Переславль-Залесский, или Лас-Вегас по-русски

Лариса Баграмова
        Посетили в эти выходные Переславль-Залесский. Наша компания представляла собой моего мужа, меня лично, трех дам бальзаковского возраста – коллег мужа по работе (одна из них – его зам и по совместительству моя подруга) и нашего пятилетнего сына – чертенка по жизни и дьяволенка конкретно в этой поездке, причем это слово правильнее бы было написать с большой буквы.
        Переславль – это русский Лас-Вегас провинциального масштаба. Город-праздник, город-шоу, яркий, чистый, веселый и чем-то похожий по своему настроению на шумный ярмарочный балаган.
        Весь город – это бесконечная череда всевозможных музеев и музейчиков. Там находятся музеи паровозов, чайников, утюгов, разнообразнейших народных промыслов и традиций (дом Берендея), денег, ваз, картин, веников, неожиданностей и множества чего-то еще. А также дендрологический парк, музей-усадьба «Ботик Петра I», государственные историко-архитектурные музеи-заповедники, открытые для посетителей мужской и женский монастыри и множество действующих православных храмов различных годов постройки и степени сохранности.
        Плюс огромное количество детских аттракционов, картинных галерей, открытых эстрад и парков, прудов с домиками для птиц, ярмарок, ресторанчиков и кафешек, а также средневековые земляные укрепления, идущие прямо через центр города.
        Особые достопримечательности – места языческого и православного паломничеств. Первое – это знаменитый Синий камень на берегу Плещеева озера. Второе больше похожего опять же на языческое, а также на спортивно-развлекательное. Это огромный православный крест на вершине самого высокого холма в окрестностях города. Чуть в стороне от подножия креста по направлению к Плещееву озеру берет начало местный аттракцион «спуск с вершины горы в резиновом шаре». 
        Начну по порядку.

        МУЗЕЙ ПАРОВОЗОВ. Выехав из дома ни свет, ни заря, мы с ветерком долетели до Переславля и направились прямиком в музей паровозов, который необходимо было посетить самым первым по весьма важной причине.
        Музей расположен на открытом воздухе, в 15 км от города, прямо посередине жилой деревни и обрамлен со всех сторон домами, огородами и теплицами. Где-то за пару километров от него находится большой шлагбаум и стенд с сомнительно гостеприимной надписью, смысл которой состоит в предложении оставить здесь свои машины и следовать далее пешком. Видимо, многочисленные потоки туристов слегка утомили местных жителей, и они таким образом рассчитывают хотя бы немного сдержать наплыв любопытствующих.
        Однако шлагбаум закрыт только тогда, когда сама экспозиция работает. Нам удалось приехать чуть раньше часа икс и проскочить на машине до самых ворот музея, где уже ожидали его открытия около десятка автомобилей таких же предусмотрительных ранних пташек, как мы сами. Большая часть их них тоже оказалась с маленькими детьми.
        Нас деловито проинструктировали по технике безопасности: сам музей – это действующая железная дорога, по территории которой также курсируют военные полуторки и прочая движущаяся техника самого замысловатого вида. Затем записали в очередь на дрезину, запретили ходить по путям, переводить стрелки, пить, курить, бросаться под движущийся  транспорт, залезать на экспонаты ногами – и наконец, запустили внутрь.
        Каких только паровозов и паровозиков там нет! И в отличном, уже отреставрированном состоянии, и в еще полуразрушенном, в терпеливом ожидании под открытым небом своей очереди на ремонт, и даже в заржавевшем настолько, что они уже не подлежат какому-либо восстановлению вообще. Иссиня-черные и жизнерадостно-разноцветные, металлические и неожиданно деревянные, традиционной «паровозной» формы, а также с необычными угловатыми вагонами и локомотивами самой причудливой конструкции.
        Также на территории музея под обширными навесами расположены военные и гражданские автомобили всех времен,  древняя сельскохозяйственная техника, полевая кухня и небольшая экспозиция парковых скульптур советско-пионерского периода. Более подробный отчет с фотографиями будет размещен в ЖЖ на днях.
        Здесь же напишу о дрезине. Замечательное транспортное средство! Под горку оно движется практически само, а обратно необходимо прилагать лишь незначительные усилия. Вся компания вполне благополучно добралась до места назначения в нескольких сотнях  метров от импровизированного вокзала усилиями нашего отпрыска. При этом в пути муж аки вождь мирового пролетариата указывал дорогу, а женское большинство в четыре радостных глотки создавало оглушительные шумовые эффекты. Рельсы закончились у ворот чьей-то дачи очередным шлагбаумом. До и после нас к воротам этой же дачи каждые пятнадцать минут прибывали очередные пассажиры на той же дрезине и с не менее радостными воплями. И так каждый день, кроме вторников...
        Накатавшись и налюбовавшись, мы двинулись в обратный путь, встречая по дороге нашу смену, целенаправленно движущуюся пешком и отмахивающуюся от назойливых слепней березовыми прутиками.

