Один день Григория Борисовича - 23

Григорий Рейнгольд
Побежала матери хвастаться. Таня говорит из другой комнаты:
- Папе ещё долго работать, вы ему мешаете!
- Нам же тоже хочется с папой посидеть, мы его редко видим, хотя тоже имеем право!
- Папа устал просто, он зевнул, да и ходы вам возвращал, - говорит Маша.
Тут, наконец, Дашеньку с Настенькой таки спать отправили. И очень кстати. Передавали сообщение об отправке в Хорватию «голубых касок», миротворцев ООН то есть. Тут бы они спросить могли, зачем туда извращенцев каких-то посылают. Беда с этим телевизором, хоть вовсе детей к нему не подпускай! Так что же тут написано? Пожалуй, три икс плюс восемь. Тогда правильно. Что поставить? Вроде и ошибок нет, но очень уж грязно, неаккуратно написано, хотя, с другой стороны, и самостоятельно. Федоров всегда сам решает. Ладно, пять. Что там дальше?
- Теперь новости культурной жизни страны. Популярная певица Анна Стрельцова, выходит замуж…
В который раз?.. А, впрочем, это нам не интересно, ваша личная жизнь нас не касается, хотя есть такие чудаки, что помнят наизусть имена всех её мужей и даты свадеб и разводов. Что ж есть и такие, кто результаты всех футбольных и хоккейных матчей в своей голове держит. А зачем голову всякой чушью забивать?.. Эти мысли проносятся в его голове, но именно проносятся, не занимая её. А занимает её в первую очередь проверка тетрадей, стопка проверенных работ медленно растет. Девятый «Б» скоро закончится. Рекламная пауза перед новостями спорта.
- Мы заработали деньги для себя - мы заработаем их и для вас...
Какая то новая финансовая пирамида. Прошлым летом многие знакомые в МММ деньги вложили, надеясь на дивиденды высокие, да мало кто обратно получил. Григорий Борисович тоже вложить хотел, да нечего было. А одна учительница классные деньги вложила, что бы больше на ремонт класса получилось, потом со своей зарплаты восполняла... Интересно, ответ правильный, а выкладки почти все пропущены. Нет, такой номер не пройдёт! В математике не столько результат важен, сколько процесс. Этот пример не зачту, тройка.
- Гали-ина Бланка буль-буль, буль-буль...
Ещё тетрадь.
- Дирол - лучшая защита от кариеса...
- Папа, так что всё-таки лучше, Дирол или Орбит? - это опять Даша, зашла отцу спокойной ночи пожелать.
- Большой разницы нет.
Новости спорта начались. Что такое, две абсолютно одинаковые работы, всё правильно, но арифметическая ошибка, глупая совсем и в результате неверный ответ. Кто у кого списал? Надо разобраться. Автору можно четверку поставить, а тому, кто списал - трояк.
- … на этот турнир организаторы пригласили и чемпиона мира среди профессиональных шахматистов Гарри Каспарова и чемпиона мира по версии ФИДЕ Анатолия Карпова…
- Папа, так кто же всё-таки чемпион мира по шахматам, Карпов или Каспаров? - Настя чуть не плачет, пытаясь понять то, что и взрослым непонятно.
- Они... оба чемпионы.
Ну вот «Время» и закончилось. 22 часа 45 минут. Телевизор можно выключить. Жена собирается спать ложиться. Да, спать бы лечь сейчас здорово, но контрольную допроверить надо, завтра разбор ошибок. Самому расслабляться нельзя, и ученикам позволять нельзя. Работать так работать! Девятый «Б» скоро закончится, три тетради осталось. Пожалуй, надо на кухню перейти, Тане завтра вставать рано на работу, а ему всё равно ещё часа два с лишним сидеть. На кухню пошёл, проверил, чистый ли стол, газету подстелил, и только потом на неё тетрадки положил, не дай Бог, запачкаются, портфель принёс, ручки, часы. Надо бы, конечно, после контрольных ещё над планами посидеть, да уж, пожалуй, сил не останется... Дочки перед сном к нему на кухню зашли поцеловать, спокойной ночи ещё раз пожелать. Поздно тоже ложатся, да раньше не выходит. На отца сочувственно посмотрели. Настя сказала:
- Бедняга папка, тебе ещё столько сидеть!
