Эпилог

Антон Смолин
Эпилог
Двадцать три дня спустя

   Дверь кафе в очередной раз распахнулась, и внутрь забежала девушка, стряхивая дождевую воду с зонтика. До Игоря дошёл запах свежести после грозы. Андрей покосился в сторону входа на новую посетительницу, затем перевёл взгляд на Синёва и Алину, сидящих на противоположной стороне стола рядом друг с другом. Выплюнул зубочистку и произнёс:
   - Ребята, а вы насчёт свадьбы что решили?
   Игорь взял руку немного смутившейся Алины и сказал:
   - В ближайшем будущем. Наверное, в течение месяца..
   - Это правильно, - кивнул Мир. – Я, знаете, по молодости гулял много, любви не ценил, а потом всё как-то закрутилось: работа, командировки частые, то, сё… Не успел. А уже поздновато. Жалею сейчас. Да что уж  теперь…
   Алина с улыбкой покачала головой:
   Не расстраивайтесь, говорят же, любви все возрасты покорны. Тем более вы нас не намного старше, да и… есть шанс.
   - Вряд ли, - махнул рукой Андрей. – С моим-то образом жизни. Хотя чем чёрт не шутит… А ты, Игорь, совета послушай: больше на командировки не соглашайся, лучше работать рядом с домой и по много, чем уезжать аж за границу. Да к тому же время ныне опасное, нужно вместе держаться. А то не два, а все рёбра себе переломаешь. – Он хитро подмигнул Синёву, и тот едва заметно кивнул, чуть сильнее сжав руку дорогого ему человека. Алина ведь так ничего про Зону и не знает, ни к чему ей такое.
   - Ну, ребятки, засиделся я с вами, а автобус ждать не будет. – Мир встал и виновато развёл руками: мол, я не виноват.
   - Автобус? – удивилась Алина. – А где же ваши вещи?
   - А у меня тут знакомый живёт, я ему сумку и оставил, пока у вас гостил.
   - Давай я тебя провожу немного, а то ты, поди, город не знаешь. – Игорь встал, нехотя выпустив руку девушки, и поцеловал её в щёку, сказав «скоро вернусь, не скучай». Всё-таки друга проводить сейчас было важнее. Неизвестно, на какое время он уезжает и вернётся ли вообще когда-нибудь.
   - Ну, барышня, всего вам наилучшего, - сказал Мир, с улыбкой глядя на Алину. – Обязательно постараюсь приехать на вашу свадьбу, вы мне только весточку пошлите.
   - Спасибо! – засмеялась девушка. – Приезжайте, будем рады. А дату вам Игорь напишет.
   - Вот и славно. Ещё раз счастливо!
   - Счастливого пути!
   Затем они оба вышли на улицу, и направились по дороге вдоль движения машин.
   Дождь уже кончился, и о нём свидетельствовала лишь небывалая свежесть, большие лужи да ручейки, стекающие с крыш домов. Пахло не затхлостью и грязью, а летом… и домом.
   - Куда теперь? - зачем-то спросил Игорь, хотя и сам прекрасно знал ответ.
   - В Зону. – Мир даже не взглянул на Синёва, как и тот на него. – Хоть я теперь и неуязвим, – по крайней мере, на ближайшее время, – но всё же в сталкеры возвращаться не хочу. По-тихому жить буду… – Последние слова он произнёс уже едва слышно, с большой печалью в голосе. Потом взглянул на Игоря. – А ты делай так, как мы с тобой договорились. В ближайшее время собирайся и вали куда подальше, невесте уж как-нибудь объясни, придумай, что соврать. Мы ведь не знаем, насколько серьёзные были у покойного Крота связи, хотя, судя по его технологиям, нешуточные. Значит, могут найтись люди, которые захотят за него отомстить… Так что лучше перестраховаться. В крупные города вроде Питера, Нижнего, Екатеринбурга, Новосибирска и уж тем более Москвы – не заваливай, там, если что, в первую очередь будут искать и рано или поздно – найдут. Выбери городок какой-нибудь неприметный и осмотрись там. Ежели, не дай бог, кто объявится по твою душу, а это, поверь мне, распознать труда не составит, сгребай Алинку – и в Зону на хрен. Я помогу устроиться, невесту твою поселим в военном городке… Но это в самом крайнем случае! Нечего там нормальным людям делать…
   - Нечего?.. – хмыкнул Игорь. – Но ведь мне Зона почему-то помогла.
   - Ты так и не понял, почему? – покосился на него Мир.
   - Нет.
   Андрей покачал головой:
   - Пошли тогда сядем, а то так говорить неудобно.
   Друзья сошли с тротуара, перешли через дорогу и сели на скамейку в небольшом скверике.
   Затем сталкер тяжело заговорил:
   - Знаешь, я подумал над тем, что ты мне тогда в Припяти сказал – мол, люди сами к Зоне привязываются, ища свет, чтобы дорогу увидеть… Было нелегко, потому что во мне уже сформировалась определённая ступень мышления, с которой трудно сойти, но, подумав, я согласился с тобой. Ты сказал, что люди в Зоне ищут цель… Правда, многое в жизни зависит от того, зачем человек живёт. Думал когда-нибудь, почему спиваются люди, даже если раньше были весёлыми, жизнерадостными? А цель потеряли, или таких вершин достигли, что стремиться больше не к чему. Но последнее бывает только от узости сознания, умным это не грозит. Я ведь действительно, как и большинство сталкеров, вижу Зону как единый разумный живой организм, с котором можно сосуществовать, или даже