Пароход Дмитрий Фурманов-сладка ягода часть 10

Юрий Литвак
                ПАРОХОД  «ДМИТРИЙ  ФУРМАНОВ»  -  «СЛАДКА  ЯГОДА»

                (Часть  десятая)


     Уставшие от погрузки на пароход своих арбузов, туристы взяли «тайм-аут» - прилегли на пару минут отдохнуть. Кто, не раздеваясь, лёг на койку, кто закурил, а другие уже разрезали арбузы. Вот это – Ягода! Арбузы – классные! Большущие и сладкие, семечек совсем мало, и они чёрные как смола. Одним словом «Сладка Ягода!».

     По всем каютам бегает Глафира (жена Фёдора) с пачкой старых газет. Зашла Глаша и  к молодожёнам: 
     -Вот вам, пожалуйста, газета. Сделайте кулечек, и семечки от арбузов плюйте в него. Мне очень нужны семена, буду у себя на Урале выращивать эти «сладкие ягоды». Я потом приду за кулёчками, только никому другому не отдайте. Договорились?  Довольная Глаша побежала дальше по каютам.

     -Я спал и видел её среди здесь,- пробубнил недовольный Фима. – Не садить и не разводить арбузы эта деревня – Глаша собирается. Она енти наши семучки подсушит и…на ринок (15 коп. Стакан), шоб я так жил. А остальные всю зиму будет со своим Федей лузгать у себя на печке да смеяться над нами. Я лучше эти семучки буду глотать, но ентой тётке – не дам!

     -Мине таки смешно! Ти шо, пожалел,- вступилась молодая жена Фимы – Софа. – Нам меньше мусору в каюте. А, хошь таки собирать, щоб сушить, так – за всегда, пожалуйста.

     Мужское население парохода натаскало и накатало в свои каюты арбузов и дынь по 10-15 штук.  Фёдор отличился. Купил и закатил в каюту двенадцать здоровенных арбузов!
     -Довезу до Урала,- говорит с гордостью Федя,- продам в три раза дороже!

     Так, появлялись в СССР первые зачатки предпринимательской деятельности. Раньше, правда, это называлось – спекуляцией (купи – продай), и за неё грозил реальный срок!

     Арбузы на пристани, да и на рынке в Астрахани продавались ну очень крупные (но дешёвые)! Весом десять и выше килограмм! Каждый старался взять крупнее. Конечно, женщины и пожилые люди столько арбузов не брали, арбуз и дыньку. И брали не домой, а скушать на пароходе.

     По пароходу прошёл слух, что лишние арбузы будут отбирать и – за борт. Говорили, что больше четырёх «ягодок» перевозить нельзя.…Есть норма – 40 килограмм на пассажира. Стюардесса Татьяна Колерова рассказывала, что в аэрофлоте тоже есть ограничения (20 килограмм).  Мало, кто верил этому «сарафанному радио», но, на всякий случай, стали готовиться защитить свои кровные арбузы.

     Туристы стали распределять свои «излишки» арбузов по тем, у кого их меньше нормы. С одним,  вновь поступившим на судно - Анатолием Сидоренко (активный читатель Проза. Ру), стали торговаться
     -Ты мне запиши своих четыре арбуза,- говорила пожилая женщина,- а отдам я тебе потом только три. А, как же иначе? За просто так, что ли?

     Анатолий зашёл в каюту к молодожёнам. Они арбузы вообще не покупали и в Астрахани из каюты не выходили. Им было некогда.
     -Понимаете, ребята,- начал Сидоренко,- у меня большая семья: женщины, дети, внуки…А эти «ягоды» - сплошные витамины. Мне их надо довести до дома, до Свердловска. А как? Говорят, что излишки будут выбрасывать за борт. Давайте запишем по четыре арбуза на каждого из вас (по 40 кг). Вам это ничего не стоит. Я вам буду очень признателен! Так, я пойду, принесу?

     -А шо ми с етого будем иметь? Кроме вашей признательности,- спросил на полном серьёзе Фима. – Ми подпишемся, ежели половина – нам! Конечно же, за деньги. Я таки бесплатно не возьму. Я – честный человек. Всё равно, вам, Анатолий, больше повезёт. У вас будет восемь арбузов, а у нас только четыре. Ну, так, как? Договорились?

     -Ну, ты, Фима, даешь!!!- возмутился Анатолий Сидоренко и сжал кулаки,- здесь на пароходе что ли все жи… хитрые такие?  Спасибо большое! Вы очень мне помогли! Чтоб вам никто ни одного арбуза не дал и не продал! Ну, ты даёшь, Ефим! И до сих пор живой?

