежала к остановке автобуса. Рома почувствовал, что он молодой, здоровый, и всё у него впереди, быстро шагали они к новой жизни.