Лирическое отступление... Или наступление?

Галина Лойко
 

          В моих руках твоя книга, Пауло. Двенадцатая по счёту. Её название в русском переводе звучит так: «Победитель остаётся один». Она первая из твоих книг, вызвавшая чувство внутреннего протеста. Я не смогла прочесть её с первого раза, в отличие от всех остальных романов, и несколько раз с грустью и разочарованием возвращала её на полку. Через некоторое время снова брала её в руки и… снова ставила на полку. Вроде всё то же: захватывающий сюжет, блестящий стиль, тончайшее знание человеческой души, глубокая мудрость, которую я так люблю в твоих романах, Пауло. Так в чём же дело? В личности главного героя. Ты сделал его русским. Это первый русский герой в твоих произведениях, Пауло.

          О чём думал ты, когда писал на страницах романа его портрет? О пресловутой русской угрозе миру? О русских монстрах? Ведь именно так, как правило, представляют русских людей за рубежом. Я не знаю, о чём думал ты, но русский характер тебе не удался. Видимо, общаясь с русскими, ты всё же не смог (или не захотел) увидеть суть. Это, впрочем, и не удивительно. Загадка русской души для остального мира так и остаётся загадкой.

          Я всё же заставила себя прочесть роман до конца и пришла в ужас. Знаешь в чём твоя ошибка, Пауло? Я расскажу тебе. Русский «мужик», брошенный любимой женщиной, не будет уничтожать миры и убивать людей, как ты описал это. Что же он будет делать? Приготовься улыбнуться, мой друг Пауло! Он будет неделю безбожно пить, как это ни банально, заливая спиртным свою тоску и боль. А потом он придёт в себя и… найдёт другую. Вот почему твой Игорь не похож на русского, а похож просто на психически неустойчивого, больного человека.

          Я не спорю с тобой, Пауло, ведь ты известный и признанный мастер пера. Я просто позволила себе высказать своё мнение. Кстати, известная «русская слабость», о которой я написала, вовсе не означает ограниченности характера. Русский человек неуправляем и непредсказуем. Он, как горная река, иногда и сам не знает, куда «потечёт», не знает, что сделает, как поступит. Но в решающий момент, будь уверен, поступит «как надо».

          Все мы дети одной земли, одной планеты. Может быть, наивная и трогательная, но правдивая и реальная, история русской девочки Марины поможет тебе изменить мнение о русских. И это ещё одна из причин, заставивших меня, не профессионала, взяться за перо. Шагнём же снова в эту дикую и непонятную, но такую милую и притягательную Россию. Там сейчас лето…