Чапаев Фурманова

Александр Анайкин
Читая роман Фурманова «Чапаев», я невольно вспоминал сказочку Корнея Чуковского «Путаница». Надоело животным жить по старому и начали они жить по другому.
Замяукали котята:
 "Надоело нам мяукать!
 Мы хотим, как поросята,
 Хрюкать!"
Утята начали как лягушата квакать. И пошла полная неразбериха.
Ну, ладно, когда дело касается котят, да утят, неразумное поведение в некотором роде простительно. Но, когда человек пишет сплошную ложь о революционных событиях, это не столь невинно. Хотя даже из этого нагромождения лжи, можно всё же сделать правильный вывод. Что я и постараюсь совершить, но сначала хочу напомнить некоторые факты истории, которые Фурманов просто проигнорировал. Его можно понять, человек просто не мог рисковать своей жизнью. Правдолюбцы коммунисты не только не напечатали бы его произведение, но и самого автора сразу же уничтожили бы физически. Такова обычная тактика большевиков.

Но, вернёмся к книге, где дивизия Чапаева героически борется с казачеством.
Хотя, для лучшего понимания материала, просто необходимо напомнить, как конкретно относились коммунисты к казачеству.
Начать необходимо с даты, когда коммунисты начали бороться с казачеством. А наметилась данная политика в отношении целого народа сразу же после пресловутой Октябрьской революции с принятия декрета ВЦИК Совета Народных Комиссаров от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Затем этот декрет был подкреплён постановлением СНК от 9 декабря того же 1917 года. А дальше пошло-поехало. Дальше началось практически поголовное истребление казаков – попросту политический геноцид. А как назвать полную реквизицию домашнего скота, реквизицию сельскохозяйственных продуктов. У казаков отбирали землю и отдавали её иногородней бедноте.
Такая политика является характерной глупостью советской власти: отобрать у вполне успешных крестьян землю и передать её тем, кто и понятия не имеет, как вести хозяйство, но зато имеет раздутое самомнение. Вспомним, хотя бы разговор Чапаева с его комиссаром:
- Я армию возьму и с армией справлюсь.
- А с фронтом? – пошутил Фёдор.
- И с фронтом… а што ты думал?
- Да, может быть, и главкомом бы не прочь?
- А то нет, не справлюсь, думаешь? Осмотрюсь, обвыкну – и справлюсь.
На этот диалог многие внимание обращали. Недаром в быту гулял анекдот:
- Ты барыню можешь, Василь Иванович?
- Могу, Петька.
- А польку?
- И польку могу.
- А летку-енку?
- Нет, Петька, двоих сразу не смогу.
В анекдоте Чапаев значительно скромнее. В жизни всю по-другому.
Сколько самомнения, раздутого самомнения абсолютно безграмотного человека, человека, который лишь к тридцати годам, находясь на службе в царской армии, обучился читать, но, тем не менее, считает себя стратегом не хуже любого генерала. А ведь научиться кое-как читать, это не значит обрести широкий кругозор. Чапаев так и остался человеком, который понятия ни о чём не имел. Да, Чапаев то и о коммунистических идеях никакого понятия не имел. Так, метался от кадетов к эсерам, от эсеров к анархистам. Потом примкнул к большевикам. А и всех-то идей у Чапаева – отобрать у человека всю скотину и раздать поровну. Недаром он некоторое время возглавлял губернскую милицию.
В общем у Чапаева всё просто. А того не понимает, что дело не только в том, что кто-то имеет сто голов скота, но и в том, что человек так ухаживает за своим стадом, что работа даёт прибыль, средства к сосуществованию его семьи и сосуществованию вполне обеспеченному. Но нет, Чапаев видит лишь наличие стада, но совершенно не задумывается о том, что ухаживать за стадом тоже труд и труд совсем нелёгкий.
Я думаю, что если бы Чапаев вдруг ненароком уцелел в гражданской войне, то о нём и не знал бы никто. Мало ли было таких неучей в красной армии?
Да и дивизию то Чапаев, если говорить откровенно, погубил из-за своей безграмотности да глупости.
Естественно. И даже дело не только в том, что была из рук вон плохо организованна караульная служба, так плохо, что казаки совершенно спокойно и незаметно поснимали буквально всех часовых.
Но дело не только в этом. Была из рук вон плохо поставлена и служба контрразведки в дивизии. Местные жители, едва казаки вошли в город, сразу показывали казакам дорогу к важнейшим объектам: штабам, арсеналу, складам. Более того, многие дома превратились сразу же, в пулемётные точки, расстреливающие красноармейцев.
Чапаев даже не пожелал прислушаться к предупреждениям женщины, которая пришла заранее, извещая комдива о готовящемся вторжении казаков. Вася только посмеялся над женщиной, обозвав её «глупой бабой».

