Отзыв о фильме Дом дураков

Марина Трапинина
("Дом дураков"-режиссер Михалков-Кончаловский, 2002г. Написано для молодежного киноклуба "Объектив".)

В фильме мир как бы поделён на две части: общество нормальных людей и сообщество тех, кого принято считать умственно больными.

Талант режиссёра проявляется в том, что ему удаётся показать зрителям, насколько условна эта тонкая грань между нормой и её отсутствием. И насколько симпатичнее чудаковатые, милые, в основном, добрые и совестливые, но помешанные и умственно отсталые люди. Устами одного из сумасшедших героев даже порой говорит сам Бог (эпизод с яблоком). Иногда кажется, что перед нами не больные люди, а просто большие дети, не сумевшие вписаться в наш сложный, противоречивый и жестокий мир. Они ругаются в очереди в туалет, ссорятся, дерутся, качают права, важничают, иногда ведут себя, как комедийные персонажи фильмов Феллини. Даже главврач порой пританцовывает, как Марчелло Мастрояни. Этот сумасшедший дом в Ингушетии случайно оказывается в зоне военных действий. Так забавная героиня по имени Жанна, мечтающая о женитьбе на утончённом и романтичном певце Брайане Адамсе, встречает повстанца Ахмеда, который при друзьях в шутку обещает девушке жениться на ней. И неожиданно, вопреки всякому здравому смыслу, к ним, приходит необъяснимое нежное чувство. Искренность девушки трогает повстанца. И пусть наш прекрасный принц неотесан, малость облысел и уже не молод – Жанна не питает иллюзий на счёт того, каков он, - наша героиня верит ему, как верили миллионы девушек до неё мужчинам. Она готова бросить свою привычную размеренную жизнь и идти за ним на войну, как прежде шли за своими мужьями, не задумываясь, жёны декабристов. Друзья-больные собирают ей с миру по нитке наряд для свадьбы – кто шляпу, кто белое платье для невесты, кто туфли. Но снова начинается бой, Ахмед оставляет «невесту», возвращается в свой мир вечных войн, в котором нет места любви и жалости. Девушка проклинает его и желает ему смерти, не может простить обман и расставание.

Мы видим вторжение мира «нормальных» людей в жизнь сумасшедшего дома как бы глазами больных – рвущиеся снаряды, рушащиеся здания, падающие окровавленные тела, бессмысленная братоубийственная война. Сегодня против тебя воюет тот, кто вчера выводил тебя с боевыми товарищами из окружения. А из-за выстрела одного обкуренного солдата может начаться новое сражение. Наш командир, от которого зависят жизни десятков солдат, умоляет доктора психбольницы дать ему сильнодействующий психотропный препарат, потому что жестокость действительности сводит его с ума. Абсурдность существования нормальных людей и неизменный порядок больницы, с её кормлениями, тихим часом, гимнастикой подчеркивает условность грани. И даже сумасшедшие в подвале молятся вместе, хоть каждый и делает это по-своему и обращается к своему Богу.
Режиссёр как бы ставит перед нами вопросы: что значит быть Человеком и что такое нормальность, и как можно любить и прощать в таком сумасшедшем и жестоком мире, и почему тем, кого считают умалишёнными, таким разным человеческим существам разных культур и вероисповеданий под руководством мудрого главврача удаётся сосуществовать в нём, а нормальные люди не могут жить без войн и убийств.

Но если ты ещё жив среди залпов орудий, значит, кто-то любит тебя и молится за тебя.
_______________________________
Фрагмент из фильма на Youtube:
http://www.youtube.com/watch?v=6uYztN6D-t4