     Забегая вперёд, скажу, что Анатолий Сидоренко нашёл таки потрясающий выход из положения. Конечно, было очень тяжело, но…Ночью, когда полностью стемнело (темнеет здесь рано), Анатолий перетаскал свои излишки – восемь арбузов, в висевшую над окном его каюты спасательную шлюпку. В этой посудине как-то переночевали молодожёны. Конечно, он рисковал потерять свои арбузы, но, как говорится: кто не рискует, тот не пьёт шампанского – и не потерял!  Как он довёз до дому двенадцать десятикилограммовых арбузов,
это минимум – 120 кг, никто не знает.  Из порта назначения г. Молотов (Пермь) до Свердловска – 400 км. На сайт Проза. Ру поступило извещение: груз доставлен и его поедают: Лариса, Ольга, Ксюша, Вика, бабушка - прабабушка и, конечно, мужики!

     Долго ломал свою голову Фёдор, куда девать излишние арбузы? На двоих с Глашей, у него лишних четыре «ягоды». Не хотел он никого просить (уже слышал про Фиму). Сидит на койке, а перед ним две сетки – авоськи и по два арбуза в каждой.

     Его, вдруг, осенило! Он взял из Глашиного чемодана клубок бельевой верёвки и быстро вышел из каюты.
     -Ты что надумал, старый дурак,- закричала Глаша,-  из-за арбузов – вешаться? Ты сошёл с ума! У тебя же дома внуки!
     -Не ори, все спят, не видишь что ли? Я вперёд - тебя повешу, чем самому вешаться. Не дождёшься! Зайди в каюту и не высовывайся,- скомандовал Фёдор.

     Ночь. Темно. Решил Фёдор опустить лишние арбузы на дно реки. Привязал к каждой сетке верёвку и опустил их обе в воду. Как только верёвка ослабла (значит – на дне), привязал концы к стойке перил. Он счастливый вернулся в каюту, Глаша уже спала и храпела. Фёдор лёг на койку, пробормотал что-то о слишком мелкой глубине Волги и тут же, в унисон Глаше, тоже захрапел, но намного громче.


     Итак, вернёмся в первую половину дня. Пароход стоит у причала г Астрахани.
     По радиотранслятору звучит  голос стюардессы Татьяны Колеровой. Она приглашает всех туристов, членов экипажа и вновь прибывших на пароход – в кинозал на экстренное собрание.  Стюардесса вместе с начальником круиза Евой Зельтен обходят все каюты, приглашают всех в кинозал, в обязательном порядке. Отдельное приглашение получили молодожёны Фима и Софа.  Они уже сутки не выходят из каюты. Празднуют первую беременность жены.

     Все расселись в зрительном зале.  Капитан Давид Маркович Мартинсон в полной форме – под белым экраном кинозала.

     -Всем здрасьте! Дамы и мужчины! С нашим пароходом произошло, грубо говоря,  - ЧП.  Я дико извиняюсь, шо не  сказал наперёд, шо нельзя  на судно тянуть всё подряд. Оно – не резиновое, и не может надуться, плавать и не потонуть. Самолёты от лишних килограммов не могут таки взлететь, а взлетять, так хочут сразу падать. Перегруженные пароходы – находют мель и садятся на неё, перевёртываются и утопают. О чём это я? Так вот, произошёл перегруз ватерлинии. Для нисколько не грамотных, объясняю: Судно осело больше нормы, стало на много ближе ко дну. Уразумели?  Плыть дальше нельзя (ближе - тоже), тем более, против течения.  Или сядем на мель, или утопнем к чёртовой матери. В лучшем случае, будем тащиться как Бурлаки на Волге , недели две, три.

     -Может, как нибудь пронесёт,- сказал Фёдор,- не утопнем?
     -Не понимаю шо–то я тебя, Федя, шо ты так торопишься умереть? И шо ты мине тут несёшь,- возмутился Кэп,- ти, наверное, больше всех перегрузил судно? Пронесёт тебя в другом месте, только успей таки добежать.

     -Учителя грамотные на судне имеются?- спросил Кэп у пассажиров парохода.
     -Есть,- встала женщина непонятного возраста в вязаной кофте, длинной тёплой юбке и очках,- умею читать и считать. Работаю в сельской школе. Победила в районной олимпиаде, и меня наградили сюда путёвкой. Меня зовут - Нюра, а в школе – Анна  Ивановна.

