7. 17

Нина Марченко
Строится храм на Коммунистическом проспекте. Тихий очень чистенький пригород с правильной екатерининских времен планировкой улиц. Вдоль тротуаров - старые липы. Дома тоже старые, но вполне пригодные. Рубленные, но большие. Вокруг домов огромные участки земли, заросшие лесом. Вот только названия улиц - наследие недавнего прошлого: одни комсомольские и коммунистические. Сквозь листву старых лип вижу очертания красивого храма. Приятно, что знаю архитектора, его воплотившего в проект.
Что же такое — храм на коммунистическом проспекте? Что знают люди, считающие себя верующими, о новомученниках? Или о миллионах погибших за свое имя — «крестьяне», которое когда-то, до появления колхозов, означало «христиане». Допустима ли такая глупость, когда храм строится на улице, названной в честь гонителей веры?
Первое время это казалось смешной ошибкой. Но время идет и ошибки становятся грустными. Каждый день проезжаю мимо станции метро с названием «Библиотека им. Ленина». Когда-то еще в первом классе приобщалась в ней к богатству отечественной культуры. Но даже в те суровые годы, полные насилия власти и предательства, мы знали, что библиотека Румянцевская. Меня не удивляет ненависть «совдепии» ко всей нашей культуре. Пугает равнодушие наследников.
Вдруг почему-то появилось у публики желание свести понятие культуры к ярмарке. Этакие мы простые и разухабистые. Казаки красивые ходят по ярмарке, песни поют. А дальше что? Проспект-то — коммунистический. Именно казаков убивали герои советских песен.
Как же быть нам, не спившимся, выжившим? Оставаться на уровне ярмарочных представлений или задуматься над возрождением. И все ли следует оставлять из былого? Последнее время, когда тело стало старым, люди, убежденные на основании толстеющего кошелька в своей значимости, пытаются помыкать мною. Чувствую это пренебрежение от заказчиков, вполне православных. А ведь главным инженером проекта я стала в тридцать лет и без всякого блата. Не будучи ни коммунистом, ни провокатором. И никто не сомневался ни в уме женщины, ни в компетентности. Теперь же кое-кто требует от нас жить по домострою. А если ум пытливый и опыта проффесионального — хоть отбавляй? И жизнь по домострою относиться к другим временам и обстоятельствам. Женщин тогда ничему не учили. Знай рожай. Пытаться домострой возродить — это тупик.
Да всегда ли был домострой. Интересуясь историей, я когда-то, еще в советское время читала сочинения протопопа Авваакума. Характер у него был занозистый. И вот, когда уже будучи протопопом в Нижнем, он решил воспитывать прихожанок в суровом понимании христианского поведения, они собрались и избили его. До полусмерти.
Да, думаю крестьянки, получившие после якобы европейских реформ 18 века тяжелый опыт крепостного закабаления, были более смиренны. Рабыни рабов. Они и сейчас пропускают мужиков у прилавка без очереди.
Но и это иго миновало. Не следует сохранять доставшееся в давней истории рабство.