Старшие понимающе промолчали. Даша отца поцеловала, говорит:
- Папа, ты колючий, тебе побриться надо.
- Обязательно, только с тетрадями закончу, много ещё.
- Все нормальные люди свою работу вовремя делают! Уметь надо работать... Деятель великий! - говорит тёща.
- Ты на нашего папу не ругайся, он у нас самый хороший!..
Он дверь кухонную аккуратно прикрыл, чтобы свет не мешал. Только хотел работать начать, Даша зашла:
- Тебе бабушка ещё печенья послала, - и две штуки отцу на стол положила.
У бабушки бывают в пенсию приступы щедрости. Жаль, что учитель не верблюд, впрок не может наесться. Да, кстати, тёща говорила, что на плите в кастрюле недоеденная уха с куском рыбы осталась, в холодильник не убрала. Вот здорово, Ещё раз перекусить можно! Ну ладно, за работу уже 22 часа 50 минут. Может, пока перекусить, раз всё равно прервался, чтоб потом кастрюлей и посудой не греметь? Пожалуй, только сперва подогреть надо. Пока суп грелся он девятый «Б» допроверял. Получилось четыре пятёрки, одиннадцать четвёрок, восемь троек и три двойки. А тут и уха готова. 22 часа 57 минут. Газету с тетрадями аккуратно отодвинул от края стола место для тарелки освобождая, чайник подогреть поставил на горелку горячую. Суп в тарелку налил, всё даже и не поместилось. Хорошо! Расщедрилась тёща с пенсии. А где тут рыбы ещё кусок? Не видать. А он, пожалуй, просто разварился, мелких кусочков с костями очень много плавает и икринок, икра, значит была, хорошо, дочки её очень любят. Хлеба отрезал. Вкусная ушица! Дверь открылась, жена вошла. Села напротив.
- Ты чего не спишь?
- Да вот, хочу на тебя посмотреть, ведь почти не видимся. Утром рано на работу, поздно вечером с работы, и дома опять за работу. Бывают дни мы с тобой словом не перемолвимся, как квартиранты, а не муж с женой. Дочки целый день только и ждут, когда папа придёт. Всё папа да папа, папа да папа... Они растут так быстро. Маша совсем взрослая уже. Как там в школе дела у них, ты к ним в классы-то хоть заходишь? Аня опять троек наполучала, скоро двойки пойдут. Я хотела ей сама по математике помочь, а она меня и слушать не хочет, тебя ждёт...
Заходит ли он к дочкам в классы? Да, только редко очень, когда уроки свои один за одним идут трудно очень это...
- Я с Аней позанимался, вроде поняла... Ты, Таня всё правильно говоришь, но что делать? Ничего изменить нельзя. Не могу я меньше работать и заработать больше не могу…
- Вот-вот, работаешь-работаешь, а мы кое как концы с концами сводим, чуть не голодаем, рваньё носим. Да мы-то ладно, а дети в чём виноваты. Девчонкам всем надо по две пары колготок срочно купить, выросли да поизносились, белья женского, большие ведь уже. Бельё сейчас знаешь, сколько стоит… Маша уже взрослая девушка, ей стыдно в рванье ходить. Да, к окончанию девятого класса надо ей платье хоть какое справить…
Он улыбнулся:
- А помнишь у Роберта Бёрнса:
Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Презренный раб и прочее…
Жена только рассмеялась грустно. Стихами он когда-то её и приворожил.
- Ты каким был, таким и остался… Улыбаешься щербатым ртом, денег нет зубы вставить.