     -Ну и, Слава Богу!- сказал Кэп,- стойте там и слухайте сюда, шо я вам скажу.  На пароходе плывут 120 человек пассажиров, в том числе экипаж и вновь прибывшие с Прозы. Ру.  Каждый имеет право, кроме ручной клади, перевозить груз в количестве 40 килограмм.

     -Уважаемая Анна Ивановна, таки,  сколько дополнительного груза может взять наш пароход?
     -Учительница подняла глаза к потолку…(конечно, столбиком быстрее, но нет бумаги и карандаша),- прошептала Нюра. – Сосчитала!  4800 килограмм, уважаемый Кэп.
     -Спасибо уважаемая, ви здорово считаете! А ви, господа туристы, загрузили шесть тонн – 6000 кг.  Это две большие разницы!
     -Анна Ивановна, сколько составил перегруз?
     -Одну минуточку…и снова – в потолок. Сосчитала!  1200 килограмм.
     -Умница ви наша! Все слыхали? 1200 кг арбузов и дынь, а може шо-то из вэщей надо с парохода убрать. Или человек 15 отправить обратно поездом. Есть, правда, ишо один виход: каждый за оставшиеся пол суток должен съесть один арбуз весом не меньше десяти килограмм. Или идите на пристань, торгуйте. На корме парохода установлен большой контейнер для пищевых отходов. Корки и семучки бросать – туда! Перед отплытием нам контейнер специальный кран-буксир заменит на новый порожний.  Туалеты работают.

     На верхней палубе у лестницы на крышу, установлены весы. Покуйте в сетки и мешки по два арбуза и указывайте номер каюты. На крышу подымут только 4800 килограмм. Перед отправлением, ночью будет проверка. Излишний вес будет ликвидирован!  Вопросы есть, вопросов – нет!


     Пользуясь случаем, хочу представить новых пассажиров нашего парохода – авторов и читателей сайта Проза. Ру.

     Татьяна Левина - автор Проза. Ру. Поднялась молодая красивая дама. Она живёт в США с мужем и сыном. Думает, говорит и пишет – по-русски. Рада быть в круизе, который всех объединил. Пишите, всем ответит.

     Лада Радеева – автор Проза. Ру. Симпатичная дама. Родилась в прошлом веке (в конце). Её жизненный путь: ясли, детсад, школа, институт, муж, сын. Приглашает в гости.

     Александр Тиханов – автор Проза. Ру. Стройный мужчина средних лет. Интересно пишет. Умеет дружить. Один, из читаемых авторов. Приглашает в гости и всегда их ждёт.

     Татьяна Богдан – псевдоним на Прозе. Ру. Семакина Надежда из Кузбасса. Читайте, пишите, ответит.

     Анатолий Сидоренко – активный читатель Проза. Ру. Грамотный рецензент. Изучил участников круиза и сам пароход. Читает многих. Сам из Свердловска. Жена Лариса – однофамилица Царской Семьи. Читайте рассказ у автора «Семья Романовых или убийство по неосторожности». Пишите, всё прочтёт.

     Эти люди внимательно наблюдали за нашим круизом (все девять частей). Сейчас они – с нами.

     А, теперь вновь о ЧП. Шо будем делать? Это очень серьёзно! И шоб я дважды не повторял! Перегруз более тонны! Как говорят у нас в Одессе: жадность фраера сгубила! Но ви ж не фраера, товарищи…

     Перед отправлением парохода, около четырёх часов утра, если судно не примет рабочее положение, будет проведена проверка кают. Извиняйте, вас ночью побеспокоют. Если найдутся таки неучтённые «ягоды», они будут репатриированы. Не обижайтесь. Кушайте на здоровье!

     Итак, даю вам время до четырёх часов утра на поедание арбузов. Сейчас идёт техобслуживание механизмов парохода и небольшой ремонт правого колеса гребного барабана от попавшей под него фанерной байдарки.

     -Так, вот какая акула кусала наш корабль,- перебил Кэпа возбуждённый Фёдор. – А Глаша говорит, что,  днище железное. Какая белая горячка? Сама ты – белая! Извините, Кэп. Я ж вам говорил, что слышал треск дерева…

     -Отправление завтра по расписанию в 4 часа 15 минут (с рассветом),- продолжил Кэп. К этому времени дополнительный груз на пароходе не должен превышать пяти тонн.

     Ешьте, гризите, глотайте целиком, сосите с семучками, хоть с корками (туалеты будут работать), но вес лишний на пароходе быть не может!  Это – не грузовик, шины не подкачаешь. Поэтому, лишний груз – за борт!  У вас на всё про всё – сегодня пол дня и вся ночь!  Приятного аппетита! Не разберётесь сами,- наши матросы с криши в реку сбросют 50 мешков с арбузами.