        СИНИЙ КАМЕНЬ. Синий камень – это древняя языческая святыня, расположенная на берегу Плещеева озера. Точнее, сейчас расположенная на берегу. Потому что раньше, когда озеро было более полноводным, камень располагался в самом озере. Сейчас от него до заболоченного и заросшего камышами берега где-то около пятидесяти метров. Во всех виденных мною буклетах о Синем камне он имеет разную форму и размеры.
        Немного расскажу о побережье. Само озеро огромных размеров, противоположного берега почти не видно, и поэтому оно напоминает море, но без песчаных пляжей, его берега густо заросли камышами и осокой. Вдоль кромки воды расположены окультуренные зоны отдыха, где стоят аккуратные мусорные баки, столы со скамьями, спортивные площадки и места для мангалов. Там же оборудованы несколько небольших прямоугольных пляжей с удобными подходами к воде. Вся зона окружена сетчатым забором, внутри него разбито несколько десятков палаток и есть место, по крайней мере, еще для нескольких сотен.
        Место расположения Синего камня можно угадать задолго и издалека, даже не глядя на указатели: вся проезжая часть за сотни метров от него забита припаркованными машинами и снующими между ними людьми. К самому Синему камню ведет узкая тропинка, вдоль которой расположены прилавки и палатки торговцев сувенирами. Там же местные умельцы чеканят алюминиевые монеты. Там же продаются разноцветные ленточки, которые следует привязывать к стволам и веткам специально отведенных для этого деревьев. Каждый цвет символизирует собой определенное желание: красный – любовь, зеленый – здоровье и т.д. Я купила две ленточки: желтую – на счастье и розовую – на исполнение мечты. Правда, к деревьям я их привязывать не стала, но об этом чуть позже.
        Синий камень, размерами примерно два на два метра и высотой около шестидесяти сантиметров, лежит на вытоптанной площадке, покрытой мокрой серо-синей глиной. Уже издалека видно, что вокруг него, положив на камень руки, присаживаются на корточки паломники. Некоторые их них садятся также и прямо на камень. Однако через несколько секунд, самое большее – через минуту все они отходят от камня, и их место занимают следующие. Уже на подходах я задала себя вопрос: почему они покидают его так скоро? Неужели люди проделывают такой длительный путь лишь для того, чтобы слегка к нему прикоснуться?
        Ответ я нашла быстро и без посторонней помощи, присев на корточки перед камнем и приложив к нему руки. Он него исходит просто чудовищное зловоние!!  Причем стоя даже в одном-двух метрах от камня, почувствовать его невозможно, однако стоит наклонить голову на расстояние вытянутой руки – и тут же хочется бежать куда подальше, забыв обо всех своих мечтах, загаданных желаниях и планах.
        Люди, стоявшие рядом, рассказали, что камень по ночам якобы поливает какой-то жидкостью местная секта со своими тайными целями. Однако мне это сомнительно, и если они намекали на мочу, то это совсем не так: камень пахнет не человеческими испражнениями, хотя и явно чем-то органическим. И вообще он не синий, а черно-серый, по виду похожий на застывший битум или смолу. Глина вокруг Синего камня воняет тем же самым. Наше дитя вляпалось в нее, окунув туда целиком свой кроссовок, и он пах потом несколько часов, это чувствовалось, сидя в машине. Однако к вечеру глина высохла и отвалилась совершенно бесследно, унеся с собой и весь запах. Мы так и не помыли ребенку обувь, но она больше не пахнет и выглядит совершенно чистой! 
        Что касается ленточек, то я привязала их к подножию православного креста, вдохновив нашу компанию взобраться на почти тридцатиметровый холм с уклоном склона чуть ли не в сорок пять градусов, цепляясь за него зубами и ногтями (обалдевшего от высоты дитенка мой спортивный муж тащил на себе). С противоположной стороны холма мы обнаружили вполне цивилизованный и пологий, хотя и намного более длинный спуск, по которому и завершили наше путешествие вдоль Плещеева озера.