- А я меняться и не хочу! Да если я своей профессии, своему делу изменю, другую, денежную работу найду… Да я сам себя уважать перестану… Да меня дочери уважать перестанут, д-да и т-ты тоже… - он от волнения даже немного заикаться стал, - Таня… ну ты сама п-посмотри, у нас ведь кроме денег всё есть: работа любимая… дочки то какие хорошие, не сглазить бы, - тут он по столу деревянному постучал, - у других посмотришь, такие дети, вот у нас у учительницы одной сын наркоман, в одиннадцатом классе учится, она его ни за какие деньги вылечить не может уже два года… Мы с тобой друг друга любим. Да ты посмотри как наши соседи живут, хоть у них денег и больше. Да у нас счастья гораздо больше чем у них. Да и не голодаем мы пока по-настоящему, а одеваемся хоть и бедно но пока не в рваньё, всё заплатано и заштопано нормально… Да на работе у меня сейчас всё хорошо, вот на олимпиаде мои ребята…
Он как разойдётся, так не остановить, да вот некстати разошёлся.
- А, кстати, а тебе «режиковских» как положено добавят за олимпиаду?
Чёрт дёрнул об олимпиаде напомнить! Вот, длинный язык…
- Обещали…
- Обещали или добавят?! – Таня на него строго посмотрела, кажется, его тон неуверенный почуяла.
- Должны добавить, - он постарался это потвёрже сказать, даже улыбнулся чуть, поговорку опять вспомнив, «прокурор добавит».
- А ты к завучу подходил, напомнил?
- Да, подходил.
- И что она сказала?
- Сказала, что добавит.
- Сколько?
- Процентов двадцать.
- Это хорошо, но ты ещё раз подойди, не поленись, напомни, а за кружок тебе в этом месяце проставят или как в сентябре?
- Да проставят.
- А ты напомнил.
- Да, напомнил.
- А с домашним обучением как, выяснил? Платят или нет?
- Не удалось пока выяснить, завуч была занята.
- А ты когда про олимпиаду и кружок напоминал, сразу бы и сказал. Сейчас жизнь такая, сам о себе не позаботишься, никто не позаботится. Я же сама бухгалтер, знаю. А начальство за экономию фонда зарплаты большую премию в конце года получает, у нас сейчас такой приказ готовится. У них есть стимул экономить…
Таня калькулятор взяла, подсчитала, говорит:
- Так, значит, ты за декабрь миллион триста двадцать четыре тысячи должен получить, хорошо! Я ещё тринадцатую зарплату получу, как раз Маше на платье выкроим.
Радуется. Одно слово бухгалтер! Другая бы с такой зарплаты семейный бюджет не осилила. Как бы, чёрт возьми, тысяч двести недостающих раздобыть? До зарплаты декабрьской ещё месяца полтора, подольше бы её не давали. Подработку бы какую найти…
- А ты подарки детские не проворонишь, как в прошлом году? Ты записался в профкоме?
- Во-первых, не в прошлом, а в позапрошлом, а, во-вторых, этим нынче не профком, а методобъединения занимаются, меня уже в списки внесли.
- Ну ладно, а что там у Маши, ты этого Петю знаешь?
- Знаю, очень приличный парень...
- Ты смотри, такой возраст опасный!.. Маше сейчас больше об учёбе думать надо, а не о свиданиях. Вон у Митрофановых…
- Я за свою дочь спокоен! Ну ладно, иди спать, поздно.
- Дай на тебя посмотреть, а то забуду скоро. Я посижу просто.
- Ты сама-то кушать хочешь?
- Да нет, не беспокойся, я сыта.
Тут Марсик на кухню зашёл, посмотреть, нет ли ещё чего покушать. Смотрит, хозяин как раз ест. Мяу-мяу, дай и мне! Кушай, разве жалко, какой хозяин с котом не поделится? Дочкам бы такой аппетит!