Конечно, то, что Чапаев хладнокровно ведёт себя под пулями, носится во время боя вдоль цепи красноармейцев это хорошо, но ведь не дело комдива самолично скакать к артиллеристам для того, чтобы отдать приказ открыть огонь.
Вообще, с дисциплиной в красной армии было весьма плохо. Чего стоит только пример, когда часовой от скуки стал палить в стаи диких птиц. И это на посту, по воронам! Это уже даже не разгильдяйство, это глупость, граничащая с преступлением. Такое в армии совершенно не допустимо.

А вот ещё один пример о разболтанности.
Фурманов описывает своё прибытие в Уральск.
- Кругом пальба, неумолчная, ненужная, разгульная, чуть-чуть притихающая к ночи.
И это город, где квартируются красные части.
Ну, что значит бестолковая неумолчная пальба? Что, люди просто так салют устраивают? Да беспрерывная пальба означает, что оружие находится в руках у пьяных людей, которые, что называется, «качают кому-то права». А может это трезвые отбирают у мирного населения добычу?
В принципе ничего необычного для красной армии грабёж не представлял.
Установленный, а сейчас и широко известный факт, что именно на территории Оренбургской области большевиками было дотла сожжено множество казачьих станиц, вывезено и уничтожено хлеба в размере нескольких миллионов пудов, тысячи голов лошадей и рогатого скота зарезано прямо на казачьей территории или угнано.

Более того. Все казачьи станицы вне зависимости от того, принимали ли они участие в борьбе против большевиков, или не принимали, заплатили огромные контрибуции советской власти. К тому же, ко всему прочему, казачьи станицы после были обложены громадными налогами.
А как иначе? Ведь буквально всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем и не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно, еще больше посажено в тюрьмы.

Впрочем, усердная жестокость является не какой-то местной привилегией. Данная черта вообще характерна для всех коммунистов. Для примера отвлечёмся ненадолго от книги Фурманова. Возьмём для примера красного командира Сиверса. Такой же командир, как и Чапаев. Только если Чапаев командовал дивизией, то Сиверс командовал армией. Так вот, этот самый Сиверс лишь в одном месте сумел расстрелять две тысячи казачьих офицеров — ветеранов первой мировой войны. Более того, этот красный командир не пожалел даже семьи добровольцев белогвардейцев, не ушедшие в поход с мужьями. Убивали и насиловали даже невест юнкеров. Разумеется, было реквизировано всё ценное, что нашли. По станицам прокатилась волна грабежей, изнасилований и убийств, в частности священников. А как же оставить в стороне священников? Никак нельзя.
А взять другого красного командира – Голубова. То же вроде бы из фельдфебелей, как Чапаев, или из прапорщиков, как Сиверс. Так что сделал этот Голубов в Новочеркасске?
- Войсковой старшина Н. М. Голубов ворвался в здание «Судебных установлений», где проходило заседание Войскового Круга, сорвал с Войскового атамана А. М. Назарова генеральские погоны, арестовал его и председателя Войскового Круга Е. А. Волошинова, а депутатам приказал «убираться к чертям». После этого красными были арестованы все делегаты Казачьего круга, а в городе была провозглашена советская власть. Следом за перешедшими на сторону большевиков казаками Голубова в город прибыли чекисты и начали избиение городской интеллигенции и офицеров. Над трупами расстрелянных каратели из ЧК долго и ожесточенно издевались: пинали их ногами, кололи штыками, дробили черепа убитых прикладами винтовок.

