Устоит ли коломенский Версаль?

Дарья Дарки Васильева
На набережной Фонтанки гибнет дом, называемый местными жителями коломенским Версалем. Ведётся снос без спроса: в обход закона и без необходимых согласований и разрешений. Почти месяц оборону здания ведут градозащитники из Группы ЭРА: без скидок на погоду установлено круглосуточное дежурство на объекте.


ЛУЧШИЙ ОБРАЗЕЦ ЭКЛЕКТИКИ

Петербург стремительно теряет своё архитектурное наследие. Времена таковы, что под ковш экскаватора отправляются уже творения Сюзора. Что уж говорить об архитекторах, чьи имена не вошли в учебники? Между тем за именем малоизвестного в нашем городе зодчего может скрываться редчайшая красота.
Дом № 145б на набережной реки Фонтанки - самое эффектное здание петербургской Коломны. Так говорят жители этого района, называя его лучшим образцом высокой эклектики.  Все, кого ни спроси, помнят этот элегантный фасад:  кариатид на эркере, маскароны, лёгкие балконы, изящные сандрики, разнообразные лепные мотивы. Внутри же дом даже в сегодняшнем плачевном виде красив настолько, что местные жители зовут его коломенским Версалем. Когда-то этот дом был весь в кружевной лепнине: стены, потолки, полностью лепная бальная зала. Белоснежные изразцовые камины. Детская с обнимающимися амурчиками. Здесь причудливо смешались итальянский Ренессанс и французский «большой стиль» Людовика XIV.  Парадная лестница полностью оправдывает своё название: она прекрасно сохранилась и выглядит торжественно даже при полной утрате балюстрады. На стенах – медальоны с амурами, увенчанные букетами роз. Высоко под потолком – овальное окно с радиальными лучами из центра, тоже в обрамлении цветочных гирлянд. Настоящая готическая роза. 


НЕЗАВИДНАЯ УЧАСТЬ

При детальном исследовании дом мог бы открыть много загадок. В архивах нет данных о времени его постройки: историки сходятся лишь на точке «конец XVIII века». Перестроил же его под эклектику Дмитрий Валерианович Знобишин – уроженец Омска и тамошний губернский инженер, работавший также в Воронеже и Олонецкой губернии. В нашем же городе всего три дома его постройки (ещё три – в соавторстве). И дом на Фонтанке – несомненно, лучший.
Знаменит дом и своей историей, которая могла бы быть интересна историкам российской журналистики.  Некоторое время до революции им владел генерал от инфантерии Сергей Павлович Зыков – знаменитый издатель, главный редактор газеты «Русский инвалид», журналов «Досуг и дело» и «Русская старина». Редакции находились здесь, на Фонтанке, 145б. Можно сказать, что в этом доме действовал самый настоящий медиахолдинг.  Кстати, был Зыков и сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей».
Казалось бы, столь примечательный дом достоин большого уважения. Однако его постигла незавидная участь. Расселённый в конце 80-х лет, он выпал из программы городского капитального ремонта, окончательно свёрнутой в 1991 году. Потом здание начало менять инвесторов. Хозяева попадались нерадивые. Дом Зыкова оказался заброшен: он стоял с выбитыми окнами, фактически без крыши. Вместо семьи блистательного героя-генерала в нём поселились бомжи, устраивавшие пожары. Лепнина расхищалась, гибла в пламени. Многочисленные «кладоискатели» искали в стенах старинные бриллианты и золото, и, не находя, разламывали по кусочкам мраморные подоконники. Был этот дом и сквотом, и рейв-клубом. Все искали в нём пристанища, но никто не хотел помогать.  В том числе и городские власти. Автора этих строк просто шокировал письменный ответ КГИОП, что адрес набережная Фонтанки, 145б не состоит под охраной: дом не значится даже в реестре вновь выявленных объектов культурного наследия. Памятником считается соседнее здание - № 145а, возведенное веком позже и намного более скромное, чем редакция «Русской старины». Между тем, это – трагическая ошибка. Дело в том, что, согласно исторической справке (к слову, имеющейся в архиве того же КГИОП), оба строения № 145 составляют единое домовладение. Между домами – общая дверь. Между дворами – арочный проезд. У строений общие флигели. Однако исправлять свой недочёт и брать дом под охрану КГИОП не торопится, хотя, находится в курсе дел уже давно. Между тем, в доме ещё есть, что хранить: довольно большая часть лепнины ещё уцелела, либо вполне восстановима. Да и сам дом постоит, все слова о его «жуткой аварийности» являются мифом (автор этих строк, являясь куратором объекта по линии Группы ЭРА,  посетила этот дом лично, осуществив полную фотофиксацию).


СНОС БЕЗ СПРОСА

Последний инвестор - ЗАО "Нежилой фонд Консалт", оказался для дома роковым. Он договорился с городом о реконструкции здания под гостиницу, но на протяжении всего срока договора не вёл на объекте ровным счётом никаких работ, включая поддерживающие. Проще говоря, даже крышу не удосужился покрыть. В результате к пожарам прибавились обвалы перекрытий (некоторые, не исключаю, рукотворные – с целью усиления аварийности, о чём будет сказано далее). Несчастный старинный дом не был ему нужен: нувориши предпочли бы видеть на его месте новодел, но напоролись на городской закон № 820-7, запрещающий снос зданий в охранной зоне 1 категории. Правда, в формулировке есть одна оговорка: снос запрещён за исключением случае необратимой аварийности. Теперь становится ясным, почему «Консалт» забросил дом. Цель ясна: своим бездействием довести строение до состояния нестояния,  дабы само упало. Далее снести, открыв себе свободный участок как поле для деятельности. Налицо явные недоработки законодательства: за доведение зданий до аварийного состояния инвесторы не несут фактически никакой ответственности. Дома пропадают по всему городу, и Фонтанка, 145 – лишь один, пусть и самый колоритный, пример.
Снос начался в дни новогодних каникул. Неожиданно и незаконно: заказчик - ЗАО "Нежилой фонд Консалт" и подрядчик – ООО "Строительная фирма "ИРОН" не имели на руках абсолютно никаких согласований и разрешений.  Инвестиционный договор также был просрочен. Разрушители начали крушить флигели. Посягали они и на лицевой корпус – непосредственно «коломенский Версаль». Однако в дело вмешалось радикальное крыло петербургской градозащиты – Группа ЭРА (Экология рядовой архитектуры). Уже почти месяц ЭРА ведёт самую настоящую оборону здания. Благодаря усилиям её активистов работы приостанавливаются. Однако приходится констатировать, что ситуация вышла из-под контроля и за рамки закона. Не помогло ни предостережение прокуратуры Амиралтейского района, ни наложение на заказчика взыскания в виде полумиллионного штрафа от Стройнадзора, ни многочисленные проверки, инспекции и комиссии.  Упорное желание снести дом оказалось сильнее санкций. Устоит ли «коломенский Версаль»? Перспективы пока не ясны: информация о конкретных ближайших планах на объекте разрушителями тщательно скрывается.