Старший брат

Владимир Капустин
        Сезон работы студенческого отряда на строительстве сельскохозяйственного комплекса в селе Соколовка Молчановского района Томской области подошел к концу. Намеченный объем работ был выполнен за полтора месяца и студенты в середине августа разъехались – им еще нужно было отдохнуть до начала нового учебного года, навестить, как обычно, родителей, а у меня - командира отряда начался ответственный период закрытия нарядов и получения денег за выполненную работу. Я уже дважды мотался из Томска в Молчаново за 230 километров, при этом, в связи с редкими автобусными рейсами, добираться приходилось в основном на попутках. В шесть часов утра выходишь из города на тракт и голосуешь, а далее по 20, 30, 40 километров на автомобилях, мотоциклах, а иногда и пешком по пыльной дороге – повезет, часам к 3-4 дня и доберешься.
        Хорошо еще, что в поселке Молчаново у меня остался близкий друг – местный врач, у которого я мог переночевать и которому в каждую поездку захватывал из Томска несколько бутылочек Жигулевского пива, потому что в районе пива днем с огнем не найдешь. Один раз я даже из-за него пострадал. На трассе попросил подвезти одного мотоциклиста, а оказалось, что он только что купил мотоцикл и водить совершенно не умеет. Виляли мы с ним, виляли по грунтовой дороге, пока не навернулись. И вот, пока я летел кувырком в кювет, то, прежде всего, думал о пиве и умудрился мягко приземлить портфель с пивом так, что даже бутылочки не звякнули, а сам улетел в кусты.
        Иван Борисович, начальник передвижной механизированной колонны (ПМК), в которой мы работали, постоянно придирался, то к качеству выполненного объема работ, то к оформлению документов. Ничего нового в его действиях не было, обычная практика, – в начале строительства наряды закрываются на ура, а в конце работ  заказчик всячески пытается тебя надуть. В этот раз, начальник был недоволен высокой, начисленной заработной платой студентам, выходящей, по его мнению, за рамки разумного, при этом начисто забывал, что студенты, в отличие от его рабочих, трудились не по 8, а по 12 часов, не пьянствовали и работали без суббот. Наконец мы с ним договорились, все вопросы утрясли – где-то я подвинулся, где-то он пошел на встречу. Подписанные наряды оказались у меня в руках - я доволен, начальник тоже доволен, что он от меня отделался. А тут, черт дернул меня за язык брякнуть:
        - Иван Борисович! А где еще наши, студенческие, 20 процентов?
        Мне бы сначала получить деньги в кассе, а потом задавать справедливый вопрос. А я возьми и ляпни – не сдержался. Здесь следует пояснить, что высокие заработки студентов в стройотряде в немалой степени зависели не только от удлиненного рабочего дня, а от того, что, во-первых, студентам в обязательном порядке доплачивали 20 процентов студенческих к основному заработку, а, во-вторых, подоходный налог со студенческой зарплаты не брался.
        После моих слов начальник побагровел, вырвал у меня из рук подписанные им же наряды, порвал их и бросил на пол, а сам выбежал из конторы. Стою я около организации с порванными документами на руках и матерю себя последними словами за свою поспешность. Конечно, он заплатит по закону, но какую сумму и сколько раз мне придется еще ездить, согласовывать и кланяться ему, один бог только знает и мне стало не по себе. И вдруг, мне в голову пришла крамольная мысль:
        - Мы работали под эгидой обкома комсомола. Коммунистическая партия наш старший брат. Так пусть братан и разбирается с начальником ПМК!
        Разворачиваюсь и иду к первому секретарю в Молчановский райком партии. Захожу в кабинет и произношу, заранее заготовленную речь:
        - Я, командир студенческого строительного отряда, комсомолец, присланный областным комитетом комсомола и партии для оказания помощи Молчановскому району, а местные партийные руководители, в лице начальника ПМК, ведут себя безответственно по отношению к комсомолу – сначала подписывают документы, потом их рвут, не выполняют постановление партии и правительства о выплате студенческих 20 процентов, -  и кладу порванные наряды ему на стол. Первый секретарь внимательно выслушал мою эмоциональную речь, посмотрел документы, убедился, что они были подписаны и вызывает секретаршу:
        - Соедините меня с механизированной колонной.
        Секретарша соединила. Первый, металлическим голосом:
        - Иван Борисович! У меня в кабинете сидит командир студенческого строительного отряда, а на столе лежат подписанные Вами и порванные документы. Вы что себе позволяете?! Вам партбилет не дорог?! Чтоб через час командир получил все причитающиеся студентам деньги! Вы меня поняли! (В телефонной трубке пытались оправдаться…)
        - Я все сказал! - закончил секретарь райкома и положил трубку.
        Крепко пожав руку старшему брату, я пошел обратно в контору ПМК, а через полтора часа уже бодро шагал по дороге Молчаново – Томск с портфелем, набитым деньгами, и ловил попутки.

1974г.