общаться… Как бы странно это не звучало. В общем, мне там хорошо, спокойно. Но я никогда не думал, от чего в Зоне зависит удача. Рассуждал так: ну, живой и живой, раз не сдох ещё, значит, выгодно это кому-то, либо просто такой живучий… А то, что ты сказал, поселило во мне на сей счёт сомнения. Ты ведь пришёл в Зону с целью, крепкой, твёрдой, несгибаемой. Поэтому Зона тебе помогла. – Сталкер хрипло рассмеялся. – Чёрте что говорю, но мне кажется, что Зона помогает тем, у кого есть цель. Я не знаю – почему это происходит, по какой причине она это делает, для чего – не знаю, не понимаю. Но теперь я уверен в этом. Хотя… хм, может, всё и не так. Ведь всегда чем крепче цель, тем человеку проще жить, а Зона со своей аномальной энергией лишь усиливает эти… процессы – во много раз… Но мне, как сталкеру, проще думать по первому способу, у меня от всех этих научных предположений голова болит… В общем, вот сравни себя с тем же Рыбой. Чего он хотел, в первый раз пересекая Периметр? Денег, богатства, власти, что там ещё из этого адского наборчика… Но это же не цель, чёрт возьми! Это просто размытое пожелание, которое не воспринимается Зоной. Ну, будут у него деньги – что он с ними сделает? Купит остров в Тихом океане, яхту, самолёт, попробует все сорта алкоголя, барби… А дальше? Всё, тупик! Некуда дальше стремиться, ибо у него уже есть всё, чего он раньше хотел. Но у тебя была и есть твёрдая цель – не материальная, душевная. Ты хотел и хочешь жить, любить, воспитывать детей, радоваться жизни… Зона услышала тебя и дала толчок в спину, иными словами – в день охоты на кабанов тебе улыбнулась удача. Но не всё же время ей тебя проталкивать, надо было испытать, насколько тверда твоя воля. Ты выдержал испытания, хотя мог сломаться. И получил то, за чем шёл, пусть и не так, как рассчитывал. И ещё благодаря тебе ожил я. Помнишь наш разговор в баре, в гостинице на базе «Свободы»? Тогда я говорил и действительно не понимал, что девяносто девять процентов слов, вылетающих из моих уст, полная хрень. Пять лет назад я потух, два раза был близок к тому, чтобы броситься из окна или выстрелить в висок, потом нашёл цель без начала и конца, смирился со временем со своей участью и жил. Просто жил. Без радости, без горечи, без каких-либо чувств. Когда я тебя ещё в первый раз увидел, то у меня внутрь что-то всколыхнулось. Я услышал чей-то голос: «Помоги ему». Хм… знаешь, мне кажется, иногда я действительно общаюсь с Зоной и понимаю её, а она меня. Но общаюсь не словами, а мимолётными ощущениями, обрывками мыслей… Наверное, это она мне сказала, чтоб я тебе помог. И я помог. А когда ты потратил на меня «Целителя», я в прямом смысле ожил. Стал испытывать давно забытые чувства, нехарактерные для себя желания типа уйти из Зоны и завести семью. Я настолько очерствел за последние годы, что перестал быть человеком, который любит, удивляется, переживает… Ну, или который хотя бы делает это искренне. Знаешь, наверное, я со временем, правда, уйду из Зоны, нечего мне там больше делать. Зона – дом для тех, кто сбился с пути, кто ищет истинную дорогу жизни или вообще никогда её не найдёт, а я… я теперь хочу уехать. Подделаю документы, заживу… хм, мог ведь и раньше сделать фальшивый паспорт, просто не хотел. Не видел смысла жить в мире, где происходят такие вещи, где… - Мир так сжал кулаки, что побелели костяшки. – В общем, где живут подонки, мрази и сволочи. Но, узнав тебя, я понял, что они есть и будут всегда, не это главное. Существует ещё и сострадание, самопожертвование, взаимопомощь. Спасибо тебе, дружище, за это…
   Игорь не мог сказать ни слова. Не каждый день ему изливает душу сталкер.
   Мир откашлялся и продолжил:
   - Я сейчас поеду в Зону, чтобы распотрошить свои тайники, насобирать денег для новых документов, загородного домика, спокойной жизни… Потом вернусь. Ты всё равно уезжай, но держи со мной связь. Напиши, где остановился, я туда приеду. Надеюсь, у меня получится. – Андрей достал из кармана пачку сигарет, но подумал, смял её и выкинул в урну.
   - Ну, на фиг, пусть эта привычка умрёт вместе с Окунем, а Мир не курит, - сказал он с усмешкой. Затем похлопал Игоря по плечу. – Ну, я поеду. Алинку береги, она твоё самое дорогое.
   - Хорошо, - пообещал Синёв. – Возвращайся только, ладно?
   - Постараюсь. Ну, удачи.
 Андрей встал и, махнув рукой, направился к городскому автовокзалу. Но вскоре
обернулся и с кривой ухмылкой сказал, глядя куда-то вне пространства:
   - Знаешь, я жил в Зоне пять лет, но не уверен, что понял её даже на третью часть, а благодаря одному-единственному поступку растаял и вновь стал ценить простые человеческие ценности вроде любви, честности, самопожертвования…Фиг я теперь убегу куда-нибудь от проблем; буду противостоять ублюдкам и приму каждый удар судьбы. Ладно, бывай, я пошёл.


Конец

апрель 2011 – июнь 2012
Новосибирск, Новосибирская область, Екатеринбург