        ГОРОДСКИЕ МУЗЕИ. Мы посетили два музея: чайников и денег.
        Музей чайников расположен в веселеньком деревянном домике, раскрашенном в яркие цвета и исписанном различными надписями: «здесь живут чайники», «туристы – это дверь, дверь – это туристы», «без фотоаппарата не входить», «трогать можно все» и т.д.
        Чайников там дикое количество, причем все они разные и очень блестящие. Трогать их действительно можно, а также вообще все, что находится в музее.
        Самый большой чайник оказался чуть ли не метрового диаметра, а самый маленький – размером с апельсин. Там были чайники, работающие на спирту, морской с приспособлениями для непроливания во время качки, чайник-термос, в специальное отделение которого засыпались горячие угли, чайник с ручкой для безопасного извлечения его из горячей печи и множество других. А также кумган, похожий на лампу Аладдина, который используется в азиатских странах не для питья, а для подмывания.
        Помимо чайников в музее обитает множество загадочных старинных предметов: ручная дрель, вовсе не похожая на современные ручные дрели; приспособления для колки сахара, сильно напоминающие собой орудия пыток; пробкозабивательное и пробковыбивательное устройства; деревянные сторожевые колотушки: сетчато-колючее приспособление для переноски горячих предметов; печатные машинки; старинный фотографический аппарат и т.д. и т.п.
        Все стены в домике украшены табличками с юмористическими надписями, в углу за хвост подвешено чучело небольшой крысы, на заваленном экспонатами столике играет патефон, а на печке примостилось древнее радио. Напоминаю, что все шкафы разрешается открывать, а все экспонаты – трогать руками. Правда, на деле пользуются этой привилегией только дети.
        Что касается экскурсовода, то ею оказалась энергичная молодая девушка со специфическим чувством юмора. За все время нашего нахождения в музее она не замолкала ни на минуту, перемещалась от шкафа к шкафу и из угла в угол, включала и выключала патефон, призывала посетителей к танцам, сама снимала чайники с полок и ставила их обратно, попутно также пытаясь всучить их в руки присутствующим. Как оказалось, с детьми этот номер проходит вполне удачно, а вот взрослые почему-то относятся к чайникам с некоторой опаской.
        Что касается музея денег, то он представляет собой крохотное помещение с несколькими стендами, за вход в которое взимается чудовищная плата. Едва поместившись в каморку всей нашей компанией и окинув единственным взглядом сразу все экспонаты, мы решили было расстроиться, но дело спасла группа опытных экскурсоводов. Они буквально накинулись на нас, по одному на каждого, и вывалили на наши головы целые потоки интереснейшей информации.
        Нам рассказали о самых древних монетах, имеющих форму не диска, а дельфинчиков. О многочисленных денежных реформах в нашем государстве и других странах, о фарфоровых монетах и различных способах чеканки, о продовольственных карточках, денежных кладах и натуральном обмене, об истории денег вообще и о конкретной истории каждого экспоната в частности. Упираясь друг в друга локтями и спинами, мы перемещались вдоль стендов, в каждую из монет и купюр за стеклом нас ткнули буквально носом, а остатки информации договаривали в спину уже при выходе и на крыльце, так что мы едва унесли ноги из этого денежного рая.

        ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ. Весь город застроен православными церквями и монастырями различных годов постройки. Большая часть их них является действующими, а то, что принадлежит государству и им же охраняется, – нет. За вход в бездействующий государственный музей-заповедник с нас потребовали плату, и оказалось, что именно там смотреть нечего.
        По городу ходят мужчины в одежде священнослужителей и монахов. У них длинные лохматые волосы и бороды, очень сильно смахивающие на немытые и ни разу не чесанные. Это не шутка! Впрочем, два дня был сильный ветер.
        Перед входом в храм женщинам следует надевать специально для этого приготовленные цветастые платки и палантины на завязочках, имитирующие юбки. Первый раз мы обнаружили это при входе в мужской монастырь. Я участвовать в маскараде отказалась и осталась на площади обозревать окрестности снаружи.
        Прямо у монастырской стены расположена базарная площадь, где женщины в пестрых платках и юбках торгуют молочными продуктами, медом и сушеной воблой. Туристы в таких же нарядах фотографируются в обнимку с деревьями. Там же дымят экскурсионные автобусы и переодеваются желающие. Несколько молодых девчонок из заезжей туристической группы не только надели юбки, но и радостно стянули с себя перед этим джинсы. Почему нет? Там же курят и обсуждают последние новости местные маргиналы. Пьяных я не видела. На всех домах, расположенных напротив монастыря, висят таблички «продается».
        На следующий день я предусмотрительно надела сарафан и длинную шаль и посетила храм. Внутри пел молодой церковный хор, причем очень красиво и профессионально. Наше дитя, не привыкшее бывать в церкви, активно имитировало действия окружающих, крестясь левой рукой (он левша), отвешивая поклоны направо-налево и, вдохновленное пением, решило там же потанцевать… Усмирить его мне помогла служительница, выдав дитенку колпачок для гашения свечек и дав задание рассортировать огарки в два ведра: длинные – в одно, короткие – во втрое. Ребенок радостно сделал все, что положено, и остался очень доволен посещением храма.
        В другой церкви мы обнаружили реставрационные работы, за которыми разрешалось подглядывать в полуоткрытую дверь, а в следующей – картинную галерею современных художников и металлический бюст Дзержинского. Там же умопомрачительно пахло перловым супом и женщины то ли мыли саму купель для крещения, то ли мыли в ней посуду. На стене этого храма висела подробная инструкция для посетителей: о чем и как следует думать, идя на встречу с Господом.
        Перед самым старинным храмом, кажется, 1159 года постройки, расположена могильная плита жертвам революции, и сидя на ней, дети играли в карточки. Мой ребенок уверенно обыграл местных, и всей компании пришлось быстро ретироваться, спасая его честную добычу от их несправедливого гнева. 

        ГОСТИНИЦА. Гостиница «Навигатор» небольшая, всего на семь номеров, с прекрасно оборудованным рестораном и зоной отдыха, уютная, стильная и недорогая.
        Дите пугало рыбок в аквариуме и ходило по номерам в гости, горничная три раза подряд чинила нам унитаз, телевизор мы даже не включали, а картины на стенах оказались настоящими масляными, не репродукциями.
        Официантка в ресторане полчаса в подробностях живописала моему мужу особенности местной кухни и принесла в подарок пять рюмок первоклассного вишневого ликера. Ди-джей пел, как соловей, причем он пел и потом, когда все уже разошлись, один в пустом зале. Дитенок, едва заслышав его пение, не вынес конкуренции и выскочил на сцену, выдав сногсшибательный реп и подняв в конце концов своим примером весь ресторан. Так что перед ужином у нас случилась коллективная разминка, которая закончилась сбрасыванием с себя лишней обуви и массовым хороводом. Правда, сам ужин после этого показался слегка облегченным.
        Вечером дитя уснуло в обнимку с ноутбуком, а мы продолжили банкет в номере, запивая пиво коньяком, коньяк вином, а вино чаем и кофе, заваренными на минералке. После чего, взгромоздившись на тумбочки, били комаров на потолке подушками. 
        Впрочем, утром все оказались вполне резвы и работоспособны. Видимо, сказалось изобилие впечатлений.

        Про земляные валы, тянущиеся через весь город, переславский университет в здании чуть побольше телеграфной будки, выступления самодеятельных ансамблей на центральной, тоже Красной, площади, тридцатиградусную жару в городе и внезапный чудовищный ливень с градом на обратной дороге писать в подробностях не буду.