Фантастика

Алена Алатало
     Эта история началась в понедельник. Позвонил А., страшно извинялся, что он меня предал, и теперь ко мне должны прийти из КГБ.  Я совершенно ничего не поняла.
На следующий день на работе вежливый молодой человек вызвал меня из аудитории и сказал, что мы должны поговорить строго конфиденциально.
       Зашли в лаборантскую, он попросил закрыть дверь на ключ и спросил:
- У вас ведь есть повесть Стругацких «Сказка о Тройке»?*
- Да, есть рукопись, как раз все читают! Фантастика! Прекрасный сибирский журнал!**
- C ним вопрос решается. А вам не кажется, что  эта «Тройка...», на самом деле...
- Зачем Вы так говорите?  Можно что угодно придумать, и страну, и генерального    Секретаря.  Это же фантастика…
- ...
- Вот видите! А где вы взяли текст?
- Переписала из сибирского журнала.
Я вовсе не хотела, чтобы начали таскать моего друга Леву.
 - Завтра я приду, а вы принесете пленку, договорились?

  Так-то оно так, но откуда у меня плёнка?  С Людой мы поехали к Леве, он был дома, втроем отправились к его друзьям. У них пленка была! Теперь снова в лабораторию - размножить Стругацких. На завтра  пленка и текст были готовы для КГБшника.
Он был очень доволен и прямо в лаборантской при мне сжег пленку и текст, а мне было смешно.
Через несколько дней в теоретический корпус пришел Лева с чемоданом нарциссов!
Вот так бывало порой читать советскую фантастику…




*«Сказка о Тройке» — сатирическая повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких (1967), связанная общими героями с повестью «Понедельник начинается в субботу» Предполагалось печатать повесть в «Детской литературе» и в «Молодой гвардии»,
но оба издательства неожиданно для авторов отказались.

**Иркутский альманах «Ангара» известен тем, что  в период «закручивания гаек» он смог напечатать несколько вещей, которые центральные издательства отказывались принимать к публикации.  (1967 – «Деньги для Марии» В. Распутина,  1968 – «Сказка о Тройке» братьев Стругацких, в 1970  году  - «Утиная охота» А. Вампилова)  Однако, за всё надо платить, - В феврале 1969 года бюро Иркутского обкома партии приняло постановление об идейно-политических ошибках, допущенных в альманахе "Ангара". Поводом к этому послужила публикация повести братьев Стругацких "Сказка о Тройке". Произведение это было признано идейно порочным и аполитичным, номера "Ангары" с повестью изъяты из массового библиотечного пользования и переведены в спецхран,  свободный тираж пошёл под нож, а главный редактор альманаха писатель Юрий Самсонов освобождён от должности.
 Повесть публиковалась за границей в журнале «Посев».
 В СССР она увидела свет лишь 20 лет спустя после "иркутского случая".