Может быть некоторые скажут, что такого быть не может. Но ведь могли же так пытать в тюрьмах НКВД позже заключённых. Например, Тухачевского. После пыток он имел такой вид, словно по нему проехал трактор. А ведь после славной октябрьской революции к тому времени прошло без малого двадцать лет. Что же говорить про первые годы завоевания власти славными коммунистами.
Так что такие подвиги красного воинства и славных чекистов не должны ни у кого не вызывать ни малейшего сомнения.

Коммунистов в деле истязаний нельзя даже сравнивать с фашистами. Куда фашистам до коммунистов. Фашисты вообще глядятся по сравнению с коммунистами божьими агнцами.
Да убедитесь сами. Вот ещё одна картина деятельности большевиков.
- 12 июня партию казаков отвели к кладбищенской ограде… перекололи всех штыками, штыками же, как вилами, перебрасывали тела в могилу через ограду. Были между брошенными и живые казаки, зарыли их в землю заживо. Зарывали казненных казаки же, которых выгоняли на работу оружием. Когда зарывали изрубленного шашками казака Седенко, он застонал и стал просить напиться. Большевики предложили ему попить крови из свежих ран зарубленных с ним станичников…

Да куда там легионеру, принимавшему участие в казни Христа, который дал распятому губку с уксусом до красноармейца? Чего там тратиться на уксус? Пей кровь, сволочь.
Всего же казнено в Чамлыкской 185 казаков. Трупы их по несколько дней оставались не зарытыми; свиньи и собаки растаскивали по полям казачье тело…

А чем эти действия лучше действия айнзацкоманд?
И как должны были казаки относиться к коммунистам после всего этого кошмара?


К. К. Краснушкин, председатель Урюпинского комитета ВКП (б) в своей докладной записке в Казачий отдел ВЦИК заявляет о следующих фактах:
Был целый ряд случаев, когда назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своей властью, чинили всякие насилия над населением, отбирая скот, молоко, хлеб, яйца и другие продукты, и вещи в свою пользу, когда они из личных счетов доносили в ревтрибунал на граждан и те из-за этого страдали… Отдел розысков и обысков при ревтрибунале, а также комиссары при производстве обысков отбирали вещи, продукты совершенно безнаказанно на основании личных соображений и произвола, причем, как видно из переписок по дознаниям, отобранные предметы исчезали неизвестно куда. Эти отобрания и реквизиции производились сплошь и рядом… с совершением физических насилий. Трибунал разбирал в день по 50 дел… Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи и дети. Известны случаи расстрела старухи 60 лет неизвестно по какой причине, девушки 17 лет по доносу из ревности одной из жен, причем определённо известно, что эта девушка не принимала никогда никакого участия в политике. Расстреливались по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении члену трибунала Демкину заявить, что подсудимый ему известен как контрреволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу… Расстрелы производились часто днем, на глазах у всей станицы, по 30-40 человек сразу…

А ведь Чапаева, как явствует из романа, тоже подозревали в отклонениях в психике.
Вполне возможно. Боевые действие оставляют неизгладимое влияние на психику. А нормальный человек вряд ли будет плясать на бруствере перед вражескими окопами, как это не раз проделывал Вася Чапаев, в то время ещё Чепаев.

Интересно, а что потом стало с этим Краснушкиным, который подал такую нелесную докладную записку? Я думаю, что столь порядочный человек просто сгинул на просторах ГУЛАГа.

Впрочем, если здраво порассуждать, то и сам Чапаев тоже бы, в конце концов, попал в ГУЛАГ. Не будем забывать, что Чапаев вначале карьеры был и кадетом, и эсером, и анархистом. Лишь за одно такое многоцветье его бы приговорили к смерти рано или поздно.
Расстреляли же командира армии Думенко. А ведь он, как и Чапаев, резко критиковал политработников, а заодно и штабистов. Именно за недовольство политработниками Думенко и навешали массу других обвинений, хотя он и принадлежал к партии большевиков.