     -Как быть, Кэп, если у нас с Софой вооще нет арбузов,- начал выступать Фима,- к нам тоже ночью будут приходить ваши матросы? Нам шо, всю ночь не спать,  их ждать? А може кто нам даст арбузов, шоб не зря не спать ночью, а Кэп?

     -Щас всё брошу и стану тебе рассказывать,- сорвался на крик Кэп.
     -Ви шо кричите, капитан? Я понимаю слов.
     -А я не понял, за шо ви меня щас спрашивали. Ви, Фима, все нервы мине вытреплете.
     -И шо ви так переживаете, будущий тесть? Все болячки от нервов. Стойте спокойно, а то сахар в крови поднимается. Берегите нервную систему. Она вам ещё пригодится с молодой женой.
     -Ти, Фима, мине всю кровь випил. Не заставляй страдать мои внутренности от обиды. Оставь своих глупостей и закрой рот с той стороны. Сделай вид, шоб я тебя долго искал. Не терзай мне жизнь!

     В зале начался ропот, люди не довольны семейственными разборками на общем собрании.

     -Фима, ты – человек или хто? – не выдержал шеф-повар Семён.- Не делай скандала, не болтай ерундой и замолчи свой поганый рот! На пароходе ЧП, а ти развёл базар. Не морочь голову капитану, у него есть чем её морочить. Давайте все отправимся есть арбузы! Приятного всем аппетита! В столовой есть ножи, берите.

     Ни на обед, ни на ужин почти никто не пошёл. Только брали хлеб и ели его с арбузами.

     Всю ночь в общественном туалете толпились люди (в основном – женщины). Контейнер был загружен арбузными корками до верху. Выбрасывались «ягоды», недоеденные на половину. Съедалась только середина ароматной сладкой мякоти.

     Мужчины приспособились мочиться прямо в реку с кормы нижней палубы. Так они и стояли полукругом вдоль борта – всю ночь. Эту вольность Кэп буд-то не замечал, и не гонял туристов.

     Перед отправкой парохода, уборочный буксир поменял полный контейнер на порожний.

     Вахтенный начальник с Кэпом проверяют ватерлинию. Почти – норма. Молодцы! Будем отходить. По местам стоять! Кэп поднялся на мостик.

     Бежит вахтенный начальник: - Кэп, справа по борту посторонний предмет, похожий на противолодочную мину, только без рогов.  Кэп «пулей» слетел с мостика, прихватив с собой багор.  В полной темноте между бортом судна и причалом в воде плавали и качались на волнах какие-то круглые большие шары, от которых на борт тянулись белые провода.

     -Включить прожектор,- скомандовал капитан. Это были арбузы! Две пары арбузов в сетках покачивались на волнах у самого борта парохода.

     -А шо? Хто-то шикарно мыслил. Облегчил судно и «ягодки» не потерял. Он, видимо, не знал, шо арбузы в воде – не тонут,- шёпотом заговорил Кэп. – Давай их перевяжем на корму, пусть плавают в хвосте судна. Не объявится хозяин,- на полдник подадим. Хотя, никто их есть не станет, объелись.  Если дотянем до Молотова, то отдам нашему шефу, он заказывал.

     Кэп вновь на мостике. Отдать концы!  Малый вперёд!  28 августа 1951 года.  Местное время 4 часа 15 минут. Начало светать.  Грузопассажирский легендарный пароход «Дмитрий Фурманов» плавно, не задевая рыбацких лодок, отошёл от пристани города Астрахань и взял курс на «Север» до города Молотов (Пермь).

     Предстоит пройти весь путь  вверх по течению Волги, а это более 2000 километров  - за двенадцать дней. Вниз по Волге это же расстояние пароход прошёл за восемь дней, с семью стоянками! Скорость движения сократится втрое.

     Полностью рассвело. Светит солнце. Уже жарко. В этих краях плохая погода (дождь) бывает не чаще пяти дней в году. Все ещё спят, хотя в туалете толпятся женщины. Все неприятности с ЧП остались позади. Впереди масса свободного времени, идём почти без остановок.  Будет «Зелёная стоянка». Пассажиров  и, в частности, – авторов и читателей Проза. Ру, ждёт масса больших и неожиданных сюрпризов. 

  На этом история Круиза на «Еврейском пиратском судне» - пароходе «Дмитрий Фурманов» – не кончается. Главные развлечения - впереди!


       (Читайте продолжение – часть одиннадцатая)


       http://www.proza.ru/2012/06/15/1681