А вообще, если смотреть здраво, то становиться понятным, что в то смутное время люди шли в армию для самосохранения. Не было работы, предприятия бездействовали. А ведь людям надо было как-то жить. Вот и шли в отряды, которые наделялись полномочиями отбирать провизию и другие ценности у мирного населения.

Вернёмся вновь к книге Фурманова. Сколько женщин шло с армией в обозах. Совсем как в средние века, когда совершенно было неразвито тыловое обеспечение войск.
Вспомним, в чём преимущество римского войска над варварами. Да у римлян просто было хорошо налажено тыловое обеспечение. В то время как каждый воин варваров вынужден был тащить с собой индивидуальный запас провианта. Совсем как в романе Фурманова, где каждый красноармеец из города Иваново-Вознесенска покупал себе провизию сам. При подъезде к Самаре каждый накупил по пуду хлеба. Вы только вдумайтесь, у каждого красноармейца шестнадцать-двадцать буханок хлеба. И навряд-ли этот хлеб закупали, ибо люди ехали из голодного города, где ни у кого не было ни работы, ни денег. Да и какие деньги в девятнадцатом году? Кому был нужен советский рубль? Точно так же и другие бумажные деньги, если, конечно, это не доллары. Все старались обменивать свои товары на товары же.
Впрочем, в романе есть примеры и денежных отношений. Так мы узнаём, что чёрная икра стоит сорок три рубля за фунт. Вдумайтесь, в какой-то глухомани, типа Уральска, в 1919 году можно свободно купить чёрную икру. Да лично я, прожив шестьдесят с лишним лет в крупном губернском центре, никогда не видел в советских магазинах чёрной икры. А ведь у нас в Самаре было несколько специализировнных рыбных магазинов.

А теперь хочу напомнить сценку, когда красноармеец в захваченной станице тащит из какого-то дома детское бельё: пелёнки, распашонки. Комиссар его спрашивает:
- Зачемтебе это барахло?
Красноармеец смущается и всё относит обратно.
Но сценка довольно примечательная. Вдумаемся. Солдат несёт из хаты то, что ему не нужно. Что это означает? Да то, что хата уже полностью разграблена и вот этому красноармейцу достались только детские распашонки. Конечно, когда деньги не играют никакой роли, и распашонки сойдут. В одном красноармейском обозе множество женщин едет с войском, так что можно выменять на что-либо путное и распашонки. Одна эта сценка из романа уже характеризует красную армию как армию мародёров.

А если говорить о многочисленных женщинах в обозе, то мне лично сразу вспомнился приказ Ленина, где он приказывает расстрелять всех дам в полку. А чего с ними церемониться с этими разносчиками венерических болезней?
Это пусть Чапаев рассуждает, сколько может без баб красноармеец просуществовать, а рядовому красноармейцу пустопорожние рассуждения ни к чему.

Ещё хотелось бы остановиться на внешнем виде красноармейцев. Почему? Внешний вид играет далеко не последнюю роль. Например, в психиатрии, среди прочих характеристик пациента, имеется и графа о внешнем виде, насколько человек способен следить за собой.
В романе есть несколько примеров на данную тему, но я хочу остановиться на одном, описании облика одного из лучших командиров полка по фамилии Елань, у которого на ногах был не только многомесячный слой грязи, но даже плесень завелась. Даже среди животных мне вспоминается лишь один, который покрывается плесенью в тропиках, это ленивец, который ведёт настолько малоподвижный образ жизни, что его шерсть покрывается плесенью. Но ведь в романе идёт речь не просто о человеке, а о командире полка. Чего же после такого портрета вспоминать о вонючем полушубке, которым один из командиров накрыл хлеб. Полушубок настолько был пропитан потом, что хлеб тоже мгновенно провонял. Но ничего, весь командный состав дивизии даже и не заметил такой мелочи походного быта. Не буду я говорить и об остроумных шутках славных красноармейцев, когда спящему бойцу мажут лицо грязным сапогом.

В фильм о Чапаеве такие неприглядные сцены, разумеется, не вошли. Зато там появилась Анка пулемётчица. Хотя сам Чапаев в романе живёт чистым аскетом, чурающимся женщин и рассуждающим на философские темы, сколько же может продержаться без женщин